Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Болысаева О.Н. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Вектор7" (далее также - ООО "Вектор7", Общество, заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Муниципального унитарного предприятия "Агентство по развитию территорий" городского округа "город Якутск" (далее также - МУП "Агентство по развитию территорий" ГО "город Якутск", заказчик): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска (далее также - уполномоченный орган, ОА г. Якутска): Антонова С.Д. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Вектор7" на действия заказчика МУП "Агентство по развитию территорий" ГО "город Якутск", уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству объекта: "Жилой комплекс "Вертикаль" ул. Свердлова в квартале 47 г. Якутска" Многоквартирные жилые дома N1 и N2 (извещение N 0116300000117001102), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Вектор7" на действия заказчика МУП "Агентство по развитию территорий" ГО "город Якутск", уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству объекта: "Жилой комплекс "Вертикаль" ул. Свердлова в квартале 47 г. Якутска" Многоквартирные жилые дома N1 и N2 (извещение N 0116300000117001102).
Из текста жалобы заявителя следует, что:
1. Заказчиком установлен срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе менее предусмотренного Законом о контрактной системе.
2. Заказчик нарушил п.11 ст.21 Закона о контрактной системе, разместив закупку без связи с планом-графиком, следовательно, без предварительного размещения информации о планируемой закупке в плане-графике и выделения лимита бюджета.
3. Ограничена возможность участия индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную форму налогообложения, не являющихся плательщиками НДС.
Пунктом 2.1 проекта контракта установлено: "Цена Контракта составляет _______ (_____) рублей __ (___) копеек, в том числе НДС - _____%, _______ (______) рублей __ (___) копеек (далее - Цена Контракта), является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта за исключением случаев, предусмотренных настоящим Контрактом и Федеральным законом N 44-ФЗ".
Согласно главы 1, статьи 3, пункта 4 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Пунктом 3 статьи 169 главы 221 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ) предусмотрено, что составлять счета-фактуры обязаны плательщики налога на добавленную стоимость, реализующие товары (работы, услуги) на территории РФ. Кроме того, на основании п. 1 ст. 169 НК РФ счета фактуры имеют право выставлять комиссионеры (агенты), в том числе применяющие УСНО, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг) от своего имени. В иных случаях организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, оформлять счета-фактуры не должны.
В связи с тем, что изменение проекта контракта после окончания срока приема заявок, не возможно в части перечня обязательных документов, то при победе индивидуального предпринимателя, применяющим УСН, внести изменения в проект контракта заказчик не сможет.
4. В проекте контракта отсутствуют условия, предусмотренные частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
5. Заказчиком в проекте контракта установлены ненадлежащие размеры штрафов, начисляемых заказчику, исполнителю за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Просят приостановить подписание контракта в связи с вышеуказанными нарушениями Закона о контрактной системе, аннулировать результаты проведения электронного аукциона, провести внеплановую проверку на действия закупочной комиссии.
Из письменного пояснения заказчика следует, что заказчик с доводами заявителя не согласен.
Заказчик для осуществления закупки использует собственные средства.
В соответствии с пунктами 3,4 статьи 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС. Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС.
Условие проекта контракта не содержит положений, ограничивающих участие в аукционе в зависимости от применяемой участником закупки системы налогообложения. Требование об обязательном указании участником закупки, не являющимся плательщиком НДС, суммы НДС, учитываемой в цене контракта, документация об аукционе не содержит.
В данном случае сумма НДС является прибылью победителя торгов, не являющегося плательщиком такого налога, и он самостоятельно несет ответственность за осуществляемые действия в том числе за соответствие ценового предложения требованиям нормативных актов.
По соглашению сторон цена контракта может быть снижена без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта, в том числе и на сумму НДС (часть 1 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Заказчик считает, что жалоба, поданная посредством электронной почты, не подписанная электронной подписью, не может быть признана равнозначной документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органа с жалобой не согласилась, пояснила, что срок с размещения извещения о проведении закупки до окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе включает 14 полных дней и неполный 1 (15-й) день.
