Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:
председатель Комиссии: <_>. - начальник отдела контроля закупок,
заместитель председателя Комиссии <_>. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок,
члены Комиссии: <_>. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,
рассмотрев жалобу ООО "СД ЛАБ" на положения документации об электронном аукционе "работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов: содержание светофорных объектов" (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок - 0113200003817000064, далее - Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
на заседании Комиссии в присутствии:
представителя заявителя - ООО "СД ЛАБ" (далее - Заявитель): <_>. (решение от 21.04.2014 г. N 03);
представителя заказчика - КУ УР "БДД УР" (далее - Заказчик): <_>. (доверенность от 15.02.2017 г. N 20);
членов аукционной комиссии - <_>., <_>., <_>.
представителя ООО "Интерком Сервис": <_>. (доверенность от 30.12.2016 г. б/н),
в отсутствие представителя уполномоченного органа - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики (далее - Уполномоченный орган) - извещён надлежащим образом (в деле имеется уведомление от 28.08.2017 г. N ОП01-17-07/5998э),
УСТАНОВИЛА:
24.08.2017 г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя.
По мнению Заявителя, в описание объекта закупки документации об Аукционе помимо работ, касающихся обеспечения надлежащей и исправной работы светофоров, устранения неисправностей в работе светофоров, включены работы по обслуживанию Автоматизированной системы управления дорожным движением - "АСУДД-КС".
Также Заявитель указывает на то, что в обосновании начальной (максимальной) цены контракта отсутствует расчёт (обоснование) стоимости работ при взаимодействии подрядчика с "АСУДД-КС".
Заявитель считает, что проектом контракта документации об Аукционе не предусмотрены условия о порядке, сроках передачи исполнителю в работу АСУДД, а также отсутствуют положения о состоянии системы (работоспособное, частично работоспособное, неработоспособное).
Таким образом, Заявитель считает, что документация об Аукционе не содержит полной и объективной информации об объекте закупки и условиях исполнения контракта, а также объединены в одну закупку работы, принадлежащие к разным товарным рынкам, которые технологически и функционально не взаимосвязаны, что противоречит Закону о контрактной системе и может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции на рынке оказания услуг по содержанию сфетофорных объектов.
Заявитель также считает, что на запрос участника закупки о разъяснении положений документации об Аукционе Заказчиком не даны обоснованные разъяснения положений документации об Аукционе.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, устно пояснил, что оборудование АССУД непосредственно установлено в дорожных контроллерах светофорных объектов, в связи с чем, работы по содержанию светофорных объектов работа системы АССУД взаимосвязаны. Заказчиком также представлены письменные пояснения (от 29.08.2017 г. исх.N 01-07/924).
Представитель ООО "Интерком Сервис" поддержал доводы жалобы, устно пояснил, что документация об Аукционе не содержит полной и объективной информации об объекте закупки и условиях исполнения контракта.
Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
09.08.2017 г. Заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС в сфере закупок) извещение и документацию о проведении Аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 9 999 853,45 рублей.
Дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 25.08.2017 г.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 28.08.2017 г.
Дата проведения Аукциона - 31.08.2017 г.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 28.08.2017 г. для участия в Аукционе подано 2 заявки; решением аукционной комиссии оба участника закупки, подавшие заявки для участия в Аукционе, допущены к участию в Аукционе.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
1. Рассмотрев довод жалобы о неправомерном объединении Заказчиком в описании объекта закупки работ, принадлежащих разным товарным рынкам, которые технологически и функционально не взаимосвязаны, а именно, работ, касающихся обеспечения надлежащей и исправной работы светофоров, устранения неисправностей в работе светофоров, и работ по обслуживанию Автоматизированной системы управления дорожным движением - "АСУДД-КС", Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт его необоснованным на основании следующего.
В соответствии с принципом обеспечения конкуренции, установленному в статье 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Закона).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона).
