Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Изотова <_> (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГКУ КК "Медицина Кубани" при проведении электронного аукциона: "Канцелярские товары" (извещение N 0818200002017000006) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Документация размещена в формате, не позволяющем осуществить поиск и копирование фрагментов текста. Заказчиком одновременно установлены преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов, а также ограничение участия в определении поставщика только субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился. Аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГКУ КК "Медицина Кубани" проводился электронный аукцион: "Канцелярские товары" (извещение N 0818200002017000006).
Начальная (максимальная) цена контракта - 101 675,30 рублей.
Ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Согласно ч.4 ст.4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети " Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
Согласно позиции Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенной в письме от 23.05.2016 К Д28и-1299, необеспечение заказчиком возможности поиска и копирования фрагментов текста размещенной в ЕИС информации является ограничением для ознакомления с такой информацией, а также противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, в случае размещения заказчиком на официальном сайте технической части документации в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов при условии, что такой текст необходим для заполнения заявки, участнику закупки необходимо самостоятельно заполнять заявку в ручном режиме, что при наличии большого объема информации приводит к невозможности участников закупки заполнить заявку надлежащим образом в установленные сроки, поскольку требует больших временных затрат, и как следствие, является дополнительным барьером, приводит к ограничению количества участников закупки, а также к формальным ошибкам в заявках участников закупок.
Следовательно, информация, необходимая для заполнения заявки участниками закупки, в виде текста размещается на официальном сайте в читаемом формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространённых программ для просмотра ("документ в электронной форме").
Размещение технической части документации в файле, защищенном паролем, не позволяющем совершать действия по ознакомлению, копированию и выводу документа на печать без ввода пароля, не допускается.
Таким образом, если техническая часть документации о закупке, размещенная заказчиком на официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления - текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов, в случае, если такой текст необходимо использовать для заполнения заявки, то данное действие не соответствует части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Техническое задание размещено в формате, не позволяющем осуществить ознакомление, поиск и копирование фрагментов текста, необходимого для заполнения заявки.
В соответствии с ч.2 ст.28 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признано учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Согласно ч.3 ст.29 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана организация инвалидов, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона установлены преимущества:
- Организациям инвалидов (в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе) - 15.0%
- Учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы (в соответствии со статьей 28 Закона о контрактной системе) - 15.0%.
При этом, в извещении о проведении электронного аукциона также установлены ограничения: закупка осуществляется только у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не содержит запрета установления одновременно преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов, а также ограничения участия в определении поставщика только субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
По результатам проведения внеплановой проверки Комиссией были выявлены нарушения.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п.2) ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация:
краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В извещении о проведении электронного аукциона установлены коды ОКДП2:
