Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе: Председатель Комиссии: <_>; члены Комиссии: <_>, <_>, в отсутствие представителя Общества с ограниченной ответственностью "Новострой" надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы (далее - заявитель); при участии представителей Администрации Киренского муниципального района (далее - заказчик) <_>, <_>, рассмотрев жалобу заявителя на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по реконструкции здания МКДОУ "Детский сад N1" по адресу: Иркутская область, г. Киренск, мкр. Центральный, ул. Марата,5, извещение N 0134300019217000068 (далее - электронный аукцион), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 30 августа 2017 года поступила жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе.
Заявитель указывает, что в нарушение части 1 пункта 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ заказчиком установлены излишние требования к химическому составу, компонентам товара и результатам его испытаний.
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что заказчик считает доводы жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 15 августа 2017 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134300019217000068, а также документация об электронном аукционе на Выполнение работ по реконструкции здания МКДОУ "Детский сад N1" по адресу: Иркутская область, г.Киренск, мкр.Центральный, ул.Марата,5 (далее - документация об электронном аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 25 986 120 рублей 00 копеек.
Дата окончания срока подачи заявок установлена 31.08.2017 года.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы возражения заказчика приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N44-ФЗ документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона N44-ФЗ.
Пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Частью 2 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 Федерального закона N44-ФЗ).
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.
Установление характеристик товара обусловлено потребностями заказчика и является правом последнего. Федеральный закон N44-ФЗ не предусматривает ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
Требования к работам, являющимся предметом контракта, товарам (материалам), которые должны использоваться при выполнении работ, установлены заказчиком в приложении N1 к технической части документации об электронном аукционе "Ведомость материалов, используемых при выполнении работ по реконструкции здания МКДОУ "Детский сад N1" по адресу: Иркутская область, г.Киренск, мкр.Центральный, ул.Марата,5".
Комиссией в ходе рассмотрения жалобы установлено, что в подпункте 15.4 пункте 15 раздела III документации о проведении электронного аукциона содержится инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
Согласно указанной инструкции, в случае если в Спецификации устанавливается диапазонный показатель, наименование которого сопровождается фразой "в пределах диапазона", "не более", "не менее", "свыше", "от" и "до" участником закупки должен быть предложен товар с таким же значением показателя, либо значение диапазона, попадающее в обозначенный диапазон (сопровождающееся словами "в пределах диапазона", "не более", "не менее", "свыше", "от" и "до") в соответствии с представленными показателями товара и в соответствии с указанными ГОСТ.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Федерального закона N 44-ФЗ к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, заявитель не обеспечил явку своих представителей на заседание Комиссии Иркутского УФАС, в жалобе не представил доказательств, подтверждающих тот факт, что установленные заказчиком требования повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Следовательно, доводы заявителя, касающиеся ограничения количества участников закупки в связи с установлением требований к химическому составу, компонентам товара и результатам его испытаний, не находят своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссий также выявлены следующие нарушения положений Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Федерального закона N 44-ФЗ.
Из документации о проведении электронного аукциона следует, что заказчиком предъявляются, помимо прочего, следующие требования к участникам закупки:
"Наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, с обязательным наличием следующих видов работ и услуг: Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ".
Комиссия приходит к выводу о том, что установление требования о наличии вышеназванной лицензии противоречит нормам Федерального закона N 44-ФЗ, поскольку выполнение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не является самостоятельным объектом закупки и должны выполняться наряду с основными работами по реконструкции здания, являющимися предметом электронного аукциона.
Данная позиция согласуется с выводами Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28 июня 2017 года.
Названные действия образуют нарушения части 6 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, в соответствии с которой запрещается устанавливать требования к участникам закупки в нарушение норм Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N44-ФЗ документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона N44-ФЗ.
На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с приложение N1 к технической части документации об электронном аукционе "Ведомость материалов, используемых при выполнении работ по реконструкции здания МКДОУ "Детский сад N1" по адресу: Иркутская область, г.Киренск, мкр. Центральный, ул. Марата,5" документации об электронном аукционе по позиции N2 "Уголок" заказчиком установлены следующие характеристики:
- "Уголок (ГОСТ 8509-93, ГОСТ 27772-2015) толщина стенки должна быть 5 (минимальное значение показателя) мм. Масса 1 м должна быть не ниже 5,8 кг.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что ГОСТ 8509-93 "Уголки стальные горячекатаные равнополочные. Сортамент" не содержит в себе значение такого показателя, как "толщина стенки".