Согласно принципу открытости и прозрачности, указанному в статье 7 Закона о контрактной системе, открытость и прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок обеспечиваются, в частности, путем её размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная Законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пунктам 1-3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно извещению о проведении Аукциона, а также документации об Аукционе объектом закупки являются работы по содержанию светофорных объектов (пункт 1.7 раздела 12, раздел 15 документации об Аукционе).
В разделе 15 документации об Аукционе Заказчиком установлены следующие требования к работам, подлежащим выполнению:
"_Дорожные контроллеры, их конструктивные элементы применяемые для ремонтных работ, должны иметь возможность включения в координированный режим автоматизированной системы управления дорожным движением "АСУДД - КС".
Подрядчик предоставляет Заказчику отчеты, еженедельно или по требованию, о состоянии систем управления светофорными объектами:
- Диагностика и контроль технического состояния, работоспособности оборудования "АСУДД - КC":
- Контроль наличия связи диспетчерской со светофорными объектами;
- Мониторинг сообщений об ошибках и неисправностях "АСУДД - КС";
- Контроль работоспособности дистанционного управления контроллерами;
- Контроль работы системного и специализированного ПО сервера АСУДД;
- Формирование данных о трафике транспортных средств и составление отчета для корректировки актуальных схем организации дорожного движения в программе "АСУДД - КС" и светофорных объектах с локальной системой управления, в том числе с перекрестков, оборудованных системами фото-видеофиксации нарушений ПДД (Приложение N3);
Подрядчик обеспечивает поддержание оборудования "АСУДД - КС" УДС г.Ижевска в исправном состоянии, предупреждение отказов в работе и продление заложенного ресурса_".
Согласно ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (далее - ГОСТ 52289-2004) светофорный объект - группа светофоров, установленных на участке улично-дорожной сети, очередность движения по которому конфликтующих транспортных потоков или транспортных и пешеходных потоков регулируется светофорной сигнализацией пункт 3.10 ГОСТ 52289-2004).
Светофоры применяют для регулирования очередности пропуска транспортных средств и пешеходов, а также для обозначения опасных участков дорог (пункт 7.1.2 ГОСТ 52289-2004).
В соответствии с ГОСТ 24.501-82 "Автоматизированные системы управления дорожным движением. Общие требования" (далее - ГОСТ 24.501-82) автоматизированная система управления дорожным движением (АСУД) предназначена для управления движением транспортных средств и пешеходных потоков на дорожной сети города или автомагистрали (пункт 1.1.1 ГОСТ 24.501-82).
Функции АСУД подразделяют на управляющие, информационные и вспомогательные (пункт 1.2.1 ГОСТ 24.501-82).
В зависимости от уровня сложности АСУД ее управляющими функциями могут быть:
- автоматическое локальное управление движением транспортных средств на отдельных перекрестках (въездах);
- автоматическое координированное управление движением транспортных средств на группе перекрестков;
- координированное управление движением транспортных средств на дорожной сети города, автомагистрали (или на их участках) с автоматическим расчетом (выбором) программ координации(совокупности управляющих воздействий);
- установление допустимых или рекомендуемых скоростей;
- перераспределение транспортных потоков на дорожной сети;
- автоматический поиск и прогнозирование мест заторов на участках дорожной сети и автомагистрали с выбором соответствующих управляющих воздействий;
- обеспечение преимущественного проезда транспортных средств через перекрестки или автомагистрали;
- оперативное диспетчерское управление движением транспортных средств на отдельных перекрестках (въездах)или группе перекрестков (пункт 1.2.1.1 ГОСТ 24.501-82).
АСУД строят по модульному принципу и обеспечивают возможность объединения модулей в систему более высокого уровня сложности (пункт 2.1.3 ГОСТ 24.501-82).