Наименование товара, работ, услуг |
Код по ОКПД2 |
Единица измерения |
Количество |
Цена за ед.изм. |
Стоимость |
тетрадь общая |
17.23.13.195 |
ШТ |
10.00 |
128.74 |
1287.40 |
Клей-карандаш |
20.52.10.190 |
ШТ |
20.00 |
37.16 |
743.20 |
корректирующая жидкость |
20.30.22.160 |
ШТ |
30.00 |
27.00 |
810.00 |
Корректирующий карандаш |
20.30.22.160 |
ШТ |
10.00 |
57.36 |
573.60 |
Ластик |
22.19.73.120 |
ШТ |
20.00 |
13.40 |
268.00 |
карандаш механический |
32.99.12.130 |
ШТ |
10.00 |
27.00 |
270.00 |
Бумага для записей в блоке |
17.23.13.192 |
ШТ |
150.00 |
20.41 |
3061.50 |
карандаш чернографитный |
32.99.15.110 |
ШТ |
150.00 |
8.32 |
1248.00 |
Блокнот |
17.23.13.191 |
ШТ |
20.00 |
26.95 |
539.00 |
Калькулятор |
28.23.12.110 |
ШТ |
3.00 |
785.00 |
2355.00 |
Калькулятор |
28.23.12.110 |
ШТ |
2.00 |
1936.33 |
3872.66 |
ножницы |
25.71.11.120 |
ШТ |
5.00 |
70.92 |
354.60 |
бухгалтерская книга |
17.23.13.120 |
ШТ |
12.00 |
110.74 |
1328.88 |
скрепки |
25.99.23.000 |
УПАК |
100.00 |
14.18 |
1418.00 |
Дырокол |
22.29.25.000 |
ШТ |
10.00 |
696.03 |
6960.30 |
папка-конверт |
22.29.25.000 |
ШТ |
10.00 |
28.55 |
285.50 |
папка из мягкого пластика с верхним прозрачным листом |
22.29.25.000 |
УПАК |
8.00 |
90.89 |
727.12 |
папка-уголок для хранения документов |
22.29.25.000 |
ШТ |
20.00 |
14.50 |
290.00 |
Степлер |
22.29.25.000 |
ШТ |
10.00 |
112.52 |
1125.20 |
Точилка |
22.29.25.000 |
ШТ |
10.00 |
9.16 |
91.60 |
Анти-степлер |
22.29.25.000 |
ШТ |
20.00 |
55.26 |
1105.20 |
Папка-уголок для хранения документов |
22.29.25.000 |
ШТ |
20.00 |
14.50 |
290.00 |
папка-уголок для хранения документов |
22.29.25.000 |
ШТ |
20.00 |
14.50 |
290.00 |
папка из мягкого пластика с верхним прозрачным листом |
22.29.25.000 |
УПАК |
8.00 |
90.89 |
727.12 |
папка из мягкого пластика с верхним прозрачным листом |
22.29.25.000 |
УПАК |
8.00 |
90.89 |
727.12 |
файл-вкладыш для хранения и защиты печатных документов |
22.29.25.000 |
УПАК |
100.00 |
138.16 |
13816.00 |
файл-вкладыш для хранения и защиты печатных документов |
22.29.25.000 |
УПАК |
50.00 |
156.48 |
7824.00 |
Степлер |
22.29.25.000 |
ШТ |
10.00 |
173.54 |
1735.40 |
Спецодежда для водителя |
14.12.11.110 |
КОМПЛ |
2.00 |
1831.67 |
3663.34 |
клейкие закладки |
17.23.11.150 |
УПАК |
150.00 |
45.95 |
6892.50 |
Маркер |
32.99.12.120 |
ШТ |
3.00 |
251.20 |
753.60 |
Маркер |
32.99.12.120 |
ШТ |
3.00 |
107.77 |
323.31 |
Папка для бумаг с завязками |
17.23.13.130 |
УПАК |
10.00 |
188.97 |
1889.70 |
папка-регистратор |
17.23.13.193 |
ШТ |
80.00 |
193.63 |
15490.40 |
папка-регистратор |
17.23.13.193 |
ШТ |
60.00 |
193.63 |
11617.80 |
стержень для механического карандаша |
32.99.15.120 |
УПАК |
10.00 |
16.22 |
162.20 |
Нож канцелярский |
25.71.11.110 |
ШТ |
10.00 |
26.64 |
266.40 |
ручка шариковая |
32.99.12.110 |
ШТ |
300.00 |
19.58 |
5874.00 |
ручка гелевая |
32.99.12.110 |
ШТ |
5.00 |
20.26 |
101.30 |
ручка гелевая |
32.99.12.110 |
ШТ |
20.00 |
20.26 |
405.20 |
краска штемпельная |
20.59.30.190 |
ШТ |
3.00 |
37.05 |
111.15 |
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 г. N649 "О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемой ими цены контракта" утвержден перечень товаров (работ, услуг), в соответствии с которым при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта.
Код ОКПД2 25.71.11.110 "Ножи (кроме ножей для машин)" включен в данный перечень.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2014 г. N341 "О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта" утвержден перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов.
Код ОКПД2 14.12.11 "Комплекты, костюмы, куртки (пиджаки) и блейзеры мужские производственные и профессиональные" включен в данный перечень.
Вместе с тем, предметом контракта является поставка канцелярских товаров.
Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Изотова <_> обоснованной в части размещения аукционной документации в формате, не позволяющем осуществить поиск и копирование фрагментов текста.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика - ГКУ КК "Медицина Кубани" нарушение ч.3 ст.7, ч.4 ст.4, ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ГКУ КК "Медицина Кубани" (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 31 августа 2017 г. N ЭА-2160/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.09.2017