Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России),в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Яцковой Н.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "АВСмед" (далее по тексту - ООО "АВСмед", заявитель, общество): уведомлены надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей заявителя;
от заказчика Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (далее по тексту - ГУ-РО ФСС РФ по РС(Я), заказчик) - Иванченко П.В. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу заявителя ООО "АВСмед" на действия заказчика ГУ-РО ФСС РФ по РС(Я) при проведении электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации инвалидам в 2017 году: слухового аппарата цифрового заушного сверхмощного (изв. N 0216100000317000363), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "АВСмед" на действия заказчика ГУ-РО ФСС РФ по РС(Я) при проведении электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации инвалидам в 2017 году: слухового аппарата цифрового заушного сверхмощного (изв. N 0216100000317000363).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
До рассмотрения жалобы от заявителя поступило обращение о проведении внеплановой проверки действий заказчика при проведении электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации инвалидам в 2017 году: слухового аппарата цифрового заушного сверхмощного (изв. N 0216100000317000363), от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела жалоба ООО "АВСмед" была оглашена в полном объеме. Из текста жалобы следует, что заявителем обжалуется следующее:
1. Установление некорректного срока проведения электронного аукциона - вместо 28.08.2017 г. датой проведения аукциона заказчиком установлено 29.08.2017 г.
2. Не указание в проекте государственного контракта идентификационного номера закупки.
3. Отсутствие в описании объекта закупки требований к характеристикам ушных вкладышей слуховых аппаратов - заказчиком не указано какие ушные вкладыши ему требуются - стандартные или индивидуального изготовления.
4. Не указание в извещении о проведении электронного аукциона информации об установленном в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 г. N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту Постановление N 105) ограничении.
5. Установление в описании объекта закупки требований, которым в совокупности соответствует единственная модель слухового аппарата Багира Pro XP производителя ОАО "Исток-Аудио Интернэшнл".
Просят признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об аннулировании электронного аукциона.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась и пояснила следующее.
1. Срок проведения электронного аукциона был установлен в соответствии с функционалом единой информационной системы, сообщения об ошибочно установленном сроке система не выдала.
2. Согласно Закону о контрактной системе идентификационный номер закупки указывается непосредственно в государственном контракте, а не в его проекте. В составе аукционной документации размещен проект контракта.
3. Слуховые аппараты должны комплектоваться стандартными ушными вкладышами. Услуги по изготовлению индивидуальных ушных вкладышей являлись бы предметом договора (контракта) оказания услуг.
4. Ограничения, установленные в соответствии с Постановлением N 102, заказчиком указаны как в документации об электронном аукционе, так и в извещении о проведении такого аукциона.
5. Требованиям описания объекта закупки, установленного заказчиком, соответствуют слуховые аппараты Багира Pro XP, Гранд 1, Бриз-441 Max, Every 1660DSP. Описание объекта закупки составлено заказчиком исходя из потребностей конечных приобретателей закупаемого товара - инвалидов по слуху, в соответствии с рекомендацией медицинского учреждения.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" - 15.08.2017 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 043 270,00 руб.;
4) на участие в электронном аукционе подана 1 заявка;
5) по результатам рассмотрения заявки единственного участника закупки, аукционной комиссией принято решение о признании указанной заявки соответствующей требованиям аукционной документации;
7) по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе, электронный аукцион признан не состоявшимся.
8) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "АВСмед" частично обоснованной исходя из следующего.
1. Заявителем обжалуются действия заказчика по установлению срока проведения электронного аукциона, по мнению ООО "АВСмед" вместо 28.08.2017 г. датой проведения аукциона заказчиком некорректно установлено 29.08.2017 г.
Пунктом 3 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона указывается дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона. В случае, если дата проведения такого аукциона приходится на нерабочий день, день проведения такого аукциона переносится на следующий за ним рабочий день.
В силу пункта 5 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документация об электронном аукционе указывается дата проведения электронного аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 68 Закона о контрактной системе электронный аукцион проводится на электронной площадке в указанный в извещении о его проведении и определенный с учетом части 3 настоящей статьи день. Время начала проведения такого аукциона устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен заказчик.
Согласно части 3 статьи 68 Закона о контрактной системе днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе.
Из материалов дела следует, что в извещении N 0216100000317000363 о проведении электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации инвалидам в 2017 году: слухового аппарата цифрового заушного сверхмощного и в аукционной документации датой проведения электронного аукциона установлено 29 августа 2017 года, при этом датой окончания рассмотрения первых частей заявок установлено 25 августа 2017 года.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Статьями 190-191 ГК РФ определено, что установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В связи с вышеизложенным, учитывая, что период времени, после истечения которого, в соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе, заказчиком назначается дата проведения электронного аукциона, исчисляется в календарных, а не рабочих днях, заказчику датой проведения электронного аукциона надлежало установить дату наступающую после истечения двух календарных дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе - 28 августа 2017 г.