Размеры штрафов начисляемых заказчику, исполнителю за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, указаны верно.
Прилагает скриншот плана-графика с сайта единой информационной системы, скриншот извещения о проведении закупки с сайта единой информационной системы, сведения об инцидентах по отсутствию связи с позицией плана-графика.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" - 08.08.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 10 211 279,31 руб.
4) на участие в закупке поданы 3 заявки от участников закупки;
5) все участники закупки допущены к участию в электронном аукционе;
6) дата проведения электронного аукциона - 28.08.2017 года, в ходе проведения электронного аукциона 3 участника закупки подали предложение о цене контракта;
7) заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу заявителя частично обоснованной на основании следующего.
Довод заявителя в части установления срока окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе менее предусмотренного Законом о контрактной системе, признан обоснованным в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона.
Пунктом 6 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: срок, место и порядок подачи заявок участников закупки.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 10 211 279,31 руб.
В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Извещение о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 08.08.2017 года.
Извещением о проведении электронного аукциона N 0116300000117001102 установлены дата и время окончания подачи заявок - 23.08.2017 09:00.
Также пунктом 22 "Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе" части 1 "Информационная карта" аукционной документации установлено: "23.08.2017 года, 09 ч 00 м".
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно статье 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Между тем, установленный в извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе приходится на пятнадцатый день, следовательно, извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Таким образом, заказчиком/уполномоченным органом нарушена часть 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя в части размещения извещения о проведении закупки без связи с планом-графиком, следовательно, без предварительного размещения информации о планируемой закупке в плане-графике и выделения лимита бюджета, признан необоснованным в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 21 Закона о контрактной системе планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.
Согласно части 11 статьи 21 Закона о контрактной системе заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
Предметом данной закупки является выполнение работ по благоустройству объекта: "Жилой комплекс "Вертикаль" ул. Свердлова в квартале 47 г. Якутска" Многоквартирные жилые дома N1 и N2.
В извещении о проведении электронного аукциона N 0116300000117001102 указан идентификационный код закупки 173143516666014350100100440014299244.
Извещение о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru 08.08.2017 года.
В реестре планов-графиков и планов закупок, опубликованном на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, размещен план-график на 2017 год (заказчик Муниципальное унитарное предприятие "Агентство по развитию территорий" городского округа "город Якутск").
На момент размещения извещения о проведении закупки N 0116300000117001102 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru действовала редакция плана-графика от 27.06.2017 года.
Данным планом-графиком предусмотрена закупка с предметом "Работы по благоустройству объекта "Жилой комплекс "Вертикаль" по ул. Свердлова в квартале 47 г. Якутска" Многоквартирные жилые дома N 1,2" (идентификационный код закупки в плане-графике 173143516666014350100100440014299244).
Вместе с тем, отсутствие связи с планом-графиком при размещении закупки не свидетельствует о том, что информация о закупке отсутствует в плане - графике, более того, из положений статьи 21 Закона о контрактной системе не следует, что при размещении закупки заказчики обязаны устанавливать связь размещаемой закупки с позицией плана-графика, где данная закупка предусмотрена.
На указание заявителя о том, что закупка осуществлена также в отсутствие выделения лимита бюджета, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании. На это, в частности, указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, в силу которой участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Между тем, заявителем не представлено надлежащих доказательств того, что на момент размещения закупки заказчиком были не доведены лимиты бюджетных средств.
Довод заявителя о том, что закупка без связи с планом-графиком, а, следовательно, без предварительного размещения информации о планируемой закупке в плане - графике и выделения лимита бюджета опровергается материалами дела, не находит своего подтверждения и признается необоснованной.
