Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ЭкоГидроСервис" (далее - ООО "ЭкоГидроСервис", заявитель): о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились,
от заказчика государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" (далее - заказчик, ГКУ "Управление автомобильных дорог РС(Я)"): Кузьмин А.А., Сенюшкин О.В., Данилов О.В. (представители по доверенностям),
от уполномоченного органа Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее - уполномоченный орган, Госкомзакупок РС(Я)): Попов С.А. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "ЭкоГидроСервис" на действия заказчика ГКУ "Управление автомобильных дорог РС(Я)", уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я) при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке проектной документации на реконструкцию мостового перехода через р.Бом на км 659+391 автомобильной дороги "Амга" в Усть-Майском районе Республики Саха (Якутия) (изв. N 0116200007917007831), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "ЭкоГидроСервис" на действия заказчика ГКУ "Управление автомобильных дорог РС(Я)", уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я) при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке проектной документации на реконструкцию мостового перехода через р.Бом на км 659+391 автомобильной дороги "Амга" в Усть-Майском районе Республики Саха (Якутия) (изв. N 0116200007917007831).
Из текста жалобы ООО "ЭкоГидроСервис" следует, что заявителем обжалуются положения конкурсной документации, а именно отсутствие в ее составе требований по: выделению из состава проектно-сметной документации строительных конструкций (частей мостового сооружения), которые являются инженерной защитой мостового сооружения от негативного воздействия вод; разработке декларации безопасности гидротехнического сооружения (инженерной защиты моста от негативного воздействия вод); проведению сравнительного технико-экономического анализа для обеспечения максимальной экономической эффективности строительства гидротехнического сооружения; представлению расчета (или иного обоснования) срока службы инженерной защиты моста от негативного воздействия вод в течение не менее 50 лет; определения класса инженерной защиты моста от негативного воздействия вод.
По мнению ООО "ЭкоГидроСервис" отсутствие указанных положений в составе конкурсной документации свидетельствует о необъективном описании объекта закупки.
Представители заказчика с жалобой не согласились и пояснили следующее.
В описании объекта закупки заказчиком указываются основные требования к разработке проектной документации. Более детальное рассмотрение принятых проектных решений, в том числе, по защите гидротехнических сооружений, происходит в процессе проектирования.
Кроме того, разработанная проектная документация проходит государственную экспертизу, в которой экспертами оценивается долговечность, безопасность и эффективность принятых проектных решений.
Указывают, что оснований для внесения дополнительных условий в конкурсную документацию не имеется.
Просят признать жалобу необоснованной.
Представитель уполномоченного органа с жалобой также не согласился и пояснил следующее.
Предметом закупки является выполнение работ по разработке проектной документации на реконструкцию мостового перехода через реку на автомобильной дороге.
Мостовой переход является искусственным дорожным сооружением, частью автомобильной дороги, при этом предназначением мостового перехода является обеспечение движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона.
Гидротехнические сооружения представляют собой плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы и насосные станции, судоходные шлюзы
При этом назначением гидротехнических сооружений является защита от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек, ограждение хранилищ жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; предотвращение размывов каналов, негативного воздействия вод и жидких отходов.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки и конкурсная документация размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 08.08.2017 г., изменения извещения о проведении открытого конкурса N ИИ2, N ИИ3 и измененная конкурсная документация - 22.08.2017 г. и 24.08.2017 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 123 088,47 руб.;
4) на момент рассмотрения жалобы срок окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе не истек;
5) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "ЭкоГидроСервис" необоснованной по следующим основаниям.
Из жалобы следует, что заявителем обжалуются положения конкурсной документации, а именно отсутствие в ее составе требований по: выделению из состава проектно-сметной документации строительных конструкций (частей мостового сооружения), которые являются инженерной защитой мостового сооружения от негативного воздействия вод; разработке декларации безопасности гидротехнического сооружения (инженерной защиты моста от негативного воздействия вод); проведению сравнительного технико-экономического анализа для обеспечения максимальной экономической эффективности строительства гидротехнического сооружения; представлению расчета (или иного обоснования) срока службы инженерной защиты моста от негативного воздействия вод в течение не менее 50 лет; определения класса инженерной защиты моста от негативного воздействия вод.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки должны быть указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Понятие гидротехнического сооружения раскрывается в статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений". Так, гидротехнические сооружения - это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Из описания объекта закупки следует, что заказчиком закупаются работы по проектированию работ по реконструкции мостового перехода через р.Бом на км 659+391 автомобильной дороги "Амга" в Усть-Майском районе Республики Саха (Якутия).
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" объекты транспортной инфраструктуры являют собой технологический комплекс, включающий в себя:
а) железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции;
б) метрополитены;
в) тоннели, эстакады, мосты;
г) морские терминалы, акватории морских портов;
д) порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения;
е) расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения;
ж) аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств;
з) участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации.
Также согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
В связи с вышеизложенным, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том что в рамках рассматриваемой закупки заказчиком приобретаются работы по проектированию работ по реконструкции существующего объекта транспортной инфраструктуры, но не гидротехнического сооружения.
Кроме того, Комиссия Якутского УФАС России считает необходимым отметить следующее.
Порядок подачи жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки урегулирован статьей 105 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 названной статьи любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из совокупного смысла вышеизложенных норм Закона о контрактной системе следует, что жалоба подается только в том случае, если действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки нарушают права участника закупки, при этом обязанность по доказыванию доводов жалобы возлагается на заявителя жалобы.
В жалобе ООО "ЭкоГидроСервис" отсутствуют (к жалобе не приложены) доказательства, обосновывающие необходимость включения требований к инженерной защите от негативного воздействия вод в конкурсную документацию - отсутствуют доказательства того, что мостовой переход, создание проектной документации на реконструкцию которого является предметом закупки, является гидротехническим сооружением, либо, что такой переход имеет/должен иметь инженерную защиту от негативного воздействия вод.
Также в жалобе отсутствует указание на то, каким образом действия заказчика по не включению в конкурсную документацию указанных требований нарушают права и законные интересы Общества как участника закупки.
При изложенных обстоятельствах довод жалобы ООО "ЭкоГидроСервис" признается необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "ЭкоГидроСервис" на действия заказчика ГКУ "Управление автомобильных дорог РС(Я)", уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я) при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке проектной документации на реконструкцию мостового перехода через р.Бом на км 659+391 автомобильной дороги "Амга" в Усть-Майском районе Республики Саха (Якутия) (изв. N 0116200007917007831) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Осипова Я.Д.
Члены комиссии: Мохначевская М.Н.
Данилова В.А.
Петухова М.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 28 августа 2017 г. N 06-894/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2017