Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе (далее по тексту - Комиссия):
при участии представителей:
- заказчика в лице Администрации Артинского городского округа -
- уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области -
- в отсутствии заявителя ООО "МегаСтрой", уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "МегаСтрой" (191186, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 61, литер А, помещение 21 Н) о нарушении заказчиком в лице Администрации Артинского городского округа (623340, Свердловская обл., Артинский р-н, Арти рп., ул. Ленина, 100), уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области (620004, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 101), его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на строительство объекта "Газоснабжение жилых домов ООО "Паллада" с. Манчаж, Свердловской области" (извещение N 0162200011817001323) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "МегаСтрой" (вх. N 01-15388 от 25.08.2017 г.) о нарушении заказчиком в лице Администрации Артинского городского округа, уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на строительство объекта "Газоснабжение жилых домов ООО "Паллада" с. Манчаж, Свердловской области" (извещение N 0162200011817001323) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "МегаСтрой" указал, что описание объекта закупки не соответствует требования Закона о контрактной систем; заказчиком не определен вид и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту; а так же заказчик установил требования к банковской гарантии в нарушение требований Закона о контрактной системе. На основании приведенных доводов просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
27 июля 2017 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0162200011817001323 и аукционная документация на строительство объекта "Газоснабжение жилых домов ООО "Паллада" с. Манчаж, Свердловской области" в действующей редакции NИИ3 от 25.08.2017 г.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 18 649 420,00 рублей.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе указано, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе указано, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Части II. "Описание объекта закупки" Техническое задание документации электронного аукциона заказчиком установлены требования к качественным и техническим характеристикам товара, используемого при выполнении работ, в том числе: по поз.: 5 - Труба 57 и по поз.: 6 - Труба
159 (характеристики совпадают для обоих позиций) установлены следующие характеристики:
- "В зависимости от показателей качества трубы должны относится к одной из следующих групп: А - с нормированием механических свойств или Б - с нормированием химического состава или В - с нормированием механических свойств и химического состава или Д - с нормированием испытательного гидравлического давления".
Комиссией Свердловского УФАС установлено, что данная характеристика сформулирована таким образом, что участнику закупки предоставляется возможность выбрать одну из групп труб. Вместе с тем, в соответствии с проектом используются только трубы группы "В - с нормированием механических свойств и химического состава". Таким образом, установленные качественные и технические характеристики товара не соответствуют проектной документации, что в свою очередь вводит в заблуждение участников закупки.
- "Трубы должны быть выполнены из спокойной или полуспокойной или кипящей стали марок Ст1 или Ст2 или Ст3 или Ст4 или 10 или 20".
Комиссией Свердловского УФАС установлено, что проектом предусмотрено использование труб одной марки стали - "10", тогда как заказчик допускает использование стали марок Ст1 или Ст2 или Ст3 или Ст4 или 10 или 20. Таким образом, установленные качественные и технические характеристики товара не соответствуют проектной документации, что в свою очередь вводит в заблуждение участников закупки.
- "Трубы должны выдерживать испытательное гидравлическое давление 60 кгс/см2 или 30 кгс/см2".
Комиссией Свердловского УФАС установлено, что в соответствии с проектом используются только трубы группы "В - с нормированием механических свойств и химического состава".
Согласно п. 2.11 ГОСТ 10705-80 трубы группы А и В, поставляемые по требованию заказчика с испытательным гидравлическим давлением, рассчитанным по ГОСТ 3845, при допускаемом напряжении, равном 90% от нормативного предела текучести для труб из данной марки стали, но не превышающее 20 МПа (200 кгс/см2). Таким образом, установленные качественные и технические характеристики товара установленные заказчиком не соответствуют требования ГОСТ 10705-80, что в свою очередь вводит в заблуждение участников закупки.
В Части II. "Описание объекта закупки" Техническое задание документации электронного аукциона заказчиком установлены требования к качественным и техническим характеристикам товара, используемого при выполнении работ, в том числе: по поз.: 3 - Труба полиэтиленовая 32х3,0, по поз.: 4 - Труба полиэтиленовая 63х5,8, по поз.: 11 - Труба полиэтиленовая 160х9,1 (характеристики совпадают для трех позиций) установлены следующие характеристики: "Объем выборки для определения показателя "Относительное удлинение при разрыве", при разногласии по показателям "Средний наружный диаметр труб после прогрева", "Стойкость при постоянном внутреннем давлении" и "Свариваемость - стойкость к осевому растяжению сварного стыкового соединения", должен быть 1 проба или 2 пробы или 3 пробы".
Данные показатели определяют в результате испытаний определенной партии труб (раздел 7 ГОСТ Р 50838-2009). Таким образом, заказчик не вправе устанавливать данные характеристики товара. Участник закупки может указать только, что трубы соответствуют ГОСТ Р 50838-2009.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе значения показателей не должны допускать двусмысленных толкований, не допускается при заполнении сведений вместо указания конкретных характеристик (показателей) указывать следующие слова (словосочетания) - "или", "менее", "более", "не менее", "не более", "должен быть", "выше", "ниже", "не выше", "не ниже", "не ранее", "не позднее", "ранее", "позднее", "примерно", "около", "допустимый", "требуемый", "приблизительно", "может быть" и другие аналогичные слова (словосочетания), если это не предусмотрено ГОСТом.
