Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок Ю.Д. Моисейчевой,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
при участии представителей:
ГУП "РЭМ": Е.Н. Яценко, Б.С. Смирнова,
ООО "Строительная компания Атюс": П.В. Ханжина,
рассмотрев жалобу ООО "Строительная компания Атюс" (далее - Заявитель) на действия ГУП "РЭМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по подготовке объектов, находящихся в хозяйственном ведении ГУП "РЭМ", к эксплуатации в осенне-зимний период 2017/2018г.г. (Закупка N 0573200001317000051) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/43474/17 от 28.08.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в технической части аукционной документации, в которой содержатся показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, неправомерно объединены графы "Требуемый параметр" и "Требуемое значение", что, по мнению Заявителя, препятствует корректному формированию заявки на участие в электронном аукционе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в технической части аукционной документации установлены, в частности, следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ:
-п. "Манометр общетехнический": "Манометр должен быть предназначен для измерения избыточного, вакууметрического давления неагресcивных жидких сред, с температурой до 160 °C. Корпус манометров должен быть выполнен из стали, механизм должен быть из латунного сплава. В качестве чувствительного элемента должна использоваться трубка Бурдона. Циферблат: материал должен быть алюминий, шкала черная на белом фоне. Стекло: должно быть минеральное. Штуцер должен быть выполнен из медного сплава. Корпус, кольцо сталь 10. Присоединение должно быть осевое стандартное G 1/2'', M20х1,5. Диаметр лицевой панели корпуса 100 мм. Диапазон измерения 0-1 МПа. Класс точности 1,5/2,5. Диапазон рабочей температура окружающей среды: должен быть ниже -50 до +65 °C. Корпус должен иметь степень защиты >IP30, материал сталь, цвет: черный. Защита от вредного воздействия в результате проникновения воды есть/нет, от проникновения внешних твердых предметов должна обеспечивать защиту пыленепроницаемую/ пылезащитную. Предел допустимой основной погрешности для приборов находящихся в эксплуотации, % диапазона показаний, по диапазу шкалы 0-25%\25-75%\свыше 75-100% должно быть не более
2,5";
-п. "Лента изоляционная, Тип 1": "Лента изоляционная должна быть прорезиненная. Тип ленты односторонний, для электроизоляции. Область применения внутри помещения, без повышенной влаги. Требуемый диапазон рабочих температур минус 24°С _+29°С. Ширина ленты 20 мм (с предельными отклонениями 1 мм), толщина 0.25 мм, 0.35 мм (с предельными отклонениями +0,05 мм и -0,10 мм). Покрытие поверхности ткани резиновой смесью должно быть равномерным, без пропусков" и т. д.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем не предоставлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данного довода жалобы, свидетельствующие о невозможности формирования и подачи заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с требованиями к товарам, установленными в технической части аукционной документации вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
2. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены требования к показателям товаров, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Так например, по мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам:
-п. "Манометр общетехнический": "Предел допустимой основной погрешности для приборов находящихся в эксплуотации, % диапазона показаний, по диапазу шкалы 0-25%\25-75%\свыше 75-100% должно быть не более 2,5";
-п. "Лента изоляционная, Тип 1": "Ширина (с предельными отклонениями 1 мм), толщина (с предельными отклонениями +0,05 мм и -0,10 мм)";
-п. "Лента из "Фторопласт-4": "Предельное отклонение по толщине _0,16 мм. Предельное отклонение по ширине _0,3 мм";
-п. "Грунтовка": "Степень разбавления грунтовки растворителем допускается менее 18%";
-п. "Лента изоляционная, Тип 2": "Ширина (с предельными отклонениями _1мм), толщина (с предельными отклонениями +0,05 мм и -0,10 мм)";
-п. "Краски масляные цветные": "При загустевании красок, допускается разбавлять уайт-спирит в количестве менее 5%";
-п. "Трубки из вспененного каучука": "Плотность должна быть не ниже 40 кг/м"
-п. "Болты, гайки и шайбы": "Предел прочности свыше 600 МПа. Шероховатость опорной поверхности не более 3,2 мкм";
-п. "Прокладки уплотнительные паронитовые": "Толщина, с предельным отклонением _0,25 мм";
-п. "Резина прессованная": "Толщина, с предельным отклонением _ 6,00 мм";
-п. "Краски масляные цветные": "При загустевании красок, допускается разбавлять уайт-спирит в количестве менее 5%";
-п. "Электроды": "Номинальной длиной электрода (предельное отклонение 2 мм). Разность толщины покрытия в диаметрально противоположных участках электрода не должна превышать 0,28 мм. Длина защищенного от покрытия конца (предельное отклонение
2 мм). На поверхности допускаются местные задиры протяженностью не более 15 мм при глубине не более 1 мм покрытия, не более двух на одном электроде. На поверхности покрытия электрода допускаются местные вмятины глубиной не более 1,5 мм в количестве не более четырех на одном электроде".
