Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба ООО "Недра Сибири" на действия Заказчика - Администрации Арсеньевского городского округа при проведении электронного аукциона выполнение работ по ремонту основной (центральной) автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул. Жуковского на территории Арсеньевского городского округа (извещение N 0120300004417000050).
По мнению Заявителя, Заказчик допустил нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), так как документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно:
- описание объекта закупки не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ;
- документация не содержит требование к участникам закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
Частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства N 99 от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99).
Приказом Минтранспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года N 402 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" (далее-Классификатор) работы по ремонту дорог классифицированы на работы по капитальному ремонту дорог и работы по ремонту дорог.
Понятие ремонт автомобильной дороги раскрывается также в пункте 11 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" которым указано, что под ремонтом автомобильной дороги следует понимать комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
Перечисленные в техническом задании к контракту виды ремонтных работ, не влекут изменение параметров объекта и согласно, Классификатору, относятся к "видам работ по ремонту автомобильных дорог", а именно:
- устройство покрытия 7 см из горячих асфальтобетонных смесей плотных мелкозернистых плит типа АБС относится к работам по укладке выравнивающего (в том числе с использованием фрезерования) и одного дополнительного слоя с обеспечением ровности сцепных свойств покрытия (подпункт б, пункта 5 части 2 Классификатора);
- устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований: из щебня; нанесение линий горизонтальной дорожной разметки краской со светозащищающими элементами на дорожное покрытие - (асфальт, поверхностная обработка) - подпункты з), и) пункта 5 части 2 Классификатора - восстановление профиля щебеночногравийных и грунтовых улучшений дорог с добавлением щебеночных или гравийных материалов в количестве 900 м куб. на один километр дороги, нанесение постоянной разметки после завершения ремонта).
В связи с тем, что виды работ, перечисленные в техническом задании к контракту не включены в группу работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства, довод заявителя жалобы о необходимости участнику электронного аукциона являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, с соблюдением условий, предусмотренных ч. 3 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ не находит подтверждения.
Более того, то обстоятельство, что перечисленные в техническом задании работы по ремонту дороги не являются с работами по капитальному ремонту объекта исключает необходимость применения норм Постановления Правительства N 99, что соответствует правовой позиции, изложенной в письме Федеральной антимонопольной службы от 04 апреля 2017 года N РП/21859/17 и решении Верховного суда Российской Федерации от 22.08.2016 N АКПИ16-574 в части невозможности предъявления требований к участникам закупки о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту при осуществлении закупок на выполнение работ по текущему ремонту.
Согласно части 6 статьи 31 Закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Следовательно, заказчик, не установив дополнительные требования в соответствии с Постановлением Правительства N 99, не допустил нарушение части 6 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статьей 33 Закона N 44-ФЗ установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, в том числе:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер;
- использование при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;
- описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии и т. д.
При этом, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия Приморского УФАС России, рассмотрев документацию об аукционе установила, что заказчик описал объект закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
Заказчик, с учетом положений содержащихся в статье 33 Закона N 44-ФЗ, вправе включить в документацию об аукционе такие товары, их технические и функциональные характеристики, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения им соответствующих функций.
Исходя из анализа положений статьи 33 Закона N 44-ФЗ, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Таким образом, заявленные требования к товару для нужд заказчика установлены, исходя из потребностей заказчика, и необходимы для качественного оказания заказчиком услуг в сфере своей профессиональной деятельности.
Законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию об открытом аукционе как требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, а так же требований к заказчику обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. При этом заказчик не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые бы удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.
Следовательно, заказчик не допустил нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ, т. к. документация об аукционе содержит описание объекта закупки в соответствии с требованиями части 3 статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Недра Сибири" на действия Заказчика - Администрации Арсеньевского городского округа при проведении электронного аукциона выполнение работ по ремонту основной (центральной) автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул. Жуковского на территории Арсеньевского городского округа (извещение N 0120300004417000050) необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 28 августа 2017 г. N 850/04-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.09.2017