Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе (далее по тексту - Комиссия):
при участии представителей:
- заказчика в лице Администрации Артинского городского округа -
- уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области -
- в отсутствии заявителя ИП Черняк Г.Е., уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ИП Черняк Г.Е. () о нарушении заказчиком в лице Администрации Артинского городского округа (623340, Свердловская обл., Артинский р-н, Арти рп., ул. Ленина, 100), уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области (620004, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 101), его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на строительство объекта "Газоснабжение жилых домов ООО "Паллада" с. Манчаж, Свердловской области" (извещение N 0162200011817001323) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ИП Черняк Г.Е. (вх. N 01-15451 от 25.08.2017 г.) о нарушении заказчиком в лице Администрации Артинского городского округа, уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на строительство объекта "Газоснабжение жилых домов ООО "Паллада" с. Манчаж, Свердловской области" (извещение N 0162200011817001323) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ИП Черняк Г.Е. указал, что описание объекта закупки не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. На основании приведенного довода просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводом жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
27 июля 2017 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0162200011817001323 и аукционная документация на строительство объекта "Газоснабжение жилых домов ООО "Паллада" с. Манчаж, Свердловской области" в действующей редакции NИИ3 от 25.08.2017 г.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 18 649 420,00 рублей.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе указано, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе указано, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе значения показателей не должны допускать двусмысленных толкований, не допускается при заполнении сведений вместо указания конкретных характеристик (показателей) указывать следующие слова (словосочетания) - "или", "менее", "более", "не менее", "не более", "должен быть", "выше", "ниже", "не выше", "не ниже", "не ранее", "не позднее", "ранее", "позднее", "примерно", "около", "допустимый", "требуемый", "приблизительно", "может быть" и другие аналогичные слова (словосочетания), если это не предусмотрено ГОСТом.
В Части II. "Описание объекта закупки" Техническое задание документации электронного аукциона заказчиком установлены требования к качественным и техническим характеристикам товара, используемого при выполнении работ, в том числе по поз. 15 "Грунтовка" указаны следующие качественные и технически характеристики используемого товара: "ГОСТ 25129-82. Условная вязкость при 20 градусах Цельсия не менее 50, степень разбавления грунтовки растворителем менее 25%, массовая доля нелетучих веществ не менее 60%, степень перетира не менее 40мкм, эластичность пленки при изгибе менее 0,5 мм, адгезия пленки не более 1 балла, расслаивание не более 5 мл".
Согласно ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ-021. Технические условия" показатели условной вязкости при 20С, степени разбавления грунтовки растворителем, массовой доли нелетучих веществ, степени перетира, эластичности пленки при изгибе, адгезии пленки и расслаивания грунтовки определяют в результате испытаний определенной партии грунтовки в лабораторных условиях на соответствующем оборудовании (п. 4.2 ГОСТ 25129-82). Таким образом, заказчик не вправе требовать у участников закупки конкретные значения показателей по данным характеристикам. Участник закупки может указать только диапазонные значения вышеуказанных показателей в соответствии с ГОСТ 25129-82. Вместе с тем, согласно инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе участник закупки должен предоставить конкретные показатели вышеуказанных характеристик.
Согласно ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ-021. Технические условия" массовая доля нелетучих веществ грунтовки составляет 54-60%, степень перетира - "не более 40мкм". Заказчиком же установлено требование к показателям массовой доли нелетучих веществ "не менее 60%" и степени перетира "не менее 40мкм", которые противоречат ГОСТ 25129-82. Исходя из требований Заказчика к данным показателям и ГОСТ 25129-82, участник закупки может указать единственное значение показателя массовой доли нелетучих веществ "60%" и единственное значение показателя степени перетира "40мкм". Данные требования вводят участников закупки в заблуждение и не позволяют сформировать первую часть заявки, указав достоверные сведения относительно массовой доли нелетучих веществ и степени перетира грунтовки в соответствии с требованиями ГОСТ 25129-82.
Согласно ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ-021. Технические условия", степень разбавления грунтовки растворителем не может быть больше 20%. Заказчиком же установлено заведомо завышенное требование к данному показателю "менее 25%", что вводит участников закупки в заблуждение и позволяет указать в своей заявке сведения, противоречащие ГОСТ 25129-82.
В Части II. "Описание объекта закупки" Техническое задание документации электронного аукциона заказчиком установлены требования к качественным и техническим характеристикам товара, используемого при выполнении работ, в том числе по поз. 6 "Труба 159" указано: Трубы стальные электросварные прямошовные должны соответствовать ГОСТ 10704-91 и ГОСТ 10705-80. Теоретическая масса 1 м трубы от 13,42 до 18,14 кг.