При изложенных обстоятельствах первый довод жалобы ООО "АВСмед" признается обоснованным. Заказчик признается нарушившим пункт 3 части 5 статьи 63, пункт 5 части 1 статьи 64, части 2 и 3 статьи 68 Закона о контрактной системе.
Между тем, на момент рассмотрения жалобы у Комиссии Якутского УФАС России отсутствуют сведения о том, что допущенное заказчиком нарушение повлияло на результаты осуществления закупки. В жалобе ООО "АВСмед" отсутствует указание на то, каким образом указанное нарушение заказчика ограничило права и интересы заявителя.
2. Заявителем обжалуется не указание в проекте государственного контракта идентификационного номера закупки.
Согласно части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Из смысла вышеизложенной нормы Закона о контрактной системе следует, что идентификационный код закупки указывается в государственном/муниципальном контракте, заключаемом по итогам осуществления закупки, а не в проекте такого контракта.
В связи с вышеизложенным, второй довод жалобы ООО "АВСмед" признается необоснованным.
3. ООО "АВСмед" обжалуется не установление в описании объекта закупки требований к характеристикам ушных вкладышей слуховых аппаратов - заказчиком не указано какие ушные вкладыши ему требуются - стандартные или индивидуального изготовления.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке, в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из совокупного смысла вышеизложенных норм Закона о контрактной системе следует, что заказчику надлежит детализировать требования к объекту закупки таким образом, чтобы в соответствии с показателями, предлагаемыми участники закупки определить соответствие предлагаемых товаров/работ/услуг собственным потребностям.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 г. N 2347-р.
Слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления, включены в указанный перечень под пунктом 17.
В части 3 аукционной документации "Техническое задание" указано, что слуховые аппараты цифровые заушные сверхмощные для компенсации глубоких потерь слуха, поставка которых является предметом контракта, на право заключения которого проводится электронный аукцион, комплектуются ушными вкладышами в количестве 1 шт.
При этом заявитель ООО "АВСмед" в своей жалобе указывает, что ушные вкладыши индивидуального изготовления производятся по слепку ушного прохода из различных материалов.
Из описания объекта закупки, составленного заказчиком, не следует, что предметом поставки является индивидуально определенный товар, который изготавливается по специальному заказу, при этом из пояснений представителя заказчика следует, что предметом закупки являются слуховые аппараты в комплекте со стандартными ушными вкладышами.
Из материалов дела следует, что запросы разъяснений от участников закупки относительно того какого вида - стандартными или индивидуального изготовления должны быть ушные вкладыши, которыми комплектуются требуемые к поставке слуховые аппараты, заказчику не поступали.
При изложенных обстоятельствах третий довод жалобы ООО "АВСмед" признается необоснованным.
4. Заявителем обжалуются действия заказчика по не указанию в извещении о проведении электронного аукциона информации об ограничении, установленном в соответствии с Постановлением N 102.
В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Материалами дела установлено, что в заказчиком в единой информационной системе, в составе аукционной документации опубликован документ "1. Извещение 272-ЭА".
В пункте 27 указанного документа "Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств" указано следующее: "Устанавливаются ограничения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подробнее в п. 28 Извещения)".
В пункте 28 "Ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчиком указано следующее: " При осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
содержат предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
В случае если заявка (окончательное предложение), которая содержит предложение о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), не отклоняется в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные Министерством экономического развития Российской Федерации.
Подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Сертификат о происхождении товара включается в состав второй части заявки".
Следовательно, извещение о проведении электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации инвалидам в 2017 году: слухового аппарата цифрового заушного сверхмощного содержит информацию об ограничении, установленном заказчиком в соответствии с Постановлением N 102, а также о порядке его применения.
При изложенных обстоятельствах четвертый довод жалобы ООО "АВСмед" не находит подтверждения и признается необоснованным.
Заявитель указывает на то, что установленным заказчиком в описании объекта закупки требованиям в совокупности соответствует единственная модель слухового аппарата Багира Pro XP производителя ОАО "Исток-Аудио Интернэшнл".
Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе указанный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Частью 1 статья 12 Закона о контрактной системе, определяющей принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Материалами дела установлено, что заказчиком в части 3 "Техническое задание" документации об электронном аукционе установлены следующие требования, к товарам, являющимся предметом поставки:
Слуховой аппарат цифровой заушный сверхмощный.
Количество: 300 изделий. Начальная максимальная цена: 2 043 270,00 рублей 00 копеек.
