Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ПАО "Грязинский пищевой комбинат" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на закупку индивидуальных рационов питания (ИРП), одноразовых (промежуточных) рационов питания (ОПРП), рационов выживания (РВ) (номер извещения 0195400000217000237) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в части доводов Заявителя,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
В целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы заседание Комиссии перенесено с 07.09.2017 на 08.09.2017.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1) установившего в документации об Аукционе описание закупаемых товаров с нарушением положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе);
2) установившего в инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе требование об указании информации, указанной в пункте 1.1 "общие сведения о товаре" части 1.2 приложения N 1 к документации об Аукционе, без изменений;
3) указавшего в пункте 7.6 документации об Аукционе и пункте 10.5 проекта государственного контракта к документации об Аукционе (далее - Контракт) противоречивую информацию о возможности возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения Контракта на соответствующий счет Заказчика, в случае изменения способа обеспечения исполнения Контракта;
4) установившего в нарушение требований Закона о контрактной системе в пункте 2.1 Контракта условие о том, что цена Контракта подлежит снижению в соответствии с отчетной калькуляцией поставщика о фактических затратах, связанных с исполнением Контракта;
5) разместившего в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) разъяснение положения документации об Аукционе с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 15.08.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 205 606 841,33 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 04.09.2017.
1. Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик в документации об Аукционе указал ряд наименований показателей для товаров, входящих в рационы питания, со словами "минимальный", "максимальный". Так, для галетов армейских из муки пшеничной 1 сорта показатель "массовая доля влаги" установлен со словами "максимальный". При этом, по мнению Заявителя, из описания объекта закупки и инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе не представляется возможным определить, что необходимо указать в первой части заявки на участие в Аукционе по данному показателю.
В приложении N 1 к документации об Аукционе (далее -
Приложение N 1) установлены требования к галетам армейским из муки пшеничной 1 сорта, входящим в состав рационов питания, в том числе следующее требование: "максимальная массовая доля влаги должна быть не более 7 %".
Согласно части 4.6 раздела 4 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе (Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе)" документации об Аукционе (далее - Инструкция) "конкретными показателями определяются все показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара требованиям заказчика, установленным в Приложении N 1 к документации об аукционе. Все сведения и информация, представленные в Приложении N 1 к документации об аукционе, являются показателями, позволяющими определить соответствие закупаемого товара требованиям заказчика".
В соответствии с Инструкцией значение показателя "максимальная массовая доля влаги" для галетов армейских из муки пшеничной 1 сорта необходимо указать конкретно.
Таким образом, участникам закупки в первой части заявки на участие в Аукционе для галетов армейских из муки пшеничной 1 сорта необходимо указать наименование показателя "максимальная массовая доля влаги" и его конкретное значение.
Согласно изложенному, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Кроме того, по мнению Заявителя, для сыра плавленого консервированного стерилизованного наименования показателей "массовая доля жира в сухом веществе" указаны со словами "минимальный" и "максимальный", для консервов мясных - "паштет печеночный со сливочным маслом" наименование показателя "массовая доля жира" указано со словом "максимальный", наименование показателя "массовая доля белка" указано со словом "минимальный", что противоречит положениям ГОСТ 31690-2013 и ГОСТ Р 55336-2012.
В Приложении N 1 для сыра плавленого консервированного стерилизованного указаны следующие наименования показателей: "минимальная массовая доля жира в сухом веществе", "максимальная массовая доля жира в сухом веществе", для консервов мясных - "паштет печеночный со сливочным маслом": "максимальная массовая доля жира", "минимальная массовая доля белка". Кроме того, установлено требование о соответствии ГОСТ 31690-2013 и ГОСТ Р 55336-2012.
Комиссия изучила ГОСТ 31690-2013 и ГОСТ Р 55336-2012 и установила, что действия Заказчика, указавшего наименования показателей "массовая доля жира в сухом веществе" со словами "минимальный" и "максимальный", а также наименование показателя "массовая доля жира" со словом "максимальный" и наименование показателя "массовая доля белка" со словом "минимальный" для указанных товаров, не противоречат требованиям ГОСТ 31690-2013 и ГОСТ Р 55336-2012 и положениям Закона о контрактной системе.
Согласно изложенному, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в
Приложении N 1 установлены требования для сыра плавленого консервированного стерилизованного, в том числе: "должен быть ломтевой или пастообразный", "минимальная массовая доля жира в сухом веществе должна быть 5 %; максимальная массовая доля жира в сухом веществе должна быть 70 %".
