Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. -начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Болысаева О.Н.-государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее также - ООО "Перспектива"): не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Муниципального бюджетного учреждения культуры "Многофункциональный культурный комплекс"муниципального образования "Доллунский наслег" Республики Саха (Якутия)(далее -МБУК"Многофункциональный культурный комплекс" МО "Доллунский наслег"РС (Я),заказчик):Иванов Д.Ю. (представитель по доверенности), Стручков А.Р. (в качестве слушателя);
от уполномоченного органа районной администрации муниципального района "Мегино-Кангаласский улус" Республики Саха (Якутия) (далее - уполномоченныйорган): не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом.
Рассмотревжалобу"Перспектива" на действия уполномоченного органа, заказчикаМБУК "Многофункциональный культурный комплекс" МО "Доллунский наслег" РС (Я) при проведении электронного аукциона навыполнение работ по строительству многофункционального центра в с. ТумулМегино-Кангаласского улуса (изв. N 0116300005017000062),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закона 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)поступилажалобаООО "Перспектива" на действия уполномоченного органа, заказчика МБУК "Многофункциональный культурный комплекс" МО "Доллунский наслег" РС (Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству многофункционального центра в с. ТумулМегино-Кангаласского улуса (изв. N 0116300005017000062).
В жалобе ООО "Перспектива" указано следующее:
1. В нарушение требований Закона о контрактной системе в аукционной документации отсутствует информация о датах начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений аукционной документации.
2. В нарушение Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в пункте 34 раздела "Требования к основным используемым товарам" аукционной документации установлено: светильник с люминесцентными лампами.
3. В нарушение постановления Правительства РФ от 15 мая 2017 г. N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N570) в аукционной документации не установлен перечень работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из поясненийпредставителя заказчика по доводу жалобы ООО "Перспектива" следует, что:
1. С доводом жалобы не согласен, посколькув аукционной документации, опубликованной на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), информация о датах начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке имеется.
2. С данным доводом не согласен, в связи с тем, что указанный в пункте 34 раздела "Требования к основным используемым товарам" аукционной документации светильник с люминесцентными лампами, предназначенные для общего освещения помещений административно-общественных зданий, корпус которого должен быть изготовлен из листовой стали, с полимерным покрытием в перечень установленный Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", не входят.
3. По третьему доводу жалобы, представитель указал, что в аукционную документацию будут включены виды и объемы работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно, согласно, Постановлению N570.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
1) извещение об осуществлении закупки размещено на сайте оператора электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ", а также в ЕИС - 27.07.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 6 036 051,00 рублей;
4) на участие в электронном аукционе неподано ни одной заявки;
5) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе аукцион признан несостоявшимся.
Комиссия считает жалобу ООО "Перспектива" частично обоснованной на основании следующего.
1.В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласночасти 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силупункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Из материалов дела комиссией Якутского УФАС России установлено, что в пункте 15 информационной карты аукционной документации установлены даты начала и окончания предоставления разъяснений положений аукционной документации, которые указаны с 27.07.2017 г. по 14.08.2017 г.
На основании вышеизложенного следует, что в аукционной документации установлены сведения о дате начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Таким образом, комиссия Якутского УФАС России признает первый довод жалобы ООО "Перспектива" необоснованным.
2.Пунктами 1, 2 статьи 26 Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что государственные или муниципальные заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения обязаны осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг. Требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Указанные Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 года N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 года N 898 "О внесении изменений в пункт 7 Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены запреты:
- на приобретение двухцокольных люминесцентных ламп диаметром 26 - 38 мм с люминофором галофосфат кальция и индексом цветопередачи менее 80 с цоколем G13;
- на приобретение дуговых ртутных люминесцентных ламп;
- на приобретение ламп люминесцентных со встроенным пускорегулирующим аппаратом (компактных люминесцентных ламп), за исключением случаев, когда для освещения в соответствии с санитарными правилами и нормами, устанавливающими требования к искусственному и смешанному освещению, не могут применяться светодиодные источники света;
- на приобретение неэлектронных пускорегулирующих аппаратов для трубчатых люминесцентных ламп;
- на приобретение светильников для дуговых ртутных люминесцентных ламп;
- на приобретение светильников для двухцокольных люминесцентных ламп с цоколем G13, за исключением случаев, когда для освещения в соответствии с санитарными правилами и нормами, устанавливающими требования к искусственному и смешанному освещению, не могут применяться светодиодные источники света.