В состав технического обеспечения АСУД в зависимости от сложности объекта управления должны входить:
- вычислительный комплекс (ВК) с оборудованием для резервирования;
- технические средства управляющего пункта (УП) или диспетчерского оборудования;
- периферийные технические средства;
- аппаратура сопряжения с периферийными техническими средствами;
- приборы и устройства, необходимые для наладки и проверки работоспособности оборудования системы;
- комплекты ЗИП (пусконаладочный и эксплуатационный) (пункт 2.2.1.1 ГОСТ 24.501-82).
Комплекс программ АСУД должен обеспечивать реализацию всех функций систем, определенных в техническом задании на её создание или задании на проектирование.
Программное обеспечение строят на базе пакетов прикладных программ и программных модулей (пункты 2.2.2.1, 2.2.2.2 ГОСТ 24.501-82).
В соответствии с Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" установка светофорных объектов, видеосистем, систем контроля линий электроосвещения, пунктов автоматизированного учета интенсивности дорожного движения и других пунктов контроля за дорожным движением, элементов весового и габаритного контроля транспортных средств, элементов интеллектуальных транспортных систем и элементов автоматизированных систем управления дорожным движением, в том числе элементов систем передачи данных, равно как и замена оборудования для функционирования метеорологических систем мониторинга и прогнозирования условий движения, систем контроля линий электроосвещения, весового и габаритного контроля транспортных средств, автоматизированных систем управления дорожным движением, интеллектуальных транспортных систем, систем передачи данных пунктов взимания платы (в том числе входящих в их состав отдельно стоящих элементов), информационно-расчетных центров и центров продаж электронных средств оплаты и обслуживания пользователей платных автомобильных дорог; замена вышедших из строя счетчиков интенсивности движения, обновление программного обеспечения образуют единый комплекс работ в составе вида работ по содержанию автомобильных дорог.
Учитывая изложенное, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что работы по содержанию светофорных объектов, перечисленные в разделе 15 документации об Аукционе, касающиеся обеспечения надлежащей и исправной работы светофоров, устранения неисправностей в работе светофоров, и работ по обслуживанию Автоматизированной системы управления дорожным движением - "АСУДД-КС" являются взаимосвязанными, а также к выводу о том, что объединение указанных работ в одном лоте в описании объекта закупки не является произвольным, а обусловлено единой целью управления движением транспортных средств и пешеходных потоков на дорожной сети города, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
2. Довод жалобы Заявителя о том, что документация об Аукционе не содержит полной и объективной информации об объекте закупки и условиях исполнения контракта Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт обоснованным на основании следующего.
Исходя из буквального толкования положений статьи 7, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, следует, что документация об электронном аукционе должна обеспечивать адекватное и четкое восприятие существа (предмета) закупки, не может содержать противоречивой или непонятной информации и должна полностью информировать потенциальных участников закупки о требованиях к объекту закупки. Требования к объекту закупки, в том числе к условиям контракта должны быть ясными, четкими, непротиворечивыми, исключать возможность неоднозначного толкования и быть реально исполнимыми.
Неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документации об электронном аукционе создают препятствия для потенциальных участников аукциона на стадии допуска к участию в нем.
В соответствии с разделом 15 документации об Аукционе, приложением N 1 к проекту контракта документации об Аукционе выполнению подлежат работы, связанные с ремонтом ТВП, наладкой контроллеров типа КДУ с количеством подключаемых разъемов до 60, ремонтом (заменой) кабеля, ремонт устройства звукового сопровождения.
При этом, документация об Аукционе не содержит положений, позволяющих определить функциональные, технические, эксплуатационные характеристики указанных объектов, в отношении которых должны быть выполнены работы, являющиеся предметом контракта.
Кроме того, описание объекта закупки, а также условия проекта контракта (раздел 15 документации об Аукционе, приложение N 1 к проекту контракта документации об Аукционе) не содержит положений, позволяющих определить требования к отчётам о состоянии систем управления светофорными объектами, предоставляемым подрядчиком, о составе и содержании работ по поддержанию оборудования "АСУДД - КС" УДС г.Ижевска в исправном состоянии, предупреждению отказов в работе и продлению заложенного ресурса, а также не содержит положений о модулях, основных параметрах технического, программного, организационного и информационного обеспечения АСУД ("АСУДД - КС" УДС г.Ижевска), в отношении которой должны быть выполнены работы, являющиеся объектом закупки.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что описание объекта закупки документации об Аукционе содержит неоднозначную, противоречивую информацию относительно технических и функциональных характеристиках объекта закупки, не отражает действительных потребностей Заказчика, что не соответствует требованиям пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона.