Наименование изделия, функциональные характеристики и технические требования |
Цена за ед. (руб.) |
Кол-во (шт.) |
Сумма (руб.) |
Слуховой аппарат цифровой заушный сверхмощный для компенсации глубоких потерь слуха Максимальный ВУЗД 90 - не менее 142 дБ, Максимальное усиление - не менее 81 дБ, Кол-во каналов цифровой обработки звука - не менее 4 Кол-во программ прослушивания - не менее 4 Диапазон частот - от 0,1 - не менее 7,1 кГц Программируемые параметры: система адаптивного противофазного подавления обратной связи, система подавления шумов микрофона, автоматическое переключение на программу прямого аудиовхода, регистрация данных пользования, дополнительное усиление низких частот, прямой аудиовход, система повышения разборчивости речи, телефонная катушка. Программируемые опции: диапазон регулятора громкости, индикаторы разряда батареи и переключения программ. Элементы питания -2шт, ушной вкладыш-1шт. В обязательном порядке указать срок пользования изделием. Должны соответствовать: ГОСТ 20790-93 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ПРИБОРЫ, АППАРАТЫ И ОБОРУДОВАНИЕ МЕДИЦИНСКИЕ Общие технические условия ГОСТ Р 51024-2012 Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний ГОСТ Р 51407-99. Совместимость технических средств электромагнитная. Слуховые аппараты. Требования и методы испытаний ГОСТ Р МЭК 60118-14-2003. Аппараты слуховые программируемые. Технические требования к устройствам цифрового интерфейса. Размеры электрических соединителей |
6 810,90 |
300 |
2 043 270,00 |
Из пояснений представителя заказчика следует, что требования к слуховым аппаратам, поставка которых является предметом электронного аукциона, разрабатывались ГУ-РО ФСС РФ на основании письма ГАУ РС(Я) "РБ N 1-НЦМ" б/н без даты.
Из письма ГАУ РС(Я) "РБ N 1-НЦМ" следует, что для реабилитации инвалидов по слуху рекомендуются слуховые аппараты заушные сверхмощные со следующими характеристиками: Диапазон частот - 0,1-7,1 кГц, количество каналов цифровой обработки звука - 4, количество программ прослушивания - 4, максимальный ВУЗД 90 - не менее 142 дБ, максимальное акустическое усиление - не менее 81 дБ. С наличием: дополнительного усиления низких частот, прямого аудиовхода, автоматического переключения на программу прямого аудиовхода, системы направленных микрофонов с адаптивной направленностью, противофазного адаптивного подавления обратной связи, системы снижения шумов микрофона, системы повышения разборчивости речи, регистрации данных о ношении аппарата, телефонной катушки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок приходит к заключению о том, что устанавливая требования к поставляемому товару, заказчики исходили из потребностей конечных получателей слуховых аппаратов и медицинских рекомендаций.
Согласно пояснениям заказчика требованиям, установленным в Техническом задании заказчика соответствуют следующие слуховые аппараты:
Наименование модели слухового аппарата |
Максимальный ВУЗД90, дБ |
Максимальное усиление, дБ |
Диапазон частот, кГц |
Требуемые характеристики |
не менее 142 дБ |
не менее 81 дБ |
от 0,1 - не менее 7,1 кГц |
Багира Pro XP |
142 |
81 |
7,1 |
Гранд 1 |
142 |
81 |
7,1 |
Бриз-441 Мах |
142 |
81 |
7,1 |
Every 1660DSP |
142 |
82 |
7,1 |
Довод ООО "АВСмед" указывающий на то, что установленным заказчиком в описании объекта закупки требованиям в совокупности соответствует единственная модель слухового аппарата Багира Pro XP производителя ОАО "Исток-Аудио Интернэшнл" опровергается фактом поступления на участие в электронном аукционе и признания соответствующей требованиям аукционной документации заявки, в первой части которой участником закупки к поставке предлагается слуховой аппарат цифровой заушный сверхмощный "БРИЗ-441 Max", производства ООО "Завод слуховых аппаратов "РИТМ".
При этом поскольку предметом закупки является поставка товара, а не его производство, участие в закупке могут принять как производители, так и неограниченное количество поставщиков требуемого заказчику товара.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе, участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, требования, установленные заказчиком в Описании объекта закупки аукционной документации не противоречат положениям законодательства о контрактной системе.
Кроме того, заявителем жалобы в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие доводы об ограничении, установленными требованиями заказчика, количества участников закупки, не представлены доказательства относительно того, что подателем жалобы проведен анализ рынка по производству слуховых аппаратов, результаты которого позволяют утверждать, что установленные в аукционной документации требования ограничивают участников закупки в участии в данном аукционе.
При этом у Комиссии Якутского УФАС России по контролю закупок отсутствуют полномочия по проверке действий заказчика на предмет нарушения антимонопольного законодательства, также отсутствуют полномочия по проведению исследований состояния конкурентной среды на товарных рынках.