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что заказчиком допущена техническая ошибка, поскольку в отношении позиции N2 "Уголок" необходимо было указать "Толщина полки".
Таким образом, Комиссия соглашается с доводом жалобы заявителя, поскольку указанное описание объекта не носит объективный характер, вводит в заблуждение потенциальных участников закупки.
Следовательно, заказчиком, допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пункт 1 часть 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании части 3 статьи 7 Федерального закона N 44-ФЗ информация, предусмотренная Федеральным законом N44-ФЗ и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона N44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N44-ФЗ документация об электронном аукционе содержит, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссией в ходе рассмотрения жалобы установлено, что в подпункте 15.4 пункте 15 раздела III документации о проведении электронного аукциона содержится инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
Согласно указанной инструкции, в случае если в Спецификации устанавливается диапазонный показатель, наименование которого сопровождается фразой "в пределах диапазона", "не более", "не менее", "свыше", "от" и "до" участником закупки должен быть предложен товар с таким же значением показателя, либо значение диапазона, попадающее в обозначенный диапазон (сопровождающееся словами "в пределах диапазона", "не более", "не менее", "свыше", "от" и "до") в соответствии с представленными показателями товара и в соответствии с указанными ГОСТ.
Вместе с тем, в аукционной документации размещенной заказчиком в единой информационной системе отсутствует "Спецификация".
В ходе рассмотрения жалобы представитель заказчика пояснил, что в подпункте 15.4 "Инструкция по заполнению заявки" документации об электронном аукционе заказчиком была допущена техническая ошибка вместо слов "Ведомость материалов, используемых при выполнении работ по реконструкции здания МКДОУ "Детский сад N1" по адресу: Иркутская область, г.Киренск, мкр. Центральный, ул. Марата,5" было указано "Спецификация".
Таким образом, заказчик разместил противоречивую информацию, чем ввел в заблуждение участников закупки и нарушил принцип достоверности информации, размещенной в единой информационной системе.
Следовательно, заказчиком, допущено нарушение части 3 статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 64, пункт 1 часть 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Новострой" необоснованной.
2.Признать заказчика нарушившим часть 6 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 64, пункт 1 часть 1 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 64, часть 3 статьи 7 Федерального Закона N 44-ФЗ.
3.Выдать заказчику предписание об устранении нарушений требований Федерального закона N 44-ФЗ путем аннулирования электронного аукциона.
4.Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения выданного заказчику, уполномоченному органу предписания.
5.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
6. Направить копии решения и предписания сторонам по жалобе.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<_> |
Члены комиссии |
<_> |
|
<_> |
ПРЕДПИСАНИЕ N340
05 сентября 2017 года г. Иркутск
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе: Председатель Комиссии: <_>; члены Комиссии: <_>, <_>, в отсутствие представителя Общества с ограниченной ответственностью "Новострой" надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы (далее - заявитель); при участии представителей Администрации Киренского муниципального района (далее - заказчик) <_>, <_>; на основании решения Комиссии Иркутского УФАС России N901 от 05 сентября 2017 года, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику устранить допущенные при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции здания МКДОУ "Детский сад N1" по адресу: Иркутская область, г.Киренск, мкр.Центральный, ул.Марата,5, извещение N 0134300019217000068, нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем аннулирования электронного аукциона;
2. Оператору электронной площадки ООО "РТС-Тендер" обеспечить исполнение настоящего предписания;
3. Заказчику в срок до 29 сентября 2017 года исполнить настоящее предписание и представить в Иркутское УФАС России документы, подтверждающие исполнение предписания в письменном виде, а также посредством факсимильной связи 8(3952)24-32-26 либо электронной почты to38@fas.gov.ru.
Председатель комиссии |
<_> |
Члены комиссии |
<_> |
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 5 сентября 2017 г. N 901
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.09.2017