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что при описании объекта закупки документации об Аукционе Заказчиком нарушена статья 7, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Довод жалобы, касающийся обоснования начальной (максимальной) цены контракта Комиссия Удмуртского УФАС России также признаёт необоснованным поскольку извещение о проведении Запроса котировок содержит обоснование начальной (максимальной) цены контракта и размещено в Единой информационной системе (http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/documents.html?regNum ber=0113200003817000064).
В соответствии с частью 3 статьи 99 Закона о контрактной системе Удмуртское УФАС России не уполномочено осуществлять контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
4. Довод жалобы относительно действий Заказчика при размещении в Единой информационной системе в сфере закупок разъяснений положений документации об Аукционе Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт необоснованным на основании следующего.
Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику (часть 3 статьи 65 Закона о контрактной системе).
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе).
Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть (часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе).
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что Заказчику направлен запрос на разъяснений положений документации об Аукционе, содержащий следующие вопросы:
- каким образом будет происходить взаимодействие подрядчика с АУДД-КС" (организационное обеспечение)?
- подрядчиком создаётся на своей территории новое автоматизированное рабочее место (АРМ) оператора? Стоимость АРМ?
- предоставление канала связи до существующего сервера "АСУДД-КС", способ реализации и варианты финансирования;
- каким образом предоставлен доступ к программной и технической части "АСУДД-КС"?
- необходимое количество сотрудников подрядчика для осуществления работы при взаимодействии с "АСУДД-КС"? требуется ли специальное обучение, допуски, лицензии, разрешения на право эксплуатации, взаимодействия с "АСУДД-КС" и сроки на их получение?
- ответственность подрядчика при работе с "АСУДД-КС" за возможные сбои в программе, системе и др.?
В ответ на поступивший запрос на разъяснений положений документации об Аукционе 21.08.2017 г. Заказчиком размещены разъяснения положений документации об Аукционе, в которых имеется содержательный ответ, относящийся к поставленным участником закупки вопросам и положениям документации об Аукционе, а именно, разъяснено, что:
- оборудование "АСУДД-КС" интегрировано в дорожные контроллеры светофорных объектов,
- создавать на территории подрядчика специализированное место не требуется,
- доступ подрядчика к рабочему месту обеспечивается Заказчиком,
- задача подрядчика - обеспечение функционирования светофорных объектов по заложенной программе, в том числе при проведении наладок, ремонтов дорожных контроллеров, указанных в аукционной документации,
- система "АСУДД-КС" подрядчику не передаётся,
- все работы выполняются в соответствии с перечнем работ по техническому заданию, указанному в аукционной документации.
Принимая во внимание, что разъяснения положений документации об Аукционе содержат ответы на поставленные в запросе вопросы в пределах, не изменяющих суть документации об Аукционе, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушения требований статьи 65 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СД ЛАБ" на положения документации об электронном аукционе "работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов: содержание светофорных объектов" (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок - 0113200003817000064) обоснованной в части доводов о неполной информации об объекте закупки и условиях исполнения контракта.
2. Признать заказчика - КУ УР "БДД УР" нарушившим статью 7, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - КУ УР "БДД УР" предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе путём внесения изменений в документацию об электронном аукционе N 0113200003817000064.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновного должностного лица заказчика - КУ УР "БДД УР" по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии _________ <_>
Заместитель председателя Комиссии:
Члены Комиссии: |
__________<_>
__________ <_> |
<_> (3412) 57-22-58
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 30 августа 2017 г. N ОП07-06/2017-231
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.09.2017