Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Яцковой Н.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Восточные коммуникации" (далее также - ООО "Востком", заявитель): Иванов В.П. (директор), Мурзин А.Ю. (представитель по доверенности);
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N3" (далее также - ГБУ РС(Я) "Республиканская больница N3", заказчик, котировочная комиссия): Петрова А.Н., Слепцов В.Ф. (представители по доверенностям),
рассмотрев жалобу ООО "Востком" на действия заказчика ГБУ РС(Я) "Республиканская больница N3" при проведении запроса котировок на оказание услуг по передаче неисключительных прав на использование квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи (изв. N 0316200015817000064), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Востком" на действия заказчика ГБУ РС(Я) "Республиканская больница N3" при проведении запроса котировок на оказание услуг по передаче неисключительных прав на использование квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи (изв. N 0316200015817000064).
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя, директор ООО "Востком" привели следующие доводы:
Заказчиком необоснованно объединены в один лот самостоятельные виды продуктов экономической деятельности: услуга по созданию сертификата ключа проверки электронной подписи (услуга должна оказываться только удостоверяющими центрами), предоставление ключевого носителя СКЗИ (устройство для хранения ключевой информации), средства анализа защищенности.
Ключевой носитель СКЗИ и средство анализа защищенности являются самостоятельными продуктами экономической деятельности и имеют различные коды ОКПД.
При этом заявитель может поставить ключевые носители отдельно. Включив поставку ключевых носителей в данный лот, заказчик ограничил количество участников закупки.
Исполнить предмет закупки могут только удостоверяющие центры, участникам закупки необходимо иметь свидетельство об аккредитации удостоверяющего центра в силу Федерального закона N 63-ФЗ "Об электронной подписи". Заявитель не может принять участие в данной закупке в отсутствие заключенных договоров по программному обеспечению.
В ходе рассмотрения представители заказчика пояснили, что согласно Федеральному закону N 86-ФЗ с 01.07.2017 года больничные учреждения должны предоставлять гражданам электронные больничные листы. В рамках исполнения данного законодательства заказчиком было решено предоставить электронно-цифровую подпись для 51 врача.
Весь объем закупаемых продуктов и оказываемых услуг производится в рамках подготовки автоматизированных рабочих мест и работы с ключом электронной цифровой подписью, в связи с чем, весь объем продуктов и услуг приобретается в рамках одного запроса котировок и рамках одного вида экономической деятельности.
Предоставление ключевого носителя СКЗИ вместе с контейнером электронной цифровой подписи с гарантией сохранения в тайне закрытого ключа электронной подписи, исходя из чего, передача и запись на ключевой носитель СКЗИ электронно-цифровой подписи относится к услугам удостоверяющего центра по выдаче и поддержке квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи.
Изготовление и регистрация сертификата ключа проверки электронной подписи (предоставление ключевого носителя СКЗИ), средство анализа защищенности и ключевой носитель СКЗИ между собой взаимосвязаны и не могут функционировать каждый в отдельности.
Изготовленный и зарегистрированный сертификат ключа проверки электронной подписи размещается на ключевом носителе СКЗИ.
Средство анализа защищенности устанавливается на автоматизированном рабочем месте для обеспечения безопасности работы ключевого носителя СКЗИ и обеспечивает защиту от внешних вторжений.
Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1) извещение об осуществлении закупки на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru опубликовано 15.08.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - запрос котировок;
3) 16.08.2017 года в извещение о проведении запроса котировок внесены изменения;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 210 910,00 руб.;
5) на участие в запросе котировок подано 2 заявки от участников закупки;
6) 2 заявки признаны соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу заявителя необоснованной на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Частью 2 "ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ" извещения о проведении запроса котировок установлено, в том числе следующее:
N п\п |
Наименование продукции |
Характеристика, дополнительные требования |
Кол-во |
1. |
Изготовление и регистрация сертификата ключа проверки электронной подписи (предоставление ключевого ключевого носителя СКЗИ) |
создание ключа ЭЦП с гарантией сохранения втайне закрытого ключа ЭЦП |
51 |
2. |
Передача неисключительных прав на использование квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи |
выдача сертификата ключа ЭЦП в форме документа на бумажном носителе с информацией о сроке и условиях его действия (срок действия сертификата не менее 1 года) |
51 |
4.1 "Квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи должен быть выдан Удостоверяющим центром, аккредитованным Минкомсвязи России".
Между тем, из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, а также обоснование потребности заказчика при установлении требований к поставляемому товару.
При этом, Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок считает необходимым отметить, что согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе указанный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Как следует из пояснений заказчика, согласно Федеральному закону N 86-ФЗ "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 59 и 78 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" с 01.07.2017 года больничные учреждения должны предоставлять гражданам электронные больничные листы. В рамках исполнения данного законодательства заказчиком было решено предоставить электронно-цифровую подпись для 51 врача.
Весь объем закупаемых продуктов и оказываемых услуг производится в рамках подготовки автоматизированных рабочих мест и работы с ключом электронной цифровой подписью, в связи с чем, весь объем продуктов и услуг приобретается в рамках одного запроса котировок и рамках одного вида экономической деятельности.
Предоставление ключевого носителя СКЗИ вместе с контейнером электронной цифровой подписи с гарантией сохранения в тайне закрытого ключа электронной подписи, исходя из чего, передача и запись на ключевой носитель СКЗИ электронно-цифровой подписи относится к услугам удостоверяющего центра по выдаче и поддержке квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи.
Изготовление и регистрация сертификата ключа проверки электронной подписи (предоставление ключевого носителя СКЗИ), средство анализа защищенности и ключевой носитель СКЗИ между собой взаимосвязаны и не могут функционировать каждый в отдельности.
Изготовленный и зарегистрированный сертификат ключа проверки электронной подписи размещается на ключевом носителе СКЗИ.
Средство анализа защищенности устанавливается на автоматизированном рабочем месте для обеспечения безопасности работы ключевого носителя СКЗИ и обеспечивает защиту от внешних вторжений.
При этом из материалов следует, что требования к участникам закупки о том, чтобы участники закупки являлись удостоверяющими центрами в соответствии с Федеральным законом N 63-ФЗ "Об электронной подписи", извещением о проведении запроса котировок не установлено.
Из пояснений представителей заказчика следует, что указание на то, что квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи должен быть выдан Удостоверяющим центром, аккредитованным Минкомсвязи России, относится не к участникам закупки, а к самой услуге.
Также согласно части III "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" извещения о проведении запроса котировок начальная (максимальная) цена контракта определена на основании коммерческих предложений от 3 поставщиков.
В материалы дела заказчиком представлены копии коммерческих предложений от 3 поставщиков.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок N П1 от 24.08.2017 года на участие в запросе котировок поступило 2 заявки от участников закупки, все заявки признаны соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок.
Кроме того, любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании. На это, в частности, указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе: участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Заявителем не приведены доказательства ограничения количества участников закупки. Указание на то, что заявитель не может принять участие в данной закупке в силу отсутствия у заявителя заключенных договоров по программному обеспечению, не может являться надлежащим доказательством наличия препятствия для участия самого заявителя в закупке.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Жалоба заявителя подлежит признанию необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "Востком" на действия заказчика ГБУ РС(Я) "Республиканская больница N3" при проведении запроса котировок на оказание услуг по передаче неисключительных прав на использование квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи (изв. N 0316200015817000064) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии М.Н. Мохначевская
Члены комиссии: В.А. Данилова
Н.Н. Яцкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 29 августа 2017 г. N 06-899/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.09.2017