Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
рассмотрев жалобу ООО "Строительная компания Ротонд" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ "ВДЦ "Смена" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по капитальному ремонту спального корпуса на 330 мест "Олимп" Литер Б2, Б4" (извещение N 0318100028517000193) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО "Строительная компания Ротонд" указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок: 1) в извещении об осуществлении закупки и в аукционной документации указана противоречивая информация о сроке выполнения работ; 2) не установлено требование о соответствии участника аукциона требованиям, установленным п. 7.1) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе; 3) в аукционной документации и в плане-графике указана противоречивая информация в части оплаты выполненных работ; 4) Заказчиком ответ на запрос о даче разъяснений положений аукционной документации в единой информационной системе размещен без указания части предмета запроса и без разъяснения положений документации в этой части; 5) Заказчиком в извещении об осуществлении закупки установлены дополнительные требования к участникам закупок без указания объема опыта в финансовом выражении от НМЦК данной закупки согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99; 6) установлен срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта (не менее чем на 60 дней), противоречащий требованиям Закона о контрактной системе; 7) согласно разъяснений Заказчика техническое задание находится в файле "Прайс-листы", которое, с учетом положений Инструкции по заполнению заявки, не позволяет корректно оформить заявку на участие в закупке, а также указать конкретные показатели используемого товара, соответствующие требованиям Заказчика (количество товара, характеристики, наименование показателей, значения показателей, указанных на изображениях).
Представителем Заказчика представлено извещение о проведении закупки, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представитель Заказчика не согласен и считает, что документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФГБОУ "ВДЦ "Смена" проводился электронный аукцион: "Выполнение работ по капитальному ремонту спального корпуса на 330 мест "Олимп" Литер Б2, Б4" (извещение N 0318100028517000193).
Начальная (максимальная) цена контракта - 110 478 220,00 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании п. 2) ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Пунктом 1) части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Заказчиком в изменении извещения о проведении электронного аукциона для закупки N 0318100028517000193 в разделе "Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг" указано "Один раз в год".
При этом, в п. 23 Раздела I.II "Информационная карта аукциона" аукционной документации Заказчиком определено: Срок выполнения работ: с даты заключения контракта до 30.04.2018 г.
Аналогичный срок выполнения работ установлен Заказчиком в п. 3 Части II "Техническая часть" аукционной документации, а также в п. 5.3 проекта контракта.
Таким образом, Заказчиком нарушены нормы ч. 3 ст. 7, п. 2) ст. 42 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
Согласно п. 2) ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Приложение к документации содержит рекомендуемую форму "Декларации о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3-5, 7, 9 части 1 статьи 31 Закона", в которой отсутствует декларирование о соответствии требованию к участникам закупки, установленному п. 7.1) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В свою очередь, пп. 1.4.1.5.1 п. 1.4 Раздела I.I Части 1 аукционной документации установлены единые требования к участникам закупки, в том числе: участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичное требование установлено Заказчиком в пп. ё) п. 29 Раздела I.II "Информационная карта аукциона" аукционной документации.
Таким образом, аукционная документация содержит противоречивую информацию, что свидетельствует о нарушении ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона о контрактной системе планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.
Согласно п. 2) ч. 3 ст. 21 Закона о контрактной системе в план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки: наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 настоящего Федерального закона, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно)
На основании ч. 4 ст. 21 Закона о контрактной системе порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения федеральных нужд устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. ж) п. 1 Требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 553 "Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд" план-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд (далее - закупки) представляет собой единый документ, который оформляется по форме согласно приложению. Указанная форма включает следующие сведения: таблица, содержащая в том числе следующую информацию с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 2 настоящих требований: этапы оплаты (суммы планируемых платежей) на текущий финансовый год, если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно (в случае, если период осуществления закупки, включаемой в план-график закупок государственного заказчика в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации либо в план-график закупок федерального государственного бюджетного учреждения, федерального государственного автономного учреждения, федерального государственного унитарного предприятия, имущество которых принадлежит на праве собственности Российской Федерации, превышает срок, на который утверждается план-график закупок, указываются сумма по годам планового периода, а также общая сумма планируемых платежей за пределами планового периода).