Согласно таблице 1 ГОСТ 10704-91 "Трубы стальные электросварные прямошовные. Сортамент" трубы с наружным диаметром 159 мм не могут иметь максимальное значение теоретической массы 1 метра трубы "18,14 кг". Требованию Заказчика к теоретической массе 1 м трубы диаметром 159 мм "от 13,42 до 18,14 кг" удовлетворяют трубы: с толщиной стенки 3,5 мм и теоретической массой 1 м трубы 13,42 кг, с толщиной стенки 3,8 мм и теоретической массой 1 м трубы 14,52 кг, с толщиной стенки 4,0 мм и теоретической массой 1 м трубы 15,29 кг, с толщиной стенки 4,5 мм и теоретической массой 1 м трубы 17,15 кг. Теоретическую массу 1 м трубы 18,14 кг имеют трубы с наружным диаметром 168 мм и толщиной стенки 4,5 мм.
Следовательно, Заказчиком установлено заведомо завышенное требование к показателю теоретической массы 1 м трубы диаметром 159 мм "от 13,42 до 18,14 кг", что вводит участников закупки в заблуждение и позволяет указать в первой части заявки сведения, противоречащие ГОСТ 10704-91.
В Части II. "Описание объекта закупки" Техническое задание документации электронного аукциона заказчиком установлены требования к качественным и техническим характеристикам товара, используемого при выполнении работ, в том числе по поз. 5 "Труба полиэтиленовая 32х3,0" указано: Трубы должны быть в соответствии ГОСТ Р 50838-2009. Стандартное размерное отношение трубы должно быть от 11 до 26. Номинальный диаметр 110 мм. Номинальная толщина стенки от 2,5 до 5,8 мм.
Согласно таблице 2 ГОСТ Р 50838-2009 "Трубы из полиэтилена для газопроводов. Технические условия" требованию Заказчика к стандартному размерному отношению SDR "от 11 до 26" и номинальной толщине стенки "от 2,5 до 5,8 мм" для трубы полиэтиленовой номинальным диаметром 32 мм удовлетворяет только труба со стандартным размерным отношением SDR 11 и номинальной толщиной стенки 3,0 мм.
Следовательно, Заказчиком установлено не только заведомо завышенное требование к показателю стандартного размерного отношения трубы "должно быть от 11 до 26", но и одновременно и заведомо заниженное, и заведомо завышенное требование к номинальной толщине стенки "от 2,5 до 5,8 мм", что вводит участников закупки в заблуждение и позволяет указать в первой части заявки сведения, противоречащие ГОСТ Р 50838-2009.
Проанализировав документацию электронного аукциона, а так же инструкцию по заполнению заявок на участие в электронном аукционе, Комиссия Свердловского УФАС приходит к выводу, что документация об электронном аукционе составлена в нарушение п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, , так как заказчиком установлены качественные и технические характеристики товаров не соответствующие документам, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации (ГОСТам). Так же, документация электронного аукциона содержит в себе качественные и технические характеристики товаров не используемые в документах, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, кроме того заказчиком не представлено обоснования данных показателей в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
За утверждение аукционной документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, по результатам проведения внеплановой проверки, Комиссией Свердловского УФАС установлено, что в соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 утверждены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Согласно пп. "а" п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке.
Заказчиком в Приложении N 2 к проекту муниципального контракта предложена таблица "Перечень видов работ по строительству объекта, которые подрядчик обязуется выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по Контракту". Однако данная таблица заказчиком не заполнена, то есть не содержит перечень возможных видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, что является нарушением частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, требований пп. "а" п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570.
Проанализировав документацию электронного аукциона, Комиссия Свердловского УФАС приходит к выводу, что документация об электронном аукционе составлена в нарушение ч. 2 ст. 110.2 Закона о контрактной системе.
За утверждение аукционной документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, ч. 8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ИП Черняк Г.Е. признать обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Администрации Артинского городского округа признать нарушение п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64, ч. 2 ст. 110.2 Закона о контрактной системе.
3. В действиях аукционной комиссии уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области нарушение Закона о контрактной системе не выявлено.
4. Заказчику в лице Администрации Артинского городского округа, уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
5. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному на принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
6. Обязать заказчика обеспечить явку лица, ответственного за утверждение аукционной документации на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта,5/Химиков,3, 4 этаж с документами, удостоверяющими личность, полномочия на утверждение документации N 0162200011817001323, с объяснением по факту выявленного нарушения ______________ 2017 г. в __:__.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
|
|
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ 1382-З
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
г. Екатеринбург 01.09.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия):
на основании решения N 1382-З от 01.09.2017 г.,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице Администрации Артинского городского округа, уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссии в срок до 10.10.2017 года устранить нарушения Закона о контрактной системе, допущенные при проведении электронного аукциона N 0162200011817001323, путем отмены составленных протоколов, внесения изменений документацию об электронном аукционе в части устранения нарушений, установленных решением N 1382-З от 01.09.2017, продления срока для подачи заявок и завершения процедуры закупки в соответствии требованиями Закона о контрактной системе.
2. Оператору электронной торговой площадки обеспечить исполнение п. 1 настоящего предписания.
3. Заказчику в лице Администрации Артинского городского округа, уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, в срок до 30.10.2017 года представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, а также по факсу: (343) 377-00-84 или по адресу электронной почты: to66@fas.gov.ru.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 1 сентября 2017 г. N 1382-3
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.09.2017