Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
в отсутствие представителя ООО "ТАНДЕМ", в присутствии представителей администрации МО Усть-Лабинский район, рассмотрев жалобу ООО "ТАНДЕМ" (далее - Заявитель) на действия администрации МО Усть-Лабинский район (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Строительство распределительного газопровода высокого давления объекта "Система газоснабжения х. Свободного" Усть-Лабинского района" (извещение N 0318300017517000060) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе. В своей жалобе ООО "ТАНДЕМ" указывает, что в описании объекта закупки установлены требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, которые носят необъективный (избыточный) характер, что является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе. Извещение и документация электронного аукциона имеют противоречия в части идентификационного кода закупки.
Представители Заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились. Документация электронного аукциона соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Аадминистрацией МО Усть-Лабинский район проводился электронный аукцион: "Строительство распределительного газопровода высокого давления объекта "Система газоснабжения х. Свободного" Усть-Лабинского района" (извещение N 0318300017517000060).
Начальная (максимальная) цена контракта - 19 977 139,00 рублей.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В извещении о проведении электронного аукциона установлено:
Идентификационный код закупки |
173235600987423560100100390444221414 |
При этом, в проекте контракта указан следующий идентификационный код закупки -173235600987423560100100390004221414.
Таким образом, извещение и проект контракта аукциона имеют разночтения в части указания идентификационного кода закупки.
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 2 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
В "Функциональных, технических и качественных характеристиках, эксплуатационных характеристиках товаров, используемых при выполнении работы" аукционной документации установлено:
Позиция 18 "Провод": номинальное сечение токопроводящих жил, мм2 - 4,016,0; номинальная толщина изоляции, мм - не менее 0,8.
Согласно п. 2.4.3 ГОСТ 6323-79 номинальные толщины изоляции в зависимости от сечения должны соответствовать указанным в табл. 4.
|
|
Номинальное сечение жилы, мм |
Номинальная толщина изоляции, мм |
От 0,5 до 1,0 включ. |
0,6 |
1,2 и 1,5 |
0,7 |
От 2,0 до 6,0 включ. |
0,8 |
" 8,0 " 16,0 " |
1,0 |
25,0 и 35,0 |
1,2 |
50,0 и 70,0 |
1,4 |
95,0 и 120,0 |
1,6 |
Из данной таблицы следует, что все значения номинальной толщины изоляции являются конкретными. Более того, установленному Заказчиком номинальному сечению жилы, соответствует только 2 значения номинальной толщины изоляции (0,8, 1,0). При этом, описание Заказчиком показателя "номинальная толщина изоляции" с применением слов "не менее", в соответствии с инструкцией по заполнению заявки, позволяет участникам закупки указать значение данного показателя, которое будет соответствовать требованиям аукционной документации, однако не соответствовать ГОСТу (например: 0,9, 1,1), в связи с чем, подобное описание носит необъективный характер. Комиссией также установлено, что указанное необъективное описание данной позиции явилось одним из оснований отклонения 2-х заявок.
Позиция 16 "Трубы": Маркировка должна включать (в следующей последовательности) - наименование изготовителя и/или его товарный знак, условное обозначение трубы без слова "труба", дату изготовления.
Представителями Заказчика пояснено, что данное условие отражено в п. 5.3.2 ГОСТ 50838-2009. Кроме того, положение п. 3) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе позволяет включать в описание объекта закупки требования, в том числе в отношении маркировки.
Вместе с тем, нанесение маркировки в соответствии с ГОСТ 50838-2009 является обязанностью производителя труб. Изготовитель является лицом, ответственным за качество выпускаемой продукции и гарантирующим их соответствие ГОСТ. При этом Закон о контрактной системе не обязывает производителей доводить до сведения неопределенного круга лиц характеристики товара, а также информацию о маркировке.
Позиция 24 "Трубы": кривизна труб на 1 метр длины не более, мм - 1,5.
Согласно п. 10 ГОСТ 10704-91 кривизна труб, изготовленных по ГОСТ 10705, не должна превышать 1,5 мм на 1 м длины. По требованию заказчика кривизна труб диаметром до 152 мм должна быть не более 1 мм на 1 м длины.
