Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя Комиссии:
- " " - руководитель Управления.
Члены Комиссии:
- " " - главный специалист-эксперт отдела закупок и торгов Управления ;
- " " - главный специалист-эксперт отдела закупок и торгов Управления,
рассмотрев жалобу ООО "Профит плюс" (г. Сочи) на действия Заказчика - Администрация села Антипаюта (ИНН: 8910003784) при осуществлении закупки "Ремонт сетей тепловодоснабжения для подключения водоочистных сооружений по ул. Ленина, с. Антипаюта" (извещение N 0390300033317000034). Начальная (максимальная) цена контракта - 3486139,00 рублей и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ООО "Профит плюс" на действия Заказчика, при осуществлении закупки способом электронного аукциона, для нужд Заказчика - Администрация села Антипаюта (ИНН: 8910003784), "Ремонт сетей тепловодоснабжения для подключения водоочистных сооружений по ул. Ленина, с. Антипаюта" (извещение N 0390300033317000034).
Заявитель считает, что положения Аукционной документации, противоречат требованиям Закона о контрактной системе, по следующим основаниям:
1. В документации об аукционе отсутствует описание объекта закупки в части требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров и материалов, используемых при выполнении работ, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В проекте муниципального контракта Заказчик не установил идентификационный код закупки 173891000378489100100100480014322244.
3. Заказчиком в соответствии с контрактом нарушен ФЗ-44 Статья 30 часть 8 - срок оплаты в контракте установлен в течение 30 (тридцати)рабочих дней.
Представитель от Заказчика на заседании Комиссии не присутствовал, были представлены письменные возражения на жалобу, в которых Заказчик просит признать жалобу не обоснованной.
На заседании Комиссии установлено, что Заявитель обжалует Аукционную документацию.
Комиссия, исследовав доводы заявителя, возражения заказчика и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе приходит к следующим выводам.
Извещение о проведении электронного аукциона содержит сведения в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, в том числе, требования к участникам закупки (единые требования), а также отсылку на аукционную документацию, которая содержит полные сведения и информацию о закупке, а именно аукционная документации содержит требования к участникам закупки, включая требования к документам, предоставляемым участниками закупки.
При этом запрет на использование при опубликовании извещения об осуществлении закупки отсылочных фраз на соответствующие положения документации о закупке, указывающих на содержание информации, которая должна содержаться в извещении об осуществлении закупки в соответствии со статьей 42, Законом о контрактной системе не предусмотрен.
Кроме того, функционал единой информационной системы не позволяет заказчикам разместить большой объем информации по каждому пункту перечня сведений, содержащихся в извещении.
Таким образом, в случае если максимального количества размещаемых символов при формировании извещения недостаточно, для того чтобы полностью отразить информацию, которая должна содержаться в извещении в соответствии со статьей 42 Закона о контрактной системе, указанную информацию можно разместить в виде прикрепленного файла.
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
1. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исследовав аукционную документацию Комиссия пришла к выводу, что Заказчиком для обоснования цены использовался проектно-сметный метод, при этом сметная документация так же является техническим заданием аукциона. В сметной документации присутствуют материалы, которые закладываются при определении стоимости и объемов работ, смета создана в специализированной программе win rik.
Учитывая положения ч. 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна не только предусматривать описание объекта закупки в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, но и содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. Способом определения такого соответствия является указание:
- максимальных и (или) минимальных значений таких показателей;
- значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, например, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством РФ положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014 N 14АП-8735/14, Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2015 N 11АП-17363/14). При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок. Следовательно, заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, поскольку в силу ч. 2 статьи 33 Закона о контрактной системе потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований к товару Доводы во второй части жалобы Заявителя, выразившихся в отсутствии описания объекта закупки в части требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров и материалов, используемых при выполнении работ, не находят своего подтверждения.
2. Частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Пунктом 4 частью 8 статьи 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки (далее также - жалоба) должна содержать:
указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы.
Во второй части жалобы Заявителем доводы не представлены.
Поскольку заявитель предполагает, что утвержденная документация ущемляет его права и законные интересы, положение части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и вместе с тем, нарушены права и законные интересы заявителя.
Более того, необходимо иметь в виду, что установление в аукционной документации нарушения положений Закона о контрактной системе и выдача соответствующего предписания об устранении допущенных нарушений должно повлечь за собой восстановление нарушенных прав и законных интересов подателя жалобы, между тем, жалоба заявителя не содержит сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки.
Таким образом, отсутствует факт нарушения прав и законных интересов заявителя, чьи права и законные интересы нарушены.
3. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе Заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения Заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с ч. 8 ст. 30 Закона в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
С учетом вышеизложенного, довод Заявителя находит своё подтверждение и в указанной части является обоснованным.
На основании изложенного, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к выводу, что аукционная документация при осуществлении закупки способом электронного аукциона, для нужд Заказчика - Администрация села Антипаюта (ИНН: 8910003784), "Ремонт сетей тепло водоснабжения для подключения водоочистных сооружений по ул. Ленина, с. Антипаюта" (извещение N 0390300033317000034). разработана с нарушениями и частично противоречит положениям Закона о контрактной системе. Доводы Заявителя признаны Комиссией частично обоснованными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "Профит плюс" (г. Сочи) на действия Заказчика - Администрации села Антипаюта (ИНН: 8910003784) при осуществлении закупки "Ремонт сетей тепло водоснабжения для подключения водоочистных сооружений по ул. Ленина, с. Антипаюта" (извещение N 0390300033317000034). Начальная (максимальная) цена контракта - 3486139,00 рублей частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Администрация села Антипаюта (ИНН: 8910003784) нарушение части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику - Администрация села Антипаюта (ИНН: 8910003784) предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 4.2. статьи 7.30 КоАП РФ.
Председатель Комиссии: " "
Члены Комиссии: " "
" "
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 4 сентября 2017 г. N 04-01/393-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.09.2017