При этом в соответствии с таблицей 1 ГОСТ 31690-2013 для сыра плавленого консервированного стерилизованного ломтевого установлено следующее требование по показателю "массовая доля жира в сухом веществе": "от 5,0 до 65,0 % включительно". Для сыра плавленого консервированного стерилизованного пастообразного указано следующее требование по показателю "массовая доля жира в сухом веществе": "от 20,0 до 70,0 % включительно".
Таким образом, Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования по показателям "минимальная массовая доля жира в сухом веществе", "максимальная массовая доля жира в сухом веществе" сыра плавленого консервированного стерилизованного таким образом, что указание участником в своей заявке на участие в Аукционе данных показателей в соответствии с требованиями документации об Аукционе может привести к ненадлежащему заполнению данной заявки, в результате чего участником закупки может быть представлена информация, противоречащая ГОСТ 31690-2013.
Согласно изложенному, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе подобное описание объекта закупки, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик в документации об Аукционе ненадлежащим образом установил наименование товара "консервы мясные - "Паштет печеночный со сливочным маслом", в связи с тем, что в требованиях к составу данного товара отсутствует сливочное масло.
В Приложении N 1 установлены требования к консервам мясным - "Паштет печеночный со сливочным маслом", в том числе требование к составу: "в состав паштета входит печень, бульон (вода), мука пшеничная или крахмал картофельный, молоко коровье сухое цельное или обезжиренное, яйца куриные или меланж яичный, соль поваренная пищевая, сахар-песок, пряности". Кроме того, указано, что "консервы должны вырабатываться по ГОСТ Р 55336-2012 или по стандарту организации производителя по технологической инструкции с соблюдением обязательных требований установленных нормативными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснили, что при изготовлении товара необходимо руководствоваться положениями
ГОСТ Р 55336-2012 или стандартом организации производителя. При этом в случае изготовления товара в соответствии с ГОСТ Р 55336-2012 в состав необходимо добавить масло сливочное.
Комиссия, изучив положения документации об Аукционе,ГОСТ Р 55336-2012, приходит к выводу о том, что Заказчик установил в документации об Аукционе наименование товара "консервы мясные - "Паштет печеночный со сливочным маслом", не противоречащее положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик в документации об Аукционе для консервов мясных - "Паштет печеночный со сливочным маслом", входящих в состав рационов питания, указал информацию о "массовой доле мясных ингредиентов не менее 65%", не советующую требования ГОСТ Р 55336-2012, кроме того, не указал требование о наличии в составе указанных консервов "массовой доли мозгов не менее 10 %".
В соответствии с приложением "Б" ГОСТ Р 55336-2012 информационные сведения о массовой доле мясных ингредиентов в рецептуре мясных паштетных консервов носят справочный характер, так для паштета печеночного со сливочным маслом установлено следующее требование по показателю "массовая доля мясных ингредиентов": "печень говяжья - не менее 55%, мозги - не менее 10%".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с требованиями к консервам мясным - "Паштет печеночный со сливочным маслом", установленными в документации об Аукционе, Заказчик исключил из состава мозги и увеличил массовую долю печени говяжьей, при этом "массовая доля мясных ингредиентов" в рецептуре указанных консервов осталась без изменений.
Комиссия приходит к выводу о том, что указанные действия Заказчика не противоречат положениям ГОСТ Р 55336-2012 и требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик в документации об Аукционе установил требование о соответствии консервов мясных - "Паштет печеночный со сливочным маслом" ГОСТ Р 55336-2012, а также требование к содержанию влаги консервов мясных - "Паштет печеночный со сливочным маслом". Вместе с тем, ГОСТ Р 55336-2012 не установлен показатель "содержание влаги".
В Приложении N 1 установлены требования к консервам мясным - "Паштет печеночный со сливочным маслом", в том числе: "Консервы должны вырабатываться по ГОСТ Р 55336-2012 или по стандарту организации производителя, по технологической инструкции с соблюдением обязательных требований установленных нормативными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, содержание влаги не более 55 %".
В ГОСТ Р 55336-2012 отсутствует показатель "содержание влаги".
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что требования к рационам питания установлены исходя из потребностей Заказчика, при этом в соответствии с положениями документации об Аукционе допускается, что консервы будут выработаны по стандарту организации производителя.
Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика не противоречат Закону о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик в документации об Аукционе указал требование о наличии в составе консервов мясных - "Паштет печеночный со сливочным маслом", входящих в состав рационов питания, яиц куриных или меланжа яичного, вместе с тем установил, что наличие ДНК курицы не допускается.
