Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Ветровой Т.А. |
- |
начальника отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России; |
|
Брагиной Л.Ю. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России; |
в ходе рассмотрения жалобы ООО "ЭСТЕХ", в присутствии:
- представителя ФГП "ВО ЖДТ России", действующего на основании доверенности N 74АА2289975 от 03.03.2015,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "ЭСТЕХ" (далее также - Общество) на действия ФГП "ВО ЖДТ России" (Филиал ФГП "ВО ЖДТ России" на ЮУЖД") (далее также - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку 24740 литров сжиженного углеводородного газа для заправки через сеть АГЗС автомобилей Оренбургского отряда филиала Предприятия на Южно-Уральской железной дороге (извещение N 0500400000517000718)(далее - Аукцион).
Извещение о проведении Аукциона опубликовано на официальном сайте и на электронной площадке31.07.2017.
Начальная (максимальная) цена контракта - 499 900,00 рублей, в том числе НДС 18%.
Дата и время начала подачи заявок: 31.07.2017 14:57
Дата и время окончания подачи заявок:08.08.2017 14:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
В жалобе заявителя указано следующее:
- ООО "ЭСТЕХ" является единственным участником Аукциона.
Обществу Заказчиком направлен проект контракта, в котором указана цена контракта с учетом НДС 18%.
14.08.2017 Общество направило Заказчику протокол разногласий, в котором предложило изменить пункт 2.1 проекта контракта, исключив из него слова "включая НДС 18%" и включив слова "НДС не предусмотрен".
Заказчик отказал Обществу в принятии данных изменений.
Само по себе указание в контракте на то, что цена работ включает или не включает НДС, не является условием контракта, а лишь указывает на одну из составляющих цены, не влияющей на ее размер и на обязанность контрагента уплачивать НДС.
Таким образом, изменение контракта в данной части возможно.
Кроме того, в пункте 2.1 указано, что Поставщику необходимо выставить счет-фактуру, но при применении упрощенной системы налогообложения счет-фактура не выставляется.
- В пункте 4.3 проекта контракта указана цена за утерянную или поврежденную топливную карту не более 150 рублей.
Однако указанная сумма в документации не указана.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения, а также пояснил следующее.
Аукцион в электронной форме (N 0500400000517000718) проводился заказчиком в соответствии с Федеральным законом 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Контракт по итогам электронного аукциона заключается в строгом соответствии с требованиями части 1 статьи 34 и части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
По итогам аукциона в электронной форме, к участию в котором была допущена 1 заявка, заказчиком на электронной торговой площадке размещен проект контракта, в котором указана цена контракта, предложенная победителем электронного аукциона. При этом заказчик ее не изменял ни в сторону увеличения, ни в сторону уменьшения.
На указанный контракт, с ценой, предложенной победителем аукциона в электронной форме, были направлены 2 протокола разногласий, которые были отклонены ФГП "ВО ЖДТ России" и повторно направлен проект контракта для подписания. Контракт не был подписан ООО "ЭСТЕХ".
В соответствии с условиями контракта в стоимость товара входит НДС в размере 18 %, и на этих условиях по итогам аукциона должен быть заключен контракт с победителем по предложенной им цене.
Заключение контракта на таких условиях с поставщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, не противоречит положениям Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии со статьей 173 которого поставщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, при выставлении заказчику счета-фактуры с выделением суммы налога, обязан уплатить его в бюджет.
Недопустимость исключения НДС из условий контракта при его наличии в аукционной документации поддержана Верховным судом Российской Федерации (определение от 26.06.2015 по делу N 306-КГ-7929).
Заслушав пояснения представителяЗаказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 2 статьи 42, пункту 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об аукционе и проекте контракта, являющимся неотъемлемой частью документации об аукционе, должно содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Таким образом, из совокупного толкования пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе следует, что условия исполнения контракта, в том числе в части определения порядка формирования цены контракта, определяются заказчиком в извещении и документации о закупке.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Таким образом, законодательство о контрактной системе возлагает на заказчика обязанность при заполнении и направлении проекта контракта в соответствии с частью 1 статьи 34, частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе включить только два условия: конкретные показатели товара, указанные в заявке победителя аукциона, и цену, предложенную им по итогам аукциона.