По мнению заявителя, заказчиком нарушено Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно товар "Светильник с люминесцентными лампами". указанный в пункте 34 в приложении N2 "Требования к основным используемым товарам" аукционной документации.
Между тем, согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Доказательств того, что товар "Светильник с люминесцентными лампами, предназначенный для общего освещения помещений административно-общественных зданий" корпус из листовой стали с полимерным покрытием белого цвета, длина - не менее 1220 и не более 1235 мм, ширина - не менее 280 и не более 295 мм, указанный в пункте 34 приложения N2 "Требования к основным используемым товарам" аукционной документации закупки N0116300005017000062, соответствует лампам,светильникам перечисленным в Постановлении Правительства РФ от 28.08.2015 года N 898, заявителем не представлено, в связи с вышеизложенным, довод не находит подтверждения и признается необоснованным.
3. Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением N570, утверждены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
В пункте 2 настоящего Постановления установлено, что:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.;
в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
Пунктом 3 Постановления N570 установлено, что настоящее постановление не распространяется на отношения, связанные с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены до дня вступления в силу настоящего постановления, а также на контракты, заключенные до дня вступления в силу настоящего постановления.
Таким образом, Постановление N570 предписывает заказчику включать в документацию о закупке возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных указанным постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
При этом в силу подпункта "б" пункта 2 Постановления N570 конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, указанных в документации о закупке, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны до 1 июля 2018 года составлять не менее 15% от цены контракта и не менее 25% после указанной даты.
Из содержания и смысла приведенных норм следует, что на заказчика возлагается обязанность отразить в документации о закупке те виды работ, которые необходимо выполнить непосредственно подрядчику при исполнении соответствующего контракта и которые предусмотрены Постановлением N570, а также указать их объемы. В свою очередь, подрядчик по своему усмотрению должен выбрать из перечня, указанного заказчиком, те виды работ, которые действительно будут выполняться им самостоятельно, соблюдая при этом условие о соотношении стоимости выбранных им работ и общей цены контракта.
Предметом данной закупки является выполнение работ по строительству многофункционального центра в с. ТумулМегино-Кангаласского улуса.
Между тем, заказчик нарушил условия Постановления N570, выразившиеся в не установлении в аукционной документации виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных указанным постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
В соответствии частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно пункту 7 Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063", за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливаетсяв размере 5 процентов стоимости указанных работ.
Из материалов дела комиссией установлено, что в проекте контракта по закупке N 0116300005017000062 не указан вид ответственности за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Таким образом, заказчик нарушил требования части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Третий довод жалобы ООО "Перспектива" признается обоснованной.
Заказчик признается нарушившим часть 4 статьи 34, часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на действияуполномоченного органарайонной администрации муниципального района "Мегино-Кангаласский улус" Республики Саха (Якутия), заказчика муниципального бюджетного учреждения культуры "Многофункциональный культурный комплекс" муниципального образования "Доллунский наслег" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству многофункционального центра в с. ТумулМегино-Кангаласского улуса (изв. N 0116300005017000062)частичнообоснованной.
Довод в части:
- неустановления видов работ в аукционной документации согласно постановления Правительства РФ от 15 мая 2017 г. N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
- видов ответственности за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Признать заказчика муниципального бюджетного учреждения культуры "Многофункциональный культурный комплекс" муниципального образования "Доллунский наслег" Республики Саха (Якутия) нарушившим часть 4 статьи 34, часть 2 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Предписание об устранении допущенных нарушений заказчику муниципальному бюджетному учреждению культуры "Многофункциональный культурный комплекс" муниципального образования "Доллунский наслег" Республики Саха (Якутия) не выдавать, в связи с тем, что поступили сведения о внесении изменений в план-график по проводимой закупке муниципальным заказчиком;
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: В.А. Данилова
О.Н. Болысаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 24 сентября 2017 г. N 06-849/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.09.2017