План-график закупок по позиции "Выполнение работ по капитальному ремонту спального корпуса на 330 мест "Олимп" Литер Б2, Б4" содержит следующую информацию:
Наименование товара, работы, услуги |
ОКПД2 |
Единица измерения |
Количество |
Средняя цена за единицу товара, работы, услуги |
Сумма выплат по товару, работе, услуге, рублей |
||||||||
Всего |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
последующие годы |
Всего |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
последующие годы |
||||
Капитальный ремонт спального корпуса на 330 мест "Олимп" Литер Б2, Б4 |
43.99.90.190 |
усл. ед |
1,00000 |
1,00000 |
0,00000 |
0,00000 |
0,00000 |
110 478 220,00 |
110 478 220,00 |
110 478 220,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Пунктом 3.7 проекта контракта обусловлено следующее:
3.7.1. Оплата производится в безналичном порядке путем перечисления Заказчиком денежных средств на указанный в Контракте расчетный счет Подрядчика.
3.7.2. Источник финансирования: Субсидии на иные цели и/или средства от приносящей доход деятельности.
3.7.3. Авансовые платежи по Контракту не предусмотрены.
3.7.4. Расчет (промежуточные платежи) за выполненные работы осуществляется в течение 30 календарных дней со дня подписания Заказчиком акта о приемке выполненных работ формы КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3, в том числе всей исполнительной документации, согласованной организацией, осуществляющей строительный контроль.
Расчет осуществляется не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным, за фактически выполненные и принятые Заказчиком в отчетном месяце работы на основании подписанных Заказчиком актов о приемки выполненных работ формы КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3. В случае если отчетным месяцем является декабрь, расчет осуществляется не позднее 25 декабря.
3.7.5. Окончательный расчет производится в течение 30 дней после полного окончания работ по Контракту, включая устранение дефектов, выявленных при приемке, а также после подписания между сторонами Акта приемки законченного капитального ремонта объекта.
Согласно п. 5.3 проекта контракта работы должны быть закончены в срок не позднее "30" апреля 2018 г.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что финансирование контракта будет производится поэтапно, согласно условий контракта.
Таким образом, информация, содержащаяся в плане-графике закупок в части сроков оплаты выполненных работ противоречит положениям аукционной документации.
В соответствии с ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Изменения извещения о проведении электронного аукциона для закупки N 0318100028517000193 размещены 16.08.2017 20:28, дата и время окончания подачи заявок 01.09.2017 09:00.
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе определено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
На запрос N 833728 от 21.08.2017, поступивший, в том числе, с вопросом: "Дополнительно хотим спросить следующее, какой товар и по каким параметрам эквивалентности предлагать на следующее требование заказчика, указанное в файле прайс-листы":
Заказчиком 23.08.2017 размещены в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе, которые содержат часть предмета запроса без указания, приведенного в запросе требования, а также без разъяснения положений аукционной документации по данному вопросу, что свидетельствует о нарушении ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что скриншоты рекламы кредитного продукта "ЛокоБанк" не является требованием Заказчика, поскольку является технической ошибкой.
Согласно п. 6) ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе обусловлено, что перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
На основании п. 2 приложения N 1 постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 по виду работ: выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка, а также определены следующие документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе обусловлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2) ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона для закупки N 0318100028517000193 в разделе "Требования к участникам" установлено требование к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ).
Пунктом 31 Раздела I.II "Информационная карта аукциона" аукционной документации определены дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ:
Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
(Основание: постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям")
Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ.
Таким образом, извещение об осуществлении закупки составлено с нарушениями п. 6) ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе, а также в аукционной документации установлены требования к участникам закупки без учета изменений, внесенных в постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
Согласно ч. 1 ст. 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Пунктом 5) части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе установлено, что банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать: срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе определено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с ч. 4 ст. 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 13 Раздела I.II "Информационная карта аукциона" аукционной документации определено следующее: Виды обеспечения: безотзывная банковская гарантия, выданная банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения и соответствующая требованиям статьи 45 Закона, или внесение денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
1. Банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка (далее - гарант), на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Закона, и должна содержать следующие условия, в том числе: - срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта, должен превышать срок действия контракта не менее чем на 60 дней.
Пунктом 8.10 проекта контракта обусловлены требования к обеспечению исполнения Контракта, предоставляемому в виде банковской гарантии, в том числе: срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем 60 дней.
Таким образом, установленный Заказчиком срок действия банковской гарантии не противоречит нормам Закона о контрактной системе.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пп. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из положений п. 4.3.3 "Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе" Раздела I.I Части I аукционной документации (далее - Инструкция по заполнению заявки) следует, что при подготовке предложения о товарах, в том числе тех, которые будут использоваться участником при выполнении работ, оказании услуг, во избежание ошибок, связанных с неподачей предложения в отношении отдельных товарных единиц, за основу может быть взята Часть 2 "Техническая часть" и необходимая таблица в ней содержащаяся.
