Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
в присутствии представителей ООО "Континент", представителей ФКУ "Упрдор "Черноморье", рассмотрев жалобу ООО "Континент" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Упрдор "Черноморье" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по оснащению объектов дорожного хозяйства инженерно-техническими средствами (системами) обеспечения транспортной безопасности: "Мост через реку Шапсуго на км 9+806 (левый мост) автомобильной дороги А-147 "Джубга - Сочи - граница с Республикой Абхазия". "Мост через реку Шапсуго на км 9+806 (правый мост) автомобильной дороги А-147 "Джубга - Сочи - граница с Республикой Абхазия". "Мост через реку Ту на км 32+960 автомобильной дороги А-147 "Джубга - Сочи - граница с Республикой Абхазия". "Мост через реку Агой на км 50+634 автомобильной дороги А-147 "Джубга - Сочи - граница с Республикой Абхазия" (извещение N 0318100051217000094) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе. В своей жалобе ООО "Континент" указывает, что в описании объекта закупки установлены требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, которые носят необъективный (избыточный) характер, что является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились. Документация электронного аукциона соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
ФКУ "Упрдор "Черноморье" проводился электронный аукцион (извещение N 0318100051217000094).
Начальная (максимальная) цена контракта - 63 142 524,00 рублей.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
На основании п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
В "Требованиях к товарам (материалам), используемым при выполнении работ" аукционной документации установлено:
Позиция "Пульт контроля и управления": Напряжение питания 12-24 В. Средний ток потребления в дежурном режиме 35-60 мА. Максимальный ток потребления в тревожном режиме 60-120 мА.
Инструкцией по заполнению заявки также указано, что "В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный (-ые) показатель (-и) из данного диапазона, не включая крайние значения. При этом, требуемые значения характеристик, указанные через "-" (дефис, тире), должны быть конкретными и представленными в рамках установленного диапазона, включая пограничные показатели".
Таким образом, участник закупки должен выбрать одно конкретное значение по показателю напряжение питания (например, 12В или 24В), средний ток потребления (35-мА или 60-мА), а также максимальный ток потребления в тревожном режиме (например, 60-мА или 120-мА).
При этом, согласно информации производителей (копии в материалах дела), указанный прибор работает одновременно в двух позициях напряжений как неотъемлемых компонентов данного товара.
Представителями Заказчика не представлены документы, подтверждающие, что требуемый товар (Пульт контроля и управления) работает только с одним значением показателей напряжения питания, среднего тока потребления в дежурном режиме и максимального тока потребления в тревожном режиме, в связи с чем, установленное Заказчиком требование носит необъективный характер.
Аналогичное требование установлено по позиции 38, 41, 42.
Позиция 95 "Дизель-генератор": Напряжение номинальное не должно быть ниже 230В. Количество фаз дизель -генератора должно быть 3.
Вместе с тем, дизель-генераторы с числом фаз - 3, имеют следующие значения номинального напряжения - 400/230 В.
Позиция 28 "Провода и кабели электрические": срок службы проводов и кабелей от 14 лет. Провода и кабели должны соответствовать ГОСТ 31947-2012.
Согласно п. 5.2.6 ГОСТ 31947-2012 Срок службы проводов и кабелей - не менее 15 лет.
Таким образом, установленное Заказчиком требование противоречит ГОСТ.
По данной позиции Заказчиком также установлено: номинальное напряжение до 450/750 В включительно. Согласно инструкции по заполнению заявки "Предоставляемые участником закупки конкретные сведения о товарах не должны сопровождаться словами в графе "Предлагаемый параметр": "требуется", "допускается", "может", "необходимо", "должно", "нужно", "следует", "желательно", "надлежит", "эквивалент", "аналог", "менее", "более", "уже", "шире", "от", "до", "должен", "должна", "должно", "быть", в том числе с частицей "не", а также символы ">", "<", "", "
" и допускать разночтения или двусмысленное толкование".
Таким образом, Заказчик требует указать конкретное значение номинального напряжения. Вместе с тем, в соответствии с ГОСТ 31947-2012, данный показатель не подлежит конкретизации.
Позиция 76 "Комплексная мачтовая трансформаторная подстанция": мощность должна быть не менее 0,25 кВА. При этом, согласно сведений производителей данного товара (копии в материалах дела), мощность составляет - 25 кВА.
В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный довод подтвержден Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287).
Заказчиком по позициям 43, 44, 45, 46, 56 установлены требования к значениям показателей, которые не конкретизируются в соответствии с требованиями ГОСТов, а также информацией производителей (например: Относительная влажность воздуха до 98% при +25°С).
По позициям 46, 69 Заказчиком установлено требование о соответствии ГОСТ 14254-96. Вместе с тем, данный ГОСТ является недействующим (дата окончания действия - 01.03.2017).
Позиция 43 "Извещатель пожарный дымовой": Время технической готовности должно быть не позднее 60с. Инструкция по заполнению заявки не содержит порядок применения слова "не позднее", что вводит участников закупки в заблуждение. Кроме того, ГОСТ Р 53325-2012 не содержит установленный Заказчиком показатель (Время технической готовности).
Позиция 38 "Прибор приемноконтрольный охранно-пожарный": Средний срок службы должен превышать 10 лет. Заявитель указывает, что Заказчиком при описании данного показателя пропущена частница "не". Согласно данных производителей средний срок службы составляет 10 лет.
В проекте контракта Заказчиком указаны и описаны следующие разделы:
12. ГАРАНТИЙНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПОДРЯДЧИКА
13. СЕРТИФИКАЦИЯ, УПАКОВКА ОБОРУДОВАНИЯ
12. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РИСКОВ
13. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ
Таким образом, информация, содержащаяся в проекте контракта не является достоверной.
Частью 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
Заявитель указывает, что Заказчиком по позиции 57 пропущено слово "реле" (указано Максимальный коммутируемый ток каждого до 8 А).
При изучении Комиссией позиции 57 не установлено наличие указанного Заявителем показателя.
Также Заявитель указывает, что Заказчиком по позиции 32 не указаны единицы измерения температуры. Вместе с тем, по позиции 32 Заказчиком установлено: Температура эксплуатации °С от -40 до +60.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Континент" обоснованной в части необъективного описания объекта закупки; наличия в проекте контракта недостоверной информации.
2. Признать в действиях Заказчика - ФКУ "Упрдор "Черноморье" нарушение ч. 3 ст. 7, п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ФКУ "Упрдор "Черноморье" (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 31 августа 2017 г. N ЭА2161/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.09.2017