Довод заявителя в части ограничения возможности участия в закупке индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную форму налогообложения, не являющихся плательщиками НДС, признан необоснованным в силу следующего.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
По смыслу положений Закона о контрактной системе, государственный/муниципальный контракт заключается и исполняется по цене, предложенной победителем электронного аукциона. При этом в Законе о контрактной системе отсутствуют нормы о корректировке цены контракта в зависимости от применяемой системы налогообложения у участника закупки (победителя закупки).
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ, а также налога, уплачиваемого согласно ст. 174.1 главы 21 НК РФ.
Согласно части 5 статьи 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов по налогу на добавленную стоимость, предусмотренных Кодексом.
В иных случаях организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, исчислять налог на добавленную стоимость не должны.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, реализуют товары (работы, услуги) без учета налога на добавленную стоимость.
Следовательно, корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при осуществлении закупки, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником закупки не допускается, за исключением случая, если проект контракта не содержит положения о том, что если победитель закупки или иной участник закупки, с которым заключается контракт, применяет упрощенную систему налогообложения (УСН) или иную другую систему налогообложения, то цена контракта уменьшается на сумму НДС.
Между тем, материалами дела установлено, что проект контракта по данной закупке вышеуказанного положения не содержит. Пунктом 2.1 проекта контракта установлено следующее: "Цена Контракта составляет _______ (_____) рублей __ (___) копеек, в том числе НДС - _____%, _______ (______) рублей __ (___) копеек (далее - Цена Контракта), является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта за исключением случаев, предусмотренных настоящим Контрактом и Федеральным законом N 44-ФЗ.2.2. Оплата по Контракту осуществляется в рублях Российской Федерации".
Таким образом, с учетом положений проекта контракта и Закона о контрактной системе, контракт по данной закупке заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупки вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя.
При этом, цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта, в том числе на сумму налога на добавленную стоимость.
Таким образом, если участник закупки, признанный победителем закупки, не является плательщиком НДС (в том числе находится на упрощенной системе налогообложения), то при заключении контракта при указании цены контракта вместо указания суммы НДС ставится прочерк; при оплате поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.
Пунктом 2.7 проекта контракта установлено следующее: "Заказчик оплачивает работы Подрядчика, выполненные в соответствии с настоящим Контрактом, путем перечисления Цены Контракта на банковский счет Подрядчика, реквизиты которого указаны в разделе 14 Контракта, за счет средств муниципального унитарного предприятия "Агентство по развитию территорий" ГО "г. Якутск" на основании надлежаще оформленного и подписанного обеими Сторонами настоящего Контракта Акта сдачи-приемки работ, составленного по форме приложения N 4 к настоящему Контракту, в течение 10 (десяти) банковских дней с даты выставления Подрядчиком счета на оплату Цены Контракта".
Согласно статье 169 НК РФ обязанность по составлению счетов-фактур возложена налоговым законодательством на плательщиков НДС. При этом организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ (при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории РФ) (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).
Между тем, в налоговом законодательстве отсутствуют запреты на составление "нулевых" счетов-фактур для организаций, применяющих УСН, с указанием "без налога НДС".
Выставление таких счетов-фактур не приводит ни к декларированию НДС, ни к уплате налога организацией, применяющей УСН. Налоговая ответственность за оформление таких счетов-фактур НК РФ не установлена. Не появится у организации, применяющей УСН, и право на применение налоговых вычетов по НДС.
Как отмечено выше, согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Поскольку довод жалобы заявителя предполагает, что действиями заказчика ущемляются права и законные интересы участника закупки, положение части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для оформления и подачи заявки на участие в закупке.
Между тем, из жалобы следует, что ООО "Вектор7" обжалует положения муниципального контракта, которые, по мнению заявителя, нарушают права индивидуальных предпринимателей - участников закупки.
При этом само ООО "Вектор7" индивидуальным предпринимателем не является, из текста жалобы, а также из данных Единого государственного реестра юридических лиц следует, что податель жалобы по своей организационно-правовой форме является обществом с ограниченной ответственностью.
