Резолютивная часть решения объявлена 29 августа 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 01 сентября 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - временно исполняющий обязанности руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии: начальник отдела контроля закупок Лебедева С.Н., государственный инспектор отдела контроля закупок Миронова М.В.,
с участием:
от заявителя - ООО "Новострой" (далее также - заявитель, общество), представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
от заказчика - Главного управления МЧС России по Ярославской области (далее также - заказчик), представители по доверенности Лебедев М.Ю., Поздняков В.П.,
от оператора электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, направили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя оператора,
рассмотрев жалобу ООО "Новострой" на действия заказчика - Главного управления МЧС России по Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции здания управления пожарной охраны 1 отряда федеральной противопожарной службы Ярославской области по адресу: г. Ярославль, Красная площадь, д. 8А (извещение N 0171100003717000016) (далее также - аукцион, электронный аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Новострой" на действия заказчика - Главного управления МЧС России по Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции здания управления пожарной охраны 1 отряда федеральной противопожарной службы Ярославской области по адресу: г. Ярославль, Красная площадь, д. 8А (извещение N 0171100003717000016) (далее - жалоба).
В жалобе заявитель указывает на то, что документация о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции здания управления пожарной охраны 1 отряда федеральной противопожарной службы Ярославской области по адресу: г. Ярославль, Красная площадь, д. 8А (извещение N 0171100003717000016) не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, поскольку при выборе способа обеспечения исполнения контракта в виде представления банковской гарантии участнику закупки фактически не представляется возможным установить срок действия банковской гарантии, поскольку заказчиком изначально не установлен срок действия контракта, что, по мнению заявителя, является нарушением пункта 8 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
На основании изложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Представители заказчика не согласны с доводами жалобы, представили письменные пояснении по существу жалобы, просят признать настоящую жалобу не необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - Главным управлением МЧС России по Ярославской области - в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 08.08.2017 размещены изменения к ранее опубликованному извещению N 0171100003717000016 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции здания управления пожарной охраны 1 отряда федеральной противопожарной службы Ярославской области по адресу: г. Ярославль, Красная площадь, д. 8А, вместе с документацией об электронном аукционе, неотъемлемой частью которой является проект государственного контракта.
Начальная (максимальная) цена контракта - 96 748 800,00 рублей.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать сведения о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Исходя из части 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В пункте 23 раздела 2 "Информационная карта документации об электронном аукционе" документации об аукционе в электронной форме и в пункте 7.4 раздела 7 "Обеспечение исполнения обязательств по контракту" проекта государственного контракта заказчиком установлено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц и должен действовать не менее чем до 31 января 2018 г.
Следовательно, заказчиком в аукционной документации требование к сроку действия обеспечения исполнения контракта, предоставляемого участником закупки в виде банковской гарантии, установлено в соответствии с положениями законодательства о контрактной системе, довод заявителя об обратном является несостоятельным.
В ходе проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены нарушения части 4 и 6 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Согласно частям 3,4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
На заседание Комиссии Ярославского УФАС России представители заказчика представили два запроса о даче разъяснений положений аукционной документации от 25.07.2017 и от 27.07.2017 N 73593, направленные заказчику через оператора электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" и соответствующие ответы на данные запросы, размещенные заказчиком в единой информационной системе в установленные законодательством о контрактной системе сроки (27.07.2017 и 31.07.2017 соответственно).
Ознакомившись с указанными выше документами, Комиссия установила следующее.