П. 4.4 Раздела 4 "Методы испытаний" ГОСТ 10705-80 установлено, что кривизну труб измеряют поверочной линейкой по ГОСТ 8026 и щупом.
В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный довод подтвержден Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287).
Таким образом, установленное Заказчиком требование к товару (материалу), возможно определить только по результатам испытаний, что носит необъективный характер.
Частью 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
Позиция 25 "Столбик сигнальный": должен быть железобетонный; класс прочности бетона на сжатие не ниже В15.
П. 5.6.2 ГОСТ 130-15-2012 установлено, что для армированных изделий класс бетона по прочности на сжатие следует принимать не ниже:
- В15 - для железобетонных изделий без предварительно напряженной арматуры:
- В20 - для железобетонных предварительно напряженных изделий.
Документы, подтверждающие, что установленный Заказчиком показатель возможно определить только по результатам испытаний, Заявителем не представлены.
Позиция 1 "Песок": Требуется песок, который допускается применять во вновь строящихся жилых и общественных зданиях или для дорожного строительства в пределах территории населенных пунктов и зон перспективной застройки, а также при возведении производственных зданий и сооружений.
П. 4.3 ГОСТ 8736-2014 установлено, что пескам должна быть дана радиационно-гигиеническая оценка, по результатам которой устанавливают область его применения. Песок в зависимости от значений удельной эффективной активности естественных радионуклидов Аэфф применяют:
- Аэфф до 370 Бк/кг - во вновь строящихся жилых и общественных зданиях;- Аэфф св. 370 до 740 Бк/кг - для дорожного строительства в пределах территории населенных пунктов и зон перспективной застройки, а также при возведении производственных зданий и сооружений;- Аэфф св. 740 до 1500 Бк/кг - в дорожном строительстве вне населенных пунктов.
Указанные ГОСТом также предусмотрено, что настоящий стандарт распространяется на природные пески с истинной плотностью зерен от 2,0 до 2,8 г/см и смеси природных песков и песков из отсевов дробления, предназначенные для применения в качестве заполнителей тяжелых, легких, мелкозернистых, ячеистых и силикатных бетонов, строительных растворов, сухих строительных смесей, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и оснований взлетно-посадочных полос и перронов аэродромов, обочин дорог, производства кровельных и керамических материалов, рекультивации, благоустройства и планировки территорий и других видов строительных работ.
Таким образом, установленное Заказчиком требование не противоречит ГОСТ.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТАНДЕМ" обоснованной в части наличия в извещении и проекте контракта разночтений в части указания идентификационного кода закупки необъективного описания объекта закупки по позициям 18, 16, 24.
2. Признать в действиях Заказчика - администрации МО Усть-Лабинский район нарушение ч. 3 ст. 7, п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - администрации МО Усть-Лабинский район (единой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 765
по делу NЭА-2112/2017 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
29 августа 2017 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия):
в отсутствие представителя ООО "ТАНДЕМ", в присутствии представителей администрации МО Усть-Лабинский район, на основании решения N ЭА-2112/2017 от 29.08.2017, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "ТАНДЕМ" на действия администрации МО Усть-Лабинский район при проведении электронного аукциона: "Строительство распределительного газопровода высокого давления объекта "Система газоснабжения х. Свободного" Усть-Лабинского района" (извещение N 0318300017517000060) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Закон о контрактной системе) предписывает:
1. Заказчику - администрации МО Усть-Лабинский район (единой комиссии) устранить нарушение ч. 3 ст. 7, п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (при наличии) и внесения изменений в аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и решения по делу N ЭА-2112/2017 от 29.08.2017.
2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе; назначить новую дату окончания срока подачи заявок; назначить новую дату окончания срока рассмотрения заявок, дату проведения электронного аукциона.
3. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Уведомить участников закупки, подавших заявки о внесении изменений в документацию электронного аукциона N 0318300017517000060. Разблокировать денежные средства, внесенные участниками закупки в качестве обеспечения заявок. Назначить новое время проведения электронного аукциона.
4. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5 дней с момента его получения.
5. В срок до 25.09.2017 представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 29 августа 2017 г. N ЭА-2112/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2017