Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Овчинниковой К.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью Проектная фирма "Хот" (далее также - ООО ПФ "Хот", заявитель): Тарабукин А.В. (генеральный директор);
от конкурсной комиссии заказчика Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Невер - Якутск Федерального дорожного агентства" (далее также - ФКУ Упрдор "Лена", заказчик, конкурсная комиссия): не явились, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ООО ПФ "Хот" на действия конкурсной комиссии заказчика ФКУ Упрдор "Лена" при проведении открытого конкурса (извещение N 0316100007217000069):
- Лот 74. Проектно-изыскательские работы по объекту: Капитальный ремонт автомобильной дороги А-360 "Лена" Невер - Якутск на участке км 470+000 - км 474+800, км 474+930 - км 480+000, Республика Саха (Якутия);
- Лот 75. Проектно-изыскательские работы по объекту: Капитальный ремонт автомобильной дороги А-360 "Лена" Невер - Якутск на участке км 557+000 - км 561+600, км 561+680 - км 568+870, Республика Саха (Якутия), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО ПФ "Хот" на действия конкурсной комиссии заказчика ФКУ Упрдор "Лена" при проведении открытого конкурса (извещение N 0316100007217000069):
- Лот 74. Проектно-изыскательские работы по объекту: Капитальный ремонт автомобильной дороги А-360 "Лена" Невер - Якутск на участке км 470+000 - км 474+800, км 474+930 - км 480+000, Республика Саха (Якутия);
- Лот 75. Проектно-изыскательские работы по объекту: Капитальный ремонт автомобильной дороги А-360 "Лена" Невер - Якутск на участке км 557+000 - км 561+600, км 561+680 - км 568+870, Республика Саха (Якутия).
До рассмотрения жалобы по существу генеральным директором ООО ПФ "Хот" заявлено ходатайство о проведении видеозаписи заседания.
В ходе рассмотрения дела генеральным директором ООО ПФ "Хот" были приведены следующие доводы.
Заявителем подана заявка на участие в открытом конкурсе.
При вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе присутствовали представители участников закупки.
В ходе вскрытия конкурсных заявок, поданных в отношении лота 75, обнаружилось, что заявки были поданы в одном конверте.
Заявитель подал конкурсную заявку в двух конвертах. Конкурсной документацией предусмотрено требование о подаче конкурсных заявок в двух конвертах.
Между тем, заявки, поданные в одном конверте, не были отклонены конкурсной комиссией в связи с несоответствием требованиям конкурсной документации.
Из письменного пояснения заказчика следует, что в своей жалобе заявитель утверждает, что конкурсная комиссия заказчика нарушила пункт 3 статьи 53 Закона о контрактной системе и допустила к участию в конкурсе заявки, не оформленные в соответствии с пунктом 4.3.3 конкурсной документации, а именно заявки участников не были запечатаны в два (внешний и внутренний). При этом не указывает конкретно какие заявки, по мнению заявителя, нужно было отклонить.
Требования к участникам закупки изложены в разделе 4.4 конкурсной документации. Требования к составу заявки изложены в разделе 4.2 конкурсной документации. Оба раздела подготовлены в соответствии с Законом о контрактной системе и носят обязательный характер.
Законом не предусмотрено отклонение участника за способ подачи заявки, не соответствующим положениям документации.
Раздел 4.3 документации "Срок, место и порядок подачи заявок участников закупки" является информативным. Также требование об обязательном наличии двух пакетов противоречит Закону о контрактной системе.
При вскрытии конверта N 5 (участник закупки ООО ПФ "Хот") на лот N 75 был объявлен почтовый адрес: 677000, г. Якутск, ул. Ломоносова, 42, оф. 32. Согласно заявке участника номер офиса 39.
Не считают, что заказчик нарушил часть 6 статьи 52 Закона о контрактной системе, так как почтовый адрес был зачитан, при этом была допущена оговорка, которая никак не повлияла на идентификацию участника закупки.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 21.07.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс;
3) 26.07.2017 года внесены изменения в извещение о проведении открытого конкурса, конкурсную документацию;
4) начальная (максимальная) цена контракта:
- Лот 74. Проектно-изыскательские работы по объекту: Капитальный ремонт автомобильной дороги А-360 "Лена" Невер - Якутск на участке км 470+000 - км 474+800, км 474+930 - км 480+000, Республика Саха (Якутия) - 9 019 674,00 руб.
- Лот 75. Проектно-изыскательские работы по объекту: Капитальный ремонт автомобильной дороги А-360 "Лена" Невер - Якутск на участке км 557+000 - км 561+600, км 561+680 - км 568+870, Республика Саха (Якутия) - 10 572 628,00 руб.
- Лот 76. Проектно-изыскательские работы по объекту: Капитальный ремонт автомобильной дороги А-360 "Лена" Невер - Якутск на участке км 813+000 - км 825+000, Республика Саха (Якутия) - 15 609 805,22 руб.
5) на участие в открытом конкурсе поданы:
- в отношении лота 74 - 4 заявки от участников закупки;
- в отношении лота 75 - 5 заявок от участников закупки;
- в отношении лота 76 - 4 заявки от участников закупки.
6) заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям конкурсной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в отношении лотов 74, 75 в части подписания контрактов приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу заявителя частично обоснованной на основании следующего.
Довод заявителя в части того, конкурсная комиссия неправомерно признала соответствующими заявки на участие в открытом конкурсе, поскольку данные заявки поданы не в двух конвертах, подлежит признанию необоснованным в силу следующего.