В Приложении N 1 установлены требования к консервам мясным - "Паштет печеночный со сливочным маслом" о наличии в составе паштета яиц куриных или меланжа яичного, в тоже время установлено требование, что ДНК курицы не допускается.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик установил противоречивые требования к составу консервов мясных - "Паштет печеночный со сливочным маслом", что не соответствует положениям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно изложенному, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе описание объекта закупки, не соответствующее пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В пункте 1.1 "общие сведения о товаре" части 1.2 Приложения N 1 установлен ряд требований к закупаемой продукции, в том числе к остаточному сроку годности, условиям хранения, безопасности и качеству товара, документам, которые предоставляются в подтверждение качества и соответствия закупаемой продукции требованиям Заказчика.
В соответствии Инструкцией общие сведения о товаре указываются без изменений.
Комиссия изучила положения пункта 1.1 "общие сведения о товаре" части 1.2 Приложения N 1, а также положения Инструкции и пришла к выводу о том, что положение инструкции об указании общих сведений о товаре, указанных в пункте 1.1 "общие сведения о товаре" части 1.2
Приложения N 1, без изменений не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
В соответствии с частью 7 статьи 96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
При этом согласно части 27 статьи 96 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В пункте 7.6 раздела 7 "Обеспечение исполнения контракта" документации об Аукционе указано, что: "в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта".
В пункте 10.5 Контракта указано, что: "В случае, если обеспечение исполнения Контракта предоставлено Поставщиком в виде внесения денежных средств на указанный Заказчиком счет, то возврат денежных средств осуществляется в течение 15 (пятнадцати) календарных дней со дня получения Заказчиком соответствующего письменного требования от Поставщика. Такое письменное требование не может быть направленно Поставщиком ранее даты выполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, или даты расторжения Контракта. Денежные средства возвращаются на банковский счет, указанный Поставщиком в письменном требовании".
Комиссия изучила указанные положения документации об Аукционе, Контракта и приходит к выводу о том, что Заказчик установил информацию о возможности возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения Контракта на соответствующий счет Заказчика, в случае изменения способа обеспечения исполнения Контракта, в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1-7 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В пункте 2.4 Контракта указано, что: "Цена Контракта подлежит снижению в соответствии с отчетной калькуляцией Поставщика о фактических затратах, связанных с исполнением Контракта".
Вместе с тем, условие о снижении цены Контракта в соответствии с отчетной калькуляцией поставщика о фактических затратах, связанных с исполнением Контракта, не предусмотрено частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Контракте условие о снижении цены Контракта в соответствии с отчетной калькуляцией поставщика о фактических затратах, связанных с исполнением Контракта, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик закупает консервы мясные - "Паштет печеночный со сливочным маслом", входящие в состав рационов питания. При этом в описании состава указанного паштета отсутствует "сливочное масло". Заказчику направлен запрос о разъяснении указанного положения документации об Аукционе с просьбой внести изменения в документацию об Аукционе. Вместе с тем, Заказчик дал разъяснение по указанному положению документации об Аукционе, изменяющее ее суть.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
При этом согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В соответствии с информацией, размещенной в ЕИС, Заказчику поступили запросы о разъяснении положений документации об Аукционе, в том числе запросы о том, что в описании состава консервов мясных - "Паштет печеночный со сливочным маслом" отсутствует "сливочное масло", в связи с чем участники закупки просят внести соответствующие изменения в документацию об Аукционе.
Заказчиком размещено в ЕИС разъяснение по указанному положению документации об Аукционе, согласно которому "Формулировка по тексту в Приложении N1 к аукционной документации "В состав паштета входит печень, бульон (вода), мука пшеничная или крахмал картофельный, молоко коровье сухое цельное или обезжиренное, яйца куриные или меланж яичный, соль поваренная пищевая, сахар-песок, пряности" не носит категорический, исчерпывающий характер, а перечисление ингредиентов, входящих в состав консервов помимо основных ингредиентов, вынесенных в название консервов (печень и масло сливочное)".
Согласно изложенному, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком размещено разъяснение по указанному положению документации об Аукционе, не противоречащее положениям документации об Аукционе.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ПАО "Грязинский пищевой комбинат" обоснованной в части действий Заказчика, установившего в документации об Аукционе описание закупаемых товаров с нарушением положений Закона о контрактной системе и указавшего в Контракте условие о том, что цена Контракта подлежит снижению в соответствии с отчетной калькуляцией поставщика о фактических затратах, связанных с исполнением Контракта.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выданы предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 04.09.2017 N КГОЗ-276/17, от 06.09.2017 N КГОЗ-291/17,
от 08.09.2017 N КГОЗ-301/17, по настоящему решению предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что сведения по выявленному нарушению переданы на основании решений от 04.09.2017 N КГОЗ-276/17, от 06.09.2017
N КГОЗ-291/17, от 08.09.2017 N КГОЗ-301/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России, сведения по настоящему решению для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 8 сентября 2017 г. N 430
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.09.2017