Таким образом, жалоба заявителя не содержит сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки ООО "Вектор7" действиями заказчика, а также указывающих на нарушения Закона о контрактной системе.
Довод заявителя в части отсутствия в проекте контракта условия, предусмотренного частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, признан необоснованным в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Между тем, из вышеуказанной нормы следует, что условие о том, что в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, в проект контракта включается в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, то есть при заключении контракта.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Довод заявителя в части установления ненадлежащих размеров штрафов, начисляемых заказчику, исполнителю за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, признан необоснованным в силу следующего.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения в контракте фиксированного размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, в том числе гарантийного обязательства (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком, (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N 1063.
Как установлено материалами дела, начальная (максимальная) цена контракта составляет 10 211 279,31 руб.
В соответствии с пунктом 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Согласно пункту 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Из смысла части 4 статьи 34 закона о контрактной системе следует, что размер штрафов, начисляемых в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
Пунктом 7.2 проекта контракта установлено следующее:
"В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств по оплате Цены Контракта Подрядчик вправе потребовать от Заказчика уплату неустойки. Неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства по оплате Цены Контракта, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства по оплате Цены Контракта. Размер такой неустойки устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от неоплаченной части Цены Контракта.
За ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств по Контракту, начисляется штраф в виде фиксированной суммы в размере _________________.
(Размер штрафа определяется в следующем порядке:
- 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
- 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
- 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
- 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей)".
Также пунктом 7.5 проекта контракта установлено следующее:
"Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом. Размер штрафа является фиксированным и составляет _______________,
(Размер штрафа определяется в следующем порядке:
- 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
- 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
- 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
- 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей)".
Таким образом, размеры штрафов, начисляемых за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, в виде процента от цены контракта проектом контракта предусмотрены.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки выявлено следующее.
1. В силу части 1 статьи 21 Закона о контрактной системе планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.
Как следует из части 11 статьи 21 Закона о контрактной системе, заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе в план-график в отношении каждой закупки включается наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 настоящего Федерального закона, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно).
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с частью 3 статьи 21 Закона о контрактной системе в план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки:
1) идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона;
2) наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 настоящего Федерального закона, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно);
3) дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа;
5) дата начала закупки;
6) информация о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта;
7) информация о применении указанного в части 3 статьи 32 настоящего Федерального закона критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае применения указанного критерия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
8) информация о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 12 статьи 21 Закона о контрактной системе не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.
Предметом данной закупки является выполнение работ по благоустройству объекта: "Жилой комплекс "Вертикаль" ул. Свердлова в квартале 47 г. Якутска" Многоквартирные жилые дома N1 и N2.
В извещении о проведении электронного аукциона N 0116300000117001102 указан идентификационный код закупки 173143516666014350100100440014299244.
Извещение о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru 08.08.2017 года.
В реестре планов-графиков и планов закупок, опубликованном на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, размещен план-график на 2017 год (заказчик Муниципальное унитарное предприятие "Агентство по развитию территорий" городского округа "город Якутск").
На момент размещения извещения о проведении закупки N 0116300000117001102 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru действовала редакция плана-графика от 27.06.2017 года.
Данным планом-графиком предусмотрена закупка с предметом "Работы по благоустройству объекта "Жилой комплекс "Вертикаль" по ул. Свердлова в квартале 47 г. Якутска" Многоквартирные жилые дома N 1,2" (идентификационный код закупки в плане-графике 173143516666014350100100440014299244).
Установлено, что план-график (в редакции от 27.06.2017 года, действовавшей на момент размещения извещений о проведении вышеуказанных закупок) содержит следующую информацию:
По позиции "Работы по благоустройству объекта "Жилой комплекс "Вертикаль" по ул. Свердлова в квартале 47 г. Якутска" Многоквартирные жилые дома N 1,2" (идентификационный код закупки в плане-графике 173143516666014350100100440014299244):
Начальная (максимальная) цена контракта: 6 347 934,00 рублей; Планируемые платежи, рублей - 6 347 934,00 рублей;
Размер обеспечения заявки 126 958,68 рублей;
Размер обеспечения исполнения контракта 317 396,70 рублей;
Количество - 2,82; Единица измерения - Квадратный метр (м[2*]);
Планируемый срок (сроки отдельных этапов) поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг): Один этап с августа по сентябрь 2017 года.
Между тем, в извещениях о проведении закупки указано следующее:
По извещению N 0116300000117001102:
Начальная (максимальная) цена контракта 10 211 279,31 руб.;
Размер обеспечения заявок 204225.58 руб.;
Размер обеспечения исполнения контракта 510563.97;
Количество - 1.00; Единица измерения - усл. ед;
Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг: С момента заключения контракта в течение 30 календарных дней.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, о том, что в нарушение требования части 12 статьи 21 Закона о контрактной системе, заказчиком в единой информационной системе размещено извещение N 0116300000117001102 об осуществлении закупок, содержащее информацию, не соответствующую информации, указанной в плане-графике (в редакции от 27.06.2017 года, действовавшей на момент размещения извещений о проведении вышеуказанных закупок).
2. Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Как указано выше, согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Пункт 2.7 проекта контракта устанавливает следующее: "Заказчик оплачивает работы Подрядчика, выполненные в соответствии с настоящим Контрактом, путем перечисления Цены Контракта на банковский счет Подрядчика, реквизиты которого указаны в разделе 14 Контракта, за счет средств муниципального унитарного предприятия "Агентство по развитию территорий" ГО "г. Якутск" на основании надлежаще оформленного и подписанного обеими Сторонами настоящего Контракта Акта сдачи-приемки работ, составленного по форме приложения N 4 к настоящему Контракту, в течение 10 (десяти) банковских дней с даты выставления Подрядчиком счета на оплату Цены Контракта".
Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 9.11 проекта контракта установлено следующее: "Обеспечение исполнения контракта возвращается Подрядчику при условии надлежащего исполнения Подрядчиком всех своих обязательств по настоящему Контракту в течение 10 банковских дней со дня получения Заказчиком соответствующего письменного требования Подрядчика. Денежные средства возвращаются на банковский счет, указанный Подрядчиком в этом письменном требовании, в случае внесения денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта".
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2011 N 107-ФЗ NОб исчислении времени" календарный день - это период времени продолжительностью двадцать четыре часа. Календарный день имеет порядковый номер в календарном месяце.
При этом понятие "банковский день" в действующем законодательстве не раскрывается.
Таким образом, действия заказчика/уполномоченного органа, включивших в проект контракта условие о сроках оплаты за выполненные работы и сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, исчисляемых во временных единицах, не предусмотренных действующим законодательством, нарушают части 13, 27 статьи 34, часть 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Вектор7" на действия заказчика МУП "Агентство по развитию территорий" ГО "город Якутск", уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству объекта: "Жилой комплекс "Вертикаль" ул. Свердлова в квартале 47 г. Якутска" Многоквартирные жилые дома N1 и N2 (извещение N 0116300000117001102) частично обоснованной. Довод в части установления срока окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе менее предусмотренного Законом о контрактной системе признан обоснованным.
2. Признать заказчика Муниципальное унитарное предприятие "Агентство по развитию территорий" городского округа "город Якутск" нарушившим часть 12 статьи 21 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Признать заказчика Муниципальное унитарное предприятие "Агентство по развитию территорий" городского округа "город Якутск"/ уполномоченный орган Окружную администрацию города Якутска нарушившими части 13, 27 статьи 34, часть 3 статьи 63, часть 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать заказчику Муниципальному унитарному предприятию "Агентство по развитию территорий" городского округа "город Якутск"/ уполномоченному органу Окружной администрации города Якутска предписание об устранении допущенных нарушений.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: В.А. Данилова
О.Н. Болысаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 29 августа 2017 г. N 06-896/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.09.2017