Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ЭкоГидроСервис" (далее - ООО "ЭкоГидроСервис", заявитель): о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились;
от заказчика Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали "Колыма" Федерального дорожного агентства" (далее - заказчик, ФКУ Упрдор "Колыма"): Гамазин А.Е.(представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "ЭкоГидроСервис" на действия заказчика ФКУ Упрдор "Колыма" при проведении повторного открытого конкурса на выполнение проектных и изыскательских работ на объекте: "Ремонт моста через реку Паутовая на км 1660+353 автомобильной дороги Р-504 "Колыма" Якутск-Магадан, Магаданская область" (изв. N 0316100011917000071), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "ЭкоГидроСервис" на действия заказчика ФКУ Упрдор "Колыма" при проведении повторного открытого конкурса на выполнение проектных и изыскательских работ на объекте: "Ремонт моста через реку Паутовая на км 1660+353 автомобильной дороги Р-504 "Колыма" Якутск-Магадан, Магаданская область" (изв. N 0316100011917000071).
Из текста жалобы ООО "ЭкоГидроСервис" следует, что заявителем обжалуются положения конкурсной документации, а именно отсутствие в ее составе требований по: выделению из состава проектно-сметной документации строительных конструкций (частей мостового сооружения), которые являются инженерной защитой мостового сооружения от негативного воздействия вод; разработке декларации безопасности гидротехнического сооружения (инженерной защиты моста от негативного воздействия вод); проведению сравнительного технико-экономического анализа для обеспечения максимальной экономической эффективности строительства гидротехнического сооружения; представлению расчета (или иного обоснования) срока службы инженерной защиты моста от негативного воздействия вод в течение не менее 50 лет; определения класса инженерной защиты моста от негативного воздействия вод.
По мнению ООО "ЭкоГидроСервис" отсутствие указанных положений в составе конкурсной документации свидетельствует о необъективном описании объекта закупки.
Из письменного пояснения заказчика следует, что ООО "ЭкоГидроСервис" в своей жалобе ссылается на следующие нормативные документы: СП 116.13330.2012 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения.
Необходимо отметить, что настоящий свод правил распространяется на сооружения и мероприятия инженерной защиты территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов (оползней, обвалов, карста, селевых потоков, снежных лавин, переработки берегов морей, водохранилищ, озер и рек, от подтопления и затопления территорий, морозного пучения, наледеобразования, термокарста) и их сочетаний (далее - инженерная защита).
ООО "ЭкоГидроСервис" в своей жалобе ссылается также на Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О безопасности гидротехнических сооружений"
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 117-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О безопасности гидротехнических сооружений" к гидротехническим сооружениям относятся - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении";
ООО "ЭкоГидроСервис" в своей жалобе ссылается также на СП 58.13330.2012 Гидротехнические сооружения. Основные положения.
В соответствии с СП 58.13330.2012 "Гидротехнические сооружения. Основные положения" к гидротехническим сооружениям относятся - сооружения, подвергающиеся воздействию водной среды, предназначенные для использования и охраны водных ресурсов, предотвращения негативного воздействия вод, в том числе загрязненных жидкими отходами, включая плотины, здания гидроэлектростанций (ГЭС), водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, доки; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов морей, озер и водохранилищ, берегов и дна русел рек; струенаправляющие и оградительные сооружения; сооружения (дамбы), ограждающие золошлакоотвалы и хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; набережные, пирсы, причальные сооружения портов; сооружения систем технического водоснабжения, системы гидротранспорта отходов и стоков, подачи осветленной воды, устройства защиты от размывов на каналах, сооружения морских нефтегазопромыслов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Объект закупки в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ является технологической частью автомобильной дороги - объектом транспортной инфраструктуры (п.1 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ: автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог).
Согласно п.3 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
Краткое описание объекта закупки изложено в пункте 3.2 конкурсной документации со ссылкой на Техническое задание (приложение 4 к конкурсной документации), где подробно описан объект закупки.
С учётом вышеизложенного считают жалобу необоснованной.
Упомянутые в жалобе нормативные документы и их неверная трактовка не имеют отношения к объекту закупки.
Представитель заказчика поддержал письменное пояснение заказчика.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки и конкурсная документация размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 11.08.2017 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 413 928,00 руб.;
4) на участие в закупке подано 4 заявки от участников закупки;
5) заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям конкурсной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контрактов приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "ЭкоГидроСервис" необоснованной по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки должны быть указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Понятие гидротехнического сооружения раскрывается в статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений". Так, гидротехнические сооружения - это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" объекты транспортной инфраструктуры являют собой технологический комплекс, включающий в себя:
а) железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции;
б) метрополитены;
в) тоннели, эстакады, мосты;
г) морские терминалы, акватории морских портов;
д) порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения;
е) расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения;
ж) аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств;
з) участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации.
Также согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
В связи с вышеизложенным, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том что в рамках рассматриваемой закупки заказчиком приобретаются работы по проектированию ремонта объекта транспортной инфраструктуры, но не гидротехнического сооружения.
Кроме того, Комиссия Якутского УФАС России считает необходимым отметить следующее.
Порядок подачи жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки урегулирован статьей 105 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 названной статьи любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из совокупного смысла вышеизложенных норм Закона о контрактной системе следует, что жалоба подается только в том случае, если действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки нарушают права участника закупки, при этом обязанность по доказыванию доводов жалобы возлагается на заявителя жалобы.
В жалобе ООО "ЭкоГидроСервис" отсутствуют (к жалобе не приложены) доказательства, обосновывающие необходимость включения требований к инженерной защите от негативного воздействия вод в конкурсную документацию - отсутствуют доказательства того, что мост, создание проектной документации на ремонт которого является предметом закупки, является гидротехническим сооружением, либо, что такой мост имеет/должен иметь инженерную защиту от негативного воздействия вод.
Также в жалобе отсутствует указание на то, каким образом действия заказчика по невключению в конкурсную документацию указанных требований нарушают права и законные интересы Общества как участника закупки.
При изложенных обстоятельствах довод жалобы ООО "ЭкоГидроСервис" признается необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "ЭкоГидроСервис" на действия заказчика ФКУ Упрдор "Колыма" при проведении повторного открытого конкурса на выполнение проектных и изыскательских работ на объекте: "Ремонт моста через реку Паутовая на км 1660+353 автомобильной дороги Р-504 "Колыма" Якутск-Магадан, Магаданская область" (изв. N 0316100011917000071) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Осипова Я.Д.
Члены комиссии: Мохначевская М.Н.
Данилова В.А.
Петухова М.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 28 августа 2017 г. N 06-883/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.09.2017