При этом, условие о порядке формирования цены контракта, в том числе о включении в цену контракта обязательных платежей, уплачиваемых в соответствии с налоговым законодательством, наряду с другими условиями исполнения контракта, не подлежат изменению при заключении контракта.
В пункте 4 документации об электронном аукционе (раздел I документации), указано, что начальная (максимальная) цена контракта включает в себя: стоимость Товара в полном объеме, тары и упаковки, затраты на доставку Товара по адресу Заказчика, разгрузку, расходы на страхование (если они есть), налоги, в т.ч. НДС 18%, и другие обязательные платежи, а также иные расходы Поставщика, необходимые для исполнения настоящего Контракта.
Оплата полной цены контракта (в т.ч. НДС 18%) возможна при условии выставления победителем закупочной процедуры, с которым заключается контракт, счет-фактуры, с выделенной в ней ставкой НДС 18%.
В извещении о проведении электронного аукциона и в пункте 3.7 информационной карты аукциона (раздел II документации)установлено, что начальная (максимальная) цен контракта составляет 499900 (Четыреста девяносто девять тысяч девятьсот) рублей 00 копеек, в т.ч. НДС 18 % - 76255 (Семьдесят шесть тысяч двести пятьдесят пять) рубля 93 копейки.
Оплата полной цены контракта (в т.ч. НДС 18%) возможна при условии выставления победителем закупочной процедуры, с которым заключается контракт, счет-фактуры, с выделенной в ней ставкой НДС 18%.
Пунктом 2.1 проекта Контракта, являющегося неотъемлемой частью документации, также установлено, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 499900 (Четыреста девяносто девять тысяч девятьсот) рублей 00 копеек, в т.ч. НДС 18% 76255 (Семьдесят шесть тысяч двести пятьдесят пять) рублей 93 копейки (Спецификации товара - Приложение N1 к настоящему Контракту).
Цена Контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения.
Оплата полной Цены Контракта (в т.ч. НДС 18%) возможна при условии выставления Поставщиком счет-фактуры с выделенной в ней ставкой НДС 18%.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 499900,00 рублей (указана с учетом НДС 18%).
Таким образом, в документации о закупке установлено условие о порядке формирования цены контракта, включающей налог на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 2 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 64, частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанные положения извещения и документации об аукционе не обжаловались ни ООО "ЭСТЕХ", ни иными заинтересованными лицами.
ООО "ЭСТЕХ", подавая заявку на участие в Аукционе, дало согласие на заключение контракта на условиях, определенных в извещении и документации об аукционе (в том числе в проекте контракта).
Довод Общества о неправомерности включения в контракт цены за утерянную или поврежденную топливную карту (не более 150 рублей) также является необоснованным, поскольку условие о том, что в случае утраты или повреждения карты Заказчик вправе на основании заявки получить в пользование новые топливные карты при условии оплаты Поставщику убытков в размере не более 150 руб. за одну карту (в т.ч. НДС), установленпунктом 4.3. проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе.
В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
1. В соответствии с требованиями части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 указанной статьи, а также перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Извещение об осуществлении закупки, сформированное на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, не содержит исчерпывающий перечень требований к участникам. При этом указывает на формулировку: единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ), требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, предусмотренную функционалом официального сайта.
Вместе с тем, указание на данную формулировку не является надлежащим исполнением требований части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, поскольку определить из данной формулировки исчерпывающий перечень требований к участнику закупки, соответствующий как законодательству о контрактной системе, так и самому объекту закупки не представляется возможным.
2. В соответствии с пунктом 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).
Исходя из содержания части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе указанная информация должна быть отражена в извещении о проведении электронного аукциона.
В пункте 7 информационной карты (раздел II документации) установлен порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а именно:внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 44 Закона N44-ФЗ.
Реквизиты счета для внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок участников аукциона: средства обеспечения заявок перечисляются по банковским реквизитам оператора электронной площадки в соответствии с инструкцией, размещенной на электронной площадке в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В извещении об аукционе в разделе "порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок" указано - обеспечение заявки.
То есть фактически порядок предоставления обеспечения заявок в извещении отсутствует.
Таким образом, в нарушение пункта 7 статьи 42, части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона не указан порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок.
3. В соответствии с пунктом 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядке предоставления такого обеспечения, требованиях к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе.
Исходя из содержания части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе указанная информация должна быть отражена в извещении о проведении электронного аукциона.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Пунктом 8 информационной карты (раздел II документации) установлен размер обеспечения исполнения контракта, порядок его предоставления и требования к нему, а именно: 10 % начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 49990 (Сорок девять тысяч девятьсот девяносто) рублей 00 копеек (НДС не облагается).
Порядок предоставления обеспечения контракта и требования к нему указаны в пункте 19 раздела "Общие положения" настоящей документации.
Пунктом 19 документации установлено, что контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом N44-ФЗ.
Размер обеспечения исполнения контракта составляет: 49990 (Сорок девять тысяч девятьсот девяносто) рублей 00 копеек (НДС не облагается) - 10% начальной (максимальной) цены контракта.
Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона N44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет.
Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Также указаны реквизиты счета для перечисления денежных средств, в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту.
Подпунктом 19.9 пункта 19 документации установлены требования к банковской гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту.
В извещении об аукционе в разделе "порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта" указано - обеспечение контракта.
То есть фактически порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта в извещении отсутствует.
Таким образом, в нарушение пункта 8 статьи 42, части 5 статьи 63, части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона не указан порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению, а также информация о банковском сопровождении контракта.
4. В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Исходя из содержания части 5 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об аукционе устанавливаются, в том числе, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В подпункте 5.1.1 пункта 5 документации установлены требования о соответствии участника аукциона требованиям установленным частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в частности: соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющегося объектом закупки.
Однако, действующим законодательством не предусмотрены требования к лицам, осуществляющим поставку товара, являющегося объектом закупки.
Таким образом, заказчиком нарушено положение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
5. Согласно пункту 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
В подпункте 5.1.7 пункта 5 документации установлено требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности.
Однако предметом закупки является поставка сжиженного углеводородного газа, следовательно, установление такого требования является необоснованным.
Таким образом, заказчиком нарушено положение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
6. Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования кделовой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе указанный запрет распространяется на проведение электронных аукционов при описании объекта закупки.
Вместе с тем, в разделе III документации установлено следующее:
Все АГЗС поставщика должны соответствовать требованиям действующих ГОСТ, СНиП, ПБ, НПБ и СанПиН и разрешены к эксплуатации.
Поставщик должен иметь АГЗС в г. Оренбург, г. Орск, г. Бузулук. При выборе предпочтение будет отдано поставщику, имеющему сеть АГЗС в Оренбургской области.
Указанные условия фактически отражают требования к наличию у поставщика производственных мощностей, технологического оборудования в нарушение части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
7. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Подпунктом 14.5.1 пункта 14 документации об аукционе предусмотрено наличие в первой части заявок согласия участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией.
Однако в документации об аукционе не содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, следовательно, установленное требование к составу заявки не соответствует предмету закупки и противоречит пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, содержит состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭСТЕХ" на действия Заказчика необоснованной.
2. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения части 5, части 6 статьи 31, части 3 статьи 33, пункта 7, пункта 8 статьи 42, пункта 6 части 5, части 5 статьи 63, пункта 1, пункта 2 части 1 статьи 64, части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли итоги аукциона, а также на права и законные интересы участника Аукциона.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Т.А. Ветрова
Л.Ю. Брагина
Брагина Л.Ю.
(351) 266-68-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 30 августа 2017 г. N 24-03-44/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.09.2017