На запрос N 829981 от 14.08.2017, поступивший с вопросом: "Уважаемый Заказчик! Просим Вас разъяснить, в каких именно файлах, разделах (поимённо) содержатся требования к товару для оформления 1 части заявки?"
Заказчиком 16.08.2017 размещены в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе от 16.08.2017 NРД1 следующего содержания: "На Ваш запрос о разъяснении технического задания поясняем следующее, что прайс-листы будут находиться в прикрепленном файле "Прайс-листы".
Аналогичные разъяснения положений документации об электронном аукционе размещены Заказчиком 16.08.2017 NРД2 на запрос N 830032 от 14.08.2017 с следующим вопросом: "Уважаемый Заказчик! Просим указать в каком конкретном файле и/или разделе аукционной документации содержатся требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки, требования к товару, его размерам, упаковке, отгрузке и иным показателям, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика, сведения о которых необходимо предоставить в первой части заявки? Если такие требования не установлены, то значит ли это что для участия в закупке достаточно только согласия?".
Файл "Прайс-листы", размещенный Заказчиком в ЕИС в составе аукционной документации, содержит следующие требования к товарам, в частности:
Инструкцией по заполнению заявки предусмотрено следующее: При этом количество товаров, наименования и перечень их качественных и функциональных показателей, содержащиеся в первой части заявки участника закупки, должны соответствовать количеству товаров, наименованиям и перечню их качественных и функциональных показателей, установленным в Техническом задании. Если Техническим заданием предусмотрены требования к комплектности товара, участник закупки должен в своем предложении предоставить соответствующие сведения о комплектации товара. Эквивалентность предлагаемого товара (товаров) будет устанавливаться по комплектности, всем показателям и их значениям, в том числе техническим и функциональным параметрам, установленным в Техническом задании_
При подаче предложения в отношении описания объекта закупки, в частности - требуемых характеристик товаров, участниками должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей), соответствующие установленным заказчиком. Внимание! Изменение наименований показателей не допускается. Не подлежат конкретизации участником закупки наименования показателей_
При этом участники закупки в своей заявке обязательно указывают конкретные значения показателей и их единицы измерения, указанные на эскизах, рисунках, чертежах, фотографиях, иных изображений товара, на поставку которого заключается контракт_
При этом вместо описания характеристик товара не допускается использовать отсылки к настоящей документации, техническому заданию или проекту контракта и их приложениям. Подробная проработка такого предложения с поименным указанием в нем требуемых настоящей документацией характеристик свидетельствует о том, что участник закупки детально изучил техническое задание, осведомлен о предмете контракта, предложение о заключении которого им направляется, а заказчику позволяет определить степень соответствия предлагаемых товаров, работ и услуг его потребностям_
Таким образом, с учетом разъяснений положений аукционной документации, а также с учетом требований Инструкции по заполнению заявки, установленные Заказчиком требования к товарам не позволяют однозначно определить порядок заполнения заявки, что может вводить участников закупки в заблуждение и препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значений показателей и показателей, значения которых не могут изменяться при формировании заявки на участие в электронном аукционе и в нарушение положений п. 1), п. 2) ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе могут повлечь ограничение количества участников закупки.
На основании вышеизложенного, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строительная компания Ротонд" обоснованной в части наличия нарушений ч. 3 ст. 7, п. 1), п. 2) ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 2) ст. 42, п. 6) ч. 5 ст. 63, п. 1) ч. 1 ст. 64, ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика - ФГБОУ "ВДЦ "Смена" нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1), п. 2) ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 2) ст. 42, п. 6) ч. 5 ст. 63, п. 1) ч. 1 ст. 64, ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ФГБОУ "ВДЦ "Смена" (единой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 787
по делу N ЭА-2176/2017 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
4 сентября 2017 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
на основании своего решения от 04.09.2017 года по делу N ЭА-2176/2017, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "Строительная компания Ротонд" на действия ФГБОУ "ВДЦ "Смена" при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по капитальному ремонту спального корпуса на 330 мест "Олимп" Литер Б2, Б4" (извещение N 0318100028517000193) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе) предписывает:
1. Заказчику - ФГБОУ "ВДЦ "Смена" (единой комиссии) устранить нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1), п. 2) ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 2) ст. 42, п. 6) ч. 5 ст. 63, п. 1) ч. 1 ст. 64, ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и внесения изменений в извещение и аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу N ЭА-2176/2017 от 04.09.2017 г.
2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-ти рабочих дней со дня его получения.
4. В срок до 22.09.2017 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 4 сентября 2017 г. N ЭА-2176/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.09.2017