На основании ст. 99 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Оренбургского УФАС России N 98-п от 06.09.2017 г., инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
Руководителя Инспекции:
членов Инспекции: в присутствии представителей:
Управления градообразования и капитального строительства города Бузулука -
Представители Администрации г. Бузулука, а также представители ООО "Уралстрой" и АО "ВБК" уведомленные о дате, времени и месте рассмотрения обращения, в заседание не явились,
проведя внеплановую камеральную проверку по обращениюООО "Уралстрой" (б/н от 04.09.2017 г.) действий Управления градообразования и капитального строительства города Бузулука, Администрации города Бузулука на предмет соблюдения требований законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов (номер извещения N 0153300000317000098),
УСТАНОВИЛА:
04.09.2017 г. в Оренбургское УФАС России от ООО "Уралстрой" (далее - Заявитель) поступило обращение о проведении проверки действий Управления градообразования и капитального строительства города Бузулука (далее - Заказчик), Администрации города Бузулука (далее - Уполномоченный орган) на предмет соблюдения требований законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов (номер извещения N 0153300000317000098) (далее - аукцион).
Исходя из обращения следует, что поданную 24.08.2017 г. жалобу ООО "Уралстрой" на те же действия Заказчика и Уполномоченного органа, 31.08.2017 г. Общество не отзывало, несмотря на поступивший в Оренбургское УФАС России отзыв до рассмотрения жалобы по существу.
В этой связи, Заявитель просил провести проверку по доводам, указанным в поданной ранее жалобе.
Так, Заявитель утверждает, что документация об аукционе составлена с нарушением положений Закона о контрактной системе, поскольку по позиции N 4 "Бетон" характеристики установлены таким образом, что не позволяют определить потребности Заказчика. Так Заказчик требует одновременно того, чтобы бетон одновременно был группы "жесткие" (Ж) и группы "подвижные" (П). Также Заказчиком установлено, что "осадка конуса" должна быть 6-16 см, что соответствует маркам по осадке конуса П2-П4. При этом, Заказчик установил следующие требования к бетону: "Средняя плотность бетона должна быть от 1000 кг/м3; Бетон должен быть тяжелый или легкий". Между тем, согласно ГОСТ 26633-2015, бетон тяжелый имеет среднюю плотность более 2000 кг/м3 до 25000 кг/м3, а в соответствии с ГОСТ 25820-2014, бетоны легкие подразделяются на марки: D200, D250, _.D100, D100, _ D2000.
По позиции N 11 "Спортивное оборудование", Заказчиком установлено, что диаметр опорной стойки должен быть 89 мм, диаметр брусьев - 48 мм, при этом, изделие должно соответствовать эскизу.Между тем, согласно эскизу, изделие должно быть изготовлено из одной согнутой трубы одинакового диаметра.
По позиции N 15 "Кабель силовой" Заказчиком указано два различных показателя напряжения.
По позиции N 27 "Раствор", Заказчиком установлено, что марка по подвижности должна быть выше Пк1. Между тем, согласно ГОСТ 28013-98, марки по подвижности выше чем Пк1 не существует, кроме того, каждой конкретной марке по подвижности соответствует определенный диапазон значений нормы подвижности по погружению конуса, а не любое значение, "превышающее один см", как требует Заказчик.
Кроме того, Заявитель указал, что сведения о товарах (материалах) по позициям N 1, 2, 6, 7, 9, 10, 12, 15, 17, 18, 19, 22, 25, 33 могут быть известны участнику только при наличии у него партии товара.
Также Заявитель указал, что о закупке ему стало известно за четыре дня до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, ввиду чего, подать запрос о разъяснении положений документации об аукционе он не имел возможности. Кроме того, Заявитель указал в жалобе, что не смог дозвониться по телефонам, указанным в Информационной карте документации об аукционе, поскольку указанные телефоны либо заняты, либо не отвечают.
На рассмотрение дела, представители ООО "Уралстрой" не явились, исходя из обращения Заявителя, письмо-отзыв жалобы было направлено в адрес Оренбургского УФАС России третьими лицами, заинтересованными в том, чтобы жалоба не рассматривалась.
Представитель Заказчика пояснил, что документация об аукционе составлена в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. Так, по позиции "Бетон" характеристик марок по осадке конуса и марок по удобоукладываемости Заказчиком установлены в соответствии с действующими стандартами. По позиции "Спортивное оборудование" диаметры опорной стойки и брусьев должны быть разного диаметра, как и установлено Заказчиