Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Новиковой Н.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Альянс Плюс" (Заявитель, Общество) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для клинико-диагностической лаборатории ФГБУЗМСЧ N 72 ФМБА России (извещение N 0369100040717000192) в присутствии:
- представителя ФГБУЗ МСЧ N 72 ФМБА России (далее - Заказчик) Решетниковой Юлии Юрьевны, действующего на основании доверенности от 30.09.2017;
- представителя Заказчика Черновой Натальи Федоровны, действующего на основании доверенности от 30.08.2017;
-в отсутствие представителей Заявителя, надлежащим образом уведомлённых о месте и времени рассмотрения жалобы;
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Альянс Плюс" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для клинико-диагностической лаборатории ФГБУЗМСЧN 72 ФМБА России (извещение N 0369100040717000192) (далее - закупка).
Согласно представленным документам Заказчиком объявлено о проведении электронного аукциона 18.07.2017.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 695 972,00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 31.07.2017 N 0369100040717000192-11, на участие в электронном аукционе подано 2 заявки, обе допущены до участия в электронном аукционе.
Электронный аукцион состоялся 03.08.2017, снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 0,5 %.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 09.08.2017 N0369100040717000192-3 обе заявки участников аукциона признаны соответствующими требованиям документации об электронном аукционе, ООО "Альянс Плюс" признано победителем закупки.
По итогам электронного аукциона цена контракта определена в размере 692 492, 14 рублей.
Согласно доводам Заявителя, изложенным в жалобе, на стадии заключения контракта Заказчик снизил цену контракта, установленную по итогам электронного аукциона, на 15%, применив преференции в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 155).
Вместе с тем, по данной закупке подано 2 заявки, ни одна из которых не содержит предложений о поставке товаров, произведённых на территории государств - членов Евразийского экономического союза более чем на 50 %, следовательно, контракт должен быть заключен по цене, определенной на электронном аукционе, без её снижения.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии Челябинского УФАС России пояснил, что в заявке ООО "Альянс Плюс" не продекларировано соотношение долей товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза и иностранного происхождения. В данном случае, исходя из положений пункта 11 Приказа N 155, указанная доля товаров рассчитывается по цене за единицу товара, полученную при обосновании начальной (максимальной) цены контракта.
В первой части заявки Заявителя указаны страны происхождения поставляемого товара, исходя из чего, Заказчиком рассчитано соотношение долей товаров произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза в заявке ООО "Альянс Плюс". Указанная доля составила менее 50 %, в результате чего к цене контракта применены положения Приказа N 155.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются: условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 Приказа N 155, настоящий приказ определяет условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств, указанных в прилагаемой таблице.
В пункте 3 Приказа N 155 указано, что при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 настоящего приказа в случае наличия в составе заявок на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях документа, подтверждающего страну происхождения товара из государств - членов Евразийского экономического союза.
Согласно пункту 7 Приказа N 155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
В соответствии с пунктом 9 Приказа N 155 для целей реализации настоящего приказа рекомендуется устанавливать в документации о закупке требование об указании (декларировании) участником аукциона в заявке на участие в аукционе страны происхождения поставляемого товара.
В силу пункта 11 Приказа N 155 в случае если победителем аукциона в заявке на участие в аукционе не продекларировано соотношение долей товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, и иностранного происхождения, то указанная доля товаров исчисляется по цене за единицу товара, полученной при обосновании начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно документации об электронном аукционе, объектом закупки является поставка расходных материалов для клинико-диагностической лаборатории ФГБУЗМСЧN 72 ФМБА России с кодом ОКПД2 "32.50.13.190" и "21.20.24.160".
Таким образом, расходный материал для клинико-диагностической лаборатории, закупаемый заказчиком с кодами ОКПД2 "32.50.13.190" и "21.20.24.160" входит в группы "инструменты и оборудование медицинские" и "средства лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях" Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), и предусмотрены таблицей, прилагаемой к Приказу N 155.
В документации об электронном аукционе указано:
"Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами - установлены: Участникам закупки заявки, на участие которых содержат предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктом 7 Приказа Минэкономразвития N 155 от 25.03.2014 г.
В случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих государств - членов Евразийского экономического союза, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
Порядок, установленный пунктом 7 Приказа N 155 от 25.03.2014 г., не применяется в случаях, если: г) в рамках одного аукциона предполагается поставка товаров, указанных в пункте 1 Приказа N155 от 25.03.2014 г., и участник аукциона, признанный победителем, в своей заявке предлагает к поставке товары, произведенные на территории государств - членов Евразийского экономического союза, и иностранного происхождения, при этом стоимость товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, составляет более половины (более 50%) стоимости всех предложенных таким участником товаров".
Согласно материалам дела, в заявке ООО "Альянс Плюс" отсутствует декларация соотношения долей товаров произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза и иностранных государств. Вместе с тем, в указанной заявке в столбце "Наименование товаров (работ, услуг)" продекларирована страна происхождения каждого вида товара.
Исходя из изложенного, расчет соотношений долей товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза и иностранного происхождения произведен Заказчиком в соответствии с пунктом 11 Приказа N 155 на основании поданной заявки и цены за единицу товара, полученной при обосновании начальной (максимальной) цены контракта.
Расчет начальной максимальной цены контракта является приложением к документации об электронном аукционе N 3 и представлен в материалах дела.
В результате произведённого расчета стоимость цены товара, произведенного на территории государств - членов Евразийского экономического союза составила менее 50% стоимости всех предложенных в заявке товаров, исходя из чего, Заказчиком снижена цена контракта на 15%, согласно Приказу N 155.
Комиссия Челябинского УФАС России, изучив документацию об электронном аукционе, заявку участника закупки ООО "Альянс Плюс" и положения Приказа N 155, приходит к выводу о правомерности снижения Заказчиком цены контракта на 15 % при заключении контракта с победителем закупки, поскольку его заявка не содержала декларации доли товаров произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, в результате чего, в соответствии с Приказом N155, Заказчиком проведен расчет указанной доли на основании поданной заявки и цены за единицу товара, полученной при обосновании начальной (максимальной) цены контракта. Данный расчет показал, что стоимость цены товара, произведенного на территории государств - членов Евразийского экономического союза составила менее 50% стоимости всех предложенных в заявке товаров, в результате чего, Заказчик обязан снизить цену на 15% при заключении контракта в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе.
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
2. Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация в соответствии со статьей 42 Закона о контактной системе.
2.1. Согласно пункту 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).
Таким образом, в нарушение пункта 7 статьи 42, части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, Заказчиком в извещении о проведении электронного аукционе не предусмотрен размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок.
2.2. Согласно пункту 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
Таким образом, в нарушение пункта 8 статьи 42, части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении о проведении электронного аукционе не предусмотрен размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению.
2.3. Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются: условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лица.
Указанное условие установлено в разделе "Преимущества" извещения о проведении электронного аукциона. Однако условие в соответствии с Приказом N 155 не является преимуществом, предоставляемым Заказчиком участнику закупки в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона установлено условие допуска в соответствии с Приказом N 155 ненадлежащим образом, что нарушает часть 1 статьи 64, пункт 7 част 5, части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В пункте 11.2 документации об электронном аукционе указано: "дата начала подачи запроса на предоставление разъяснений: с даты размещения извещения о проведении электронного аукциона в ЕИС".
Таким образом, Заказчиком в нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об электронном аукционе отсутствует дата начала срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
4. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона контактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В пункте 6 "Требования, предъявляемые к участникам электронного аукциона" документации об электронном аукционе указано: "2) декларация о соответствии участника такого аукциона следующим требованиям".
Вместе с тем, декларация соответствия требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе является требованием к составу второй части заявки в силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Таким образом, указание требования о наличии декларации соответствия требованиям в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 закона о контрактной системе в требованиях к участникам закупки не соответствует положения части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
Согласно части 2 статьи 472 Гражданский кодекс Российской Федерации, товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности, если иное не предусмотрено договором.
В Техническом задании документации об электронном аукционе в столбце "Описание объекта закупки: функциональные, технические, качественные характеристики товара" установлено: "срок годности товара на момент каждой поставки не менее 12 месяцев".
Вместе с тем, согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, срок годности - это периодом времени, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.
Комиссия Челябинского УФАС России обращает внимание, что указание в документации об электронном аукционе требования к определенному сроку годности товара не в полной мере соответствует потребности Заказчика, поскольку такое условие не определяет остаточный срок годности товара на момент поставки и может привести к поставке товара со сроком годности, не позволяющем Заказчику использовать указанный товар в соответствии с потребностями Заказчика.
Вместе с тем, требование в документации об электронном аукционе наличия определенного остаточного срока годности товара на момент поставки товара в полной мере соответствует потребности Заказчика
6. В нарушение части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта не установлено условие о том, что сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло по вине другой стороны.
Комиссия Челябинского УФАС России считает возможным не выдавать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, поскольку выявленные нарушения не повлияли на ход закупки и законные интересы и права участников закупки.
Утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, является составом административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Альянс Плюс" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для клинико-диагностической лаборатории ФГБУЗМСЧN 72 ФМБА России (извещение N 0369100040717000192) необоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 33, части 9 статьи 34, пунктов 7, 8 статьи 42, пункта 7 части 5, части 5 статьи 63, пункта 11 части 1, частей 1, 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Н.В. Новикова
Д.С.Урванцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 31 августа 2017 г. N 577-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.09.2017