Подпунктом 4.3.3 пункта 4.3. "Срок, место и порядок подачи заявок участников закупки" конкурсной документации установлено следующее:
"Участник конкурса подает в письменной форме заявку на участие в конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия.
Участник закупки запечатывает заявку в конверт или пакет (далее - "конверт"). Конверт запечатываются во внешний конверт.
На внешнем конверте должно быть указано:
- адрес заказчика;
- наименование конкурса.
Участник вправе не указывать на таком конверте свое фирменное наименование, почтовый адрес (для юридического лица) или фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (физического лица).
На внутреннем конверте должно быть указано:
- адрес заказчика;
- наименование конкурса.
- фирменное наименование, почтовый адрес (для юридического лица) или фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (физического лица).
Если конверт не запечатан и на нем не указано наименование конкурса (лота), заказчик обязан отказать в приеме такого конверта".
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации.
Согласно части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе после наступления срока, указанного в конкурсной документации в качестве срока подачи заявок на участие в конкурсе. Конверты с заявками на участие в открытом конкурсе вскрываются, открывается доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе публично во время, в месте, в порядке и в соответствии с процедурами, которые указаны в конкурсной документации. Вскрытие всех поступивших конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе осуществляются в один день.
Согласно части 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что Законом о контрактной системе предусмотрено требование о том, что участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия.
При этом частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Следовательно, не может быть основанием для отклонения конкурсной заявки то обстоятельство, что такая заявка подана только в одном запечатанном конверте, поскольку такое требование не относится к требованиям к самой конкурсной заявке.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Довод заявителя в части объявления конкурсной комиссией некорректного почтового адреса заявителя в ходе проведения процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе подлежит признанию обоснованным в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе после наступления срока, указанного в конкурсной документации в качестве срока подачи заявок на участие в конкурсе. Конверты с заявками на участие в открытом конкурсе вскрываются, открывается доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе публично во время, в месте, в порядке и в соответствии с процедурами, которые указаны в конкурсной документации. Вскрытие всех поступивших конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе осуществляются в один день.
Согласно части 6 статьи 52 Закона о контрактной системе информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке которого открывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, объявляются при вскрытии данных конвертов и открытии указанного доступа и вносятся соответственно в протокол. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, в этот протокол вносится информация о признании открытого конкурса несостоявшимся.
Между тем, материалами дела установлено, что в ходе проведения процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе конкурсной комиссией был объявлен почтовый адрес участника закупки ООО ПФ "Хот" (ул. Ломоносова, 42, оф. 32), отличный от того, который указан на конкурсной заявке данного участника закупки (ул. Ломоносова, 42/1, оф. 39).
Из письменного пояснения заказчика следует, что данный факт заказчиком не оспаривается.
Таким образом, конкурсной комиссией нарушена часть 6 статьи 52 Закона о контрактной системе.
Между тем, в протоколе вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе N ПВК1 от 16.08.2017 года, а также в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе N ПРО1 от 17.08.2017 года указан корректный почтовый адрес участника закупки ООО ПФ "Хот": "Почтовый адрес: 677000, Респ Саха /Якутия/, г Якутск, ул Ломоносова, 42, 1, 39".
Также согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе N ПРО1 от 17.08.2017 года заявка ООО ПФ "Хот" признана соответствующей требованиям конкурсной документации.
Следовательно, допущенное нарушение не повлияло на результаты осуществления закупки.
Жалоба заявителя подлежит признанию частично обоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки выявлено следующее.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация содержит информацию наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г. (далее - Перечень), включающий, в том числе, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п. 5 Перечня).
Согласно материалам дела в пункте 20 раздела I.3. "Информационная карта" аукционной документации установлен запрет на выполнение работ, оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее также - Постановление N 1457).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.06.2017 N 672 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 1296 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", Постановление N 1457 утратило силу с 10.06.2017 года.
Между тем, подпунктом 4.4.4 пункта 4.4 "Требования к участникам закупки" конкурсной документации установлено следующее:
"Участник размещения заказа должен соответствовать требованиям Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2015 г. N 1457".
Извещение N 0316100007217000069 о проведении открытого конкурса опубликовано заказчиком на официальном сайте ЕИС 21.07.2017 г., следовательно, запрет на выполнение работ, оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в рамках данной закупки установлен неправомерно.
Таким образом, заказчиком нарушены часть 6 статьи 31, часть 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Между тем, допущенное нарушение не повлияло на результаты осуществления закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО ПФ "Хот" на действия конкурсной комиссии заказчика ФКУ Упрдор "Лена" при проведении открытого конкурса (извещение N 0316100007217000069):
- Лот 75. Проектно-изыскательские работы по объекту: Капитальный ремонт автомобильной дороги А-360 "Лена" Невер - Якутск на участке км 557+000 - км 561+600, км 561+680 - км 568+870, Республика Саха (Якутия) частично обоснованной. Довод в части объявления конкурсной комиссией некорректного почтового адреса заявителя в ходе проведения процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе признан обоснованным.
2. Признать конкурсную комиссию Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Невер - Якутск Федерального дорожного агентства" нарушившей часть 6 статьи 52 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Признать заказчика Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Невер - Якутск Федерального дорожного агентства" нарушившим часть 6 статьи 31, часть 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Поскольку допущенные нарушения не повлияли на результаты осуществления закупки, предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
5. Передать материалы дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: В.А. Данилова
К.А. Овчинникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 28 августа 2017 г. N 06-881/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2017