В связи с вышеизложенным пятый довод жалобы ООО "АВСмед" признается необоснованным.
Жалоба ООО "АВСмед" признается частично обоснованной.
По результатам внеплановой проверки закупки установлено следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено право заказчика по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе по принятию решения о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Материалами дела установлено, что участником закупки был направлен запрос разъяснений аукционной документации следующего содержания: "В Приложении 2 приведено обоснование начальной (максимальной) цены контракта, при этом указано, что при проведении анализа рынка заказчиком использовалась информация, размещенная в реестре контрактов.
При этом заказчиком использованы цены на слуховые аппараты, которые не соответствуют требованиям, установленным в части III. Техническое задание.
Требования к товару, установленные в части III. Техническое задание. |
Параметры товара, указанные в контракте N 0210100000114000073 |
Параметры товара, указанные в контракте N 1212701883816000188 |
Параметры товара, указанные в контракте N 1760400668916000055 |
Слуховой аппарат цифровой заушный сверхмощный для компенсации глубоких потерь слуха |
Цифровой заушный сверхмощный слуховой аппарат, в том числе с дополнительными функциями Модель: "Xtreme 121", производитель: "Bernafon AG" (Бернафон АГ), страна происхождения: Швейцария |
Слуховой аппарат цифровой заушный сверхмощный.
Слуховой аппарат audiofon arriva X производство "Audiofon", страна происхождения Германия |
Аппараты слуховые цифровые программируемые заушные сверхмощные
НаноТрим 600SP Страна происхождения: Россия |
Цена, руб. |
5371,69 |
8 569,10 |
5205,31 |
Максимальный ВУЗД 90 - не менее 142 дБ, |
Максимальный выходной уровень звукового давления при входном УЗД равном 90 дБ (ВУЗД 90): 140 дБ |
Максимальный ВУЗД (90) - 136 дБ |
|
Максимальное усиление - не менее 81 дБ, |
|
Максимальное усиление - 78 дБ |
|
Кол-во программ прослушивания - не менее 4 |
Количество программ прослушивания: 3 |
Количество программ прослушивания - 2 |
|
Диапазон частот - от 0,1 - не менее 7,1 кГц |
Частотный диапазон: 0,1 - 4,0 кГц |
Диапазон частот 0,2 - 5,4 кГц |
Диапазон частот: нижняя граница 0,1 кГц; верхняя граница 6,0 кГц. |
Таким образом, в документации отсутствует надлежащее обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании вышеизложенного прошу привести документацию о закупке N 0216100000317000363 в соответствие с требованиями действующего законодательства о контрактной системе".
В ответ на вышеуказанный запрос 21.08.2017 г. заказчиком в единой информационной системе было опубликовано разъяснение следующего содержания: "В соответствии с ст. 65 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Заказчиком будут внесены изменения в документацию об открытом аукционе в электронной форме N 0216100000317000363".
Между тем, на момент рассмотрения жалобы, изменения в извещение N 0216100000317000363 и в документацию об электронном аукционе на поставку технических средств реабилитации инвалидам в 2017 году: слухового аппарата цифрового заушного сверхмощного не внесены, на официальном сайте единой информационной системы размещены извещение и аукционная документация, опубликованные в первоначальной редакции (от 15.08.2017 г.).
Из пояснений представителя заказчика следует, что указанный ответ на дачу разъяснений положений аукционной документации был дан ошибочно, оснований для внесения изменений в извещение об осуществлении закупки и в аукционную документацию не имеется, поскольку расчет начальной (максимальной) цены контракта заказчиком произведен корректно.
При изложенных обстоятельствах, действия заказчика по даче некорректного разъяснения положений аукционной документации на запрос, поступивший от участника закупки, признаются нарушающими часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на момент рассмотрения жалобы у Комиссии Якутского УФАС России отсутствуют сведения о том, что допущенное заказчиком нарушение повлияло на результаты осуществления закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "АВСмед" на действия заказчика ГУ-РО ФСС РФ по РС(Я) при проведении электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации инвалидам в 2017 году: слухового аппарата цифрового заушного сверхмощного (изв. N 0216100000317000363) обоснованной частично, обоснованным признан довод о некорректном установлении заказчиком даты проведения электронного аукциона.
2. Признать заказчика ГУ-РО ФСС РФ по РС(Я) нарушившим пункт 3 части 5 статьи 63, пункт 5 части 1 статьи 64, часть 4 статьи 65, части 2 и 3 статьи 68 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Поскольку на момент рассмотрения у Комиссии Якутского УФАС России отсутствуют сведения о том, допущенные заказчиком нарушения повлияли на результаты осуществления закупки, предписание об устранении таких нарушений не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии М.Н Мохначевская
Н.Н. Яцкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 29 августа 2017 г. N 06-903/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.09.2017