В Части II. "Описание объекта закупки" Техническое задание документации электронного аукциона заказчиком установлены требования к качественным и техническим характеристикам товара, используемого при выполнении работ, в том числе по поз. 15 "Грунтовка" указаны следующие качественные и технически характеристики используемого товара: "ГОСТ 25129-82. Условная вязкость при 20 градусах Цельсия не менее 50, степень разбавления грунтовки растворителем менее 25%, массовая доля нелетучих веществ не менее 60%, степень перетира не менее 40мкм, эластичность пленки при изгибе менее 0,5 мм, адгезия пленки не более 1 балла, расслаивание не более 5 мл".
Согласно ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ-021. Технические условия" показатели условной вязкости при 20С, степени разбавления грунтовки растворителем, массовой доли нелетучих веществ, степени перетира, эластичности пленки при изгибе, адгезии пленки и расслаивания грунтовки определяют в результате испытаний определенной партии грунтовки в лабораторных условиях на соответствующем оборудовании (п. 4.2 ГОСТ 25129-82). Таким образом, заказчик не вправе требовать у участников закупки конкретные значения показателей по данным характеристикам. Участник закупки может указать только диапазонные значения вышеуказанных показателей в соответствии с ГОСТ 25129-82. Вместе с тем, согласно инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе участник закупки должен предоставить конкретные показатели вышеуказанных характеристик.
Согласно ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ-021. Технические условия" массовая доля нелетучих веществ грунтовки составляет 54-60%, степень перетира - "не более 40мкм". Заказчиком же установлено требование к показателям массовой доли нелетучих веществ "не менее 60%" и степени перетира "не менее 40мкм", которые противоречат ГОСТ 25129-82. Исходя из требований Заказчика к данным показателям и ГОСТ 25129-82, участник закупки может указать единственное значение показателя массовой доли нелетучих веществ "60%" и единственное значение показателя степени перетира "40мкм". Данные требования вводят участников закупки в заблуждение и не позволяют сформировать первую часть заявки, указав достоверные сведения относительно массовой доли нелетучих веществ и степени перетира грунтовки в соответствии с требованиями ГОСТ 25129-82.
Согласно ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ-021. Технические условия", степень разбавления грунтовки растворителем не может быть больше 20%. Заказчиком же установлено заведомо завышенное требование к данному показателю "менее 25%", что вводит участников закупки в заблуждение и позволяет указать в своей заявке сведения, противоречащие ГОСТ 25129-82.
Проанализировав документацию электронного аукциона, а так же инструкцию по заполнению заявок на участие в электронном аукционе, Комиссия Свердловского УФАС приходит к выводу, что документация об электронном аукционе составлена в нарушение п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, так как заказчиком установлены качественные и технические характеристики товаров не соответствующие документам, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации (ГОСТам). Так же, документация электронного аукциона содержит в себе качественные и технические характеристики товаров не используемые в документах, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, кроме того заказчиком не представлено обоснования данных показателей в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
За утверждение аукционной документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 утверждены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Согласно пп. "а" п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке.
Заказчиком в Приложении N 2 к проекту муниципального контракта предложена таблица "Перечень видов работ по строительству объекта, которые подрядчик обязуется выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по Контракту". Однако данная таблица заказчиком не заполнена, то есть не содержит перечень возможных видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, что является нарушением частьи 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, требований пп. "а" п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570.
Проанализировав документацию электронного аукциона, Комиссия Свердловского УФАС приходит к выводу, что документация об электронном аукционе составлена в нарушение ч. 2 ст. 110.2 Закона о контрактной системе.
За утверждение аукционной документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно п. 8.4 проекта муниципального контракта "В случае если Подрядчиком в качестве обеспечения исполнения контракта выбрана безотзывная банковская гарантия, данная банковская гарантия должна соответствовать требованиям статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и аукционной документации. Срок действия банковской гарантии должен быть до 31.01.2019 года".
Согласно п. 2.4 проекта муниципального контракта "Муниципальный контракт вступает в силу с даты заключения Муниципального контракта и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Муниципальному контракту до 31.12.2018 года".
Таким образом, Заказчик в документации о закупке установил срок действия банковской гарантии, соответствующий части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного и руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, ч. 8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "МегаСтрой" признать частично обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Администрации Артинского городского округа признать нарушение п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64, ч. 2 ст. 110.2 Закона о контрактной системе.
3. В действиях аукционной комиссии уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области нарушение Закона о контрактной системе не выявлено.
4. Заказчику в лице Администрации Артинского городского округа, уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
5. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному на принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
6. Обязать заказчика обеспечить явку лица, ответственного за утверждение аукционной документации на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта,5/Химиков,3, 4 этаж с документами, удостоверяющими личность, полномочия на утверждение документации N 0162200011817001323, с объяснением по факту выявленного нарушения ______________ 2017 г. в __:__.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
|
|
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ 1381-З
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
г. Екатеринбург 01.09.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия):
на основании решения N 1381-З от 01.09.2017 г.,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице Администрации Артинского городского округа, уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссии в срок до 10.10.2017 года устранить нарушения Закона о контрактной системе, допущенные при проведении электронного аукциона N 0162200011817001323, путем отмены составленных протоколов, внесения изменений документацию об электронном аукционе в части устранения нарушений, установленных решением N 1381-З от 01.09.2017, продления срока для подачи заявок и завершения процедуры закупки в соответствии требованиями Закона о контрактной системе.
2. Оператору электронной торговой площадки обеспечить исполнение п. 1 настоящего предписания.
3. Заказчику в лице Администрации Артинского городского округа, уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, в срок до 30.10.2017 года представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, а также по факсу: (343) 377-00-84 или по адресу электронной почты: to66@fas.gov.ru.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 1 сентября 2017 г. N 1381-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.09.2017