-п. "Проволока сварочная": "внутреннему диаметру с допустимым предельным отклонением _2 мм, с номинальным наружным диаметром для мотков прямоугольного сечения с допустимым предельным отклонением _5 мм";
-п. "Стальные водогазопроводные трубы с условным проходом 50 мм": "Величина покрытия труб до 25 мкм";
-п. "Краски масляные сурик железный": "При загустении красок допускается разбавлять уайт-спирит в количестве < 4% от массы разведенной краски";
-п. "Раствор строительный М50": "Раствор должен выдерживать 15 циклов замораживания и оттаивания".
Согласно доводам Заявителя, установленные Заказчиком вышеуказанные требования могут препятствовать заполнению заявки на участие в электронном аукционе, поскольку, по мнению Заявителя, значения данных характеристик не предоставляются производителями данных товаров и могут стать известны потребителю только после проведения испытаний определенной партии товара.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований к товарам, используемым при выполнении работ, вышеуказанным образом, а также не представил доказательств, подтверждающих возможность указания конкретных значений указанных характеристик на этапе подачи заявки на участие в электронном аукционе без проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам п. "Манометр общетехнический", п. "Лента изоляционная, Тип 1", п. "Лента из "Фторопласт-4", п. "Грунтовка", п. "Лента изоляционная, Тип 2", п. "Краски масляные цветные", п. "Трубки из вспененного каучука", п. "Болты, гайки и шайбы", п. "Прокладки уплотнительные паронитовые", п. "Резина прессованная", п. "Краски масляные цветные", п. "Электроды", п. "Проволока сварочная", п. "Стальные водогазопроводные трубы с условным проходом 50 мм", п. "Краски масляные сурик железный", п. "Раствор строительный М50" установлены в нарушение п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе аукционной документации неправомерных требований к оформлению и форме заявки.
В силу ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе аукционной документации установлены следующие положения: "Требуемые значения по таким параметрам как "отклонение" и "погрешность" обязательно должны быть указаны диапазонного значения, но не более чем указано в нормативно-правовых актах и государственных стандартах Российской Федерации и в границах, установленных документацией об электронном аукционе, если отклонения и погрешности отсутствуют, то участнику необходимо указывать "0"", "В случае отсутствия согласно нормативной документации по каким-либо из используемых при выполнении работ (оказании услуг) товаров сведений по требуемым значениям показателей товара, участник закупки должен указать "не нормируется". В случае если требуемый показатель и (или) требуемое значение показателя не применяется, исходя из предлагаемых в заявке свойств товара и (или) его характеристик, конструкции, участник закупки должен указать "не применяется". Указание участником пробела или "-" по какому-либо из требуемых показателей и (или) значений таких показателей товара, вместо указания "не нормируется" или "не применяется" там, где это необходимо, будет рассмотрено аукционной комиссией как непредставление сведений о таком показателе и (или) значении показателя товара", а также "Предоставляемые участником закупки конкретные сведения о товарах не должны сопровождаться словами: "требуется", "допускается", "может", "необходимо", "должно", "нужно", "следует", "желательно", "надлежит", "эквивалент", "аналог", "или", "менее", "меньше", "более", "больше", "уже", "шире", "выше", "должен", "должна", "должно", "быть", "позднее", "позже", "раньше", "ранее", "свыше" в том числе с частицей "не", а также содержать символы "/", ">", "<", "", "
", "\" и допускать разночтения или двусмысленное толкование", с учетом того, что Заказчиком установлено, что знак "\" следует читать как союз "и".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что указанные положения инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе являются требованиями к оформлению заявки и установлены Заказчиком в нарушение ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе, что также может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
4. Также, согласно доводам Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные положения инструкции по заполнению заявки, которые, по мнению Заявителя, усложняют заполнение заявки на участие в электронном аукционе, а именно, Заказчиком установлено: "В случае указания значений показателей при сопровождении словом "интервал _" или "диапазон_", то участник закупки должен указать именно интервал (диапазон) значений, с учетом требований к такому значению. Недопустимо описание характеристик в виде неконкретных значений, в том числе диапазонов, кроме случаев предусмотренных настоящей Инструкции. В случае указания значений показателей при сопровождении словами: "в интервале_" или "в диапазоне_" участник закупки должен указать одно конкретное значение показателя, соответствующее требуемому интервалу (диапазону) значений. В случае установления требований, с использованием слов "границы интервала _" или "границы диапазона_" смысловое значение применяется лишь к пограничным значениям интервала (диапазона).", "Если в приложении к техническому заданию прописано требование к геометрическим размерам с словосочетанием "менее" или "более" или "не менее" или "не более" и размеры представлены в виде "А*В" или "А*В*С", то "менее" или "более" или "не менее" или "не более" касаются одного первого значения. Если в приложении к техническому заданию установлено требование к геометрическим размерам со словосочетанием "менее" или "более" или "не менее" или "не более" и размеры представлены в виде "АхВ" или "АхВхС, то "менее" или "более" или "не менее" или "не более" касаются каждого значения", "Если в приложении к техническому заданию прописано требование и стоит двоеточие, в таком случае требование относится ко всем значениям перечисленным после двоеточия", "При подготовке заявки участнику закупки необходимо учитывать, что значения показателей товаров при сопровождении словами "от..", указываются в рамках установленного диапазона, включая пограничное значение показателя, при сопровождении словами "до..", указываются в рамках установленного диапазона, не включая пограничное значение показателя".
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем не предоставлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данного довода жалобы, свидетельствующие о невозможности формирования и подачи заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с указанными положениями инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
5. Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком в технической части аукционной документации неправомерно установлены схематические изображения товаров "Фланцы стальные плоски приварные с соединительным выступом Dy=50 мм при Pу 1,0 МПа", "Термометры стеклянные технические ртутные", которые, по мнению Заявителя, устанавливают обязанность указания в заявках участниками закупки аналогичного схематического изображения. Кроме того, в схематическом изображении товара "Термометры стеклянные технические ртутные" содержится указание на показатель "5,5
1", что может вводить в заблуждение участников закупки. Установленные Заказчиком схематические изображения не являются ни минимальными и (максимальными) значениями показателей товара, ни значениями показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требования к товарам, используемым при выполнении работ, в том числе требований к схематическим изображениям, указанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Строительная компания Атюс" на действия ГУП "РЭМ" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам п. "Манометр общетехнический", п. "Лента изоляционная, Тип 1", п. "Лента из "Фторопласт-4", п. "Грунтовка", п. "Лента изоляционная, Тип 2", п. "Краски масляные цветные", п. "Трубки из вспененного каучука", п. "Болты, гайки и шайбы", п. "Прокладки уплотнительные паронитовые", п. "Резина прессованная", п. "Краски масляные цветные", п. "Электроды", п. "Проволока сварочная", п. "Стальные водогазопроводные трубы с условным проходом 50 мм", п. "Краски масляные сурик железный", п. "Раствор строительный М50", в части установления неправомерных положений инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, а также в части установления требований к схематическим изображениям товаров.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33, ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Ю.Д. Моисейчева
Члены Комиссии С.И. Казарин
К.А. Сомов
Исп. С.И. Казарин.
8-495-784-75-05, доб. 182
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 сентября 2017 г. N 2-57-10493/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.09.2017