Например, один из вопросов, содержащийся в запросе на разъяснения положений аукционной документации, заключался в следующем: "Согласно п. 23 Информационной карты: В случае, если по каким либо причинам обеспечение исполнения обязательств по контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком своих обязательств по контракту, соответствующий Подрядчик обязуется в течение 10 (десяти) банковских дней предоставить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения обязательств по контракту уменьшенное на размер выполненных обязательств по контракту, при этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта. Из-за того, что заказчик включил в документацию данное условие, участник принимает риск утраты действительности банковской гарантии и возлагает на себя обязанность повторно предоставить обеспечение исполнения контракта. Это противоречит положениям Закона N 44-ФЗ. Для обеспечения интересов заказчика достаточно установить требование о представлении банковской гарантии, срок действия которой должен превышать срок действия контракта не менее чем а один месяц. Представление уменьшенного на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее представленного обеспечения исполнения контракта является правом поставщика, а не обязанностью (п. 7 ст. 96 44-ФЗ), (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2015 N 08АП-9717/2015 по делу N А75-4902/2015, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 2 августа 2016 года N 573-Ж/2016). Просим внести соответствующие изменения в документацию"
В ответ на данный запрос заказчик разместил в единой информационной системе ответ следующего содержания:
"В соответствии со ст. 309 и ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполнятся надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев предусмотренных законом. Исполнение обязательства может обеспечиваться, в том числе банковской гарантией (п. 1 ст. 329 ГК РФ). Следовательно, положение п. 23 Информационной карты аукционной документации не нарушают положения ст. 96 44-ФЗ, так как положение данной статьи не содержит прямого запрета для включения такого условия в аукционную документацию, а в соответствии п. 4 ст. 421 ГК РФ включение данных условий допустимо так как данная норма закрепляет принцип свободы договора".
Из анализа данного ответа не представляется возможным однозначным образом определить предмет запроса, поскольку, во-первых, заказчик ссылается на положения пункта 23 раздела 2 "Информационная карта документации об электронном аукционе" документации об аукционе в электронной форме, который содержит не только указание на возможность замены обеспечения исполнения контракта, а в целом требования к обеспечению исполнения контракта; во-вторых, заказчик при формировании ответа использовал формулировку "не содержит прямого запрета для включения такого условия в аукционную документацию", не раскрывая при этом в тексте ответа содержание такого условия и т.д.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что заказчиком допущено нарушение части 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, выразившееся в размещении в единой информационной системе разъяснений положений аукционной документации на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции здания управления пожарной охраны 1 отряда федеральной противопожарной службы Ярославской области по адресу: г. Ярославль, Красная площадь, д. 8А без указания предмета запроса.
Согласно части 6 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
08 августа в 18 часов 05 минут заказчиком в единой информационной системе размещены изменения, внесенные в документацию об аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции здания управления пожарной охраны 1 отряда федеральной противопожарной службы Ярославской области по адресу: г. Ярославль, Красная площадь, д. 8А (извещение N 0171100003717000016).
Исходя из пункта 3 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме с учетом размещенных в единой информационной системе изменений в аукционную документацию установлена заказчиком 23 августа 2017 года в 10 часов 00 минут (время местное) (пункт 6 раздела 2 "Информационная карта документации об электронном аукционе" документации об аукционе в электронной форме).
Соответственно, исходя из размещенных в единой информационной системе изменений в аукционную документацию срок подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме, на право заключения контракта, установленный заказчиком, составляет 14 (четырнадцать) дней, на пятнадцатый день (23.08.2017) в 10 часов 00 минут по московскому времени прием заявок прекращается, в то время как согласно части 6 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ срок подачи заявок на участие в таком аукционе при внесении изменений в аукционную документацию должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать полных дней.
Следовательно, заказчик при внесении изменений в аукционную документацию на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции здания управления пожарной охраны 1 отряда федеральной противопожарной службы Ярославской области по адресу: г. Ярославль, Красная площадь, д. 8А (извещение N 0171100003717000016 от 08.08.2017) сократил срок подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме (установив в аукционной документации дату окончания срока подачи заявок с нарушением требований законодательства о контрактной системе), тем самым допустил нарушение части 6 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Новострой" на действия заказчика - Главного управления МЧС России по Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции здания управления пожарной охраны 1 отряда федеральной противопожарной службы Ярославской области по адресу: г. Ярославль, Красная площадь, д. 8А (извещение N 0171100003717000016) необоснованной;
2. Признать заказчика - Главное управление МЧС России по Ярославской области, нарушившим части 4 и 6 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ;
3. Не выдавать заказчику - Главному управлению МЧС России по Ярославской области, обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, поскольку предписание выдано по результатам рассмотрения жалобы ООО "Лига" по делу N 05-02/261Ж-17 от 29 августа 2017 года.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Паутов И.Г. |
Члены Комиссии: |
Лебедева С.Н.
Миронова М.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 29 августа 2017 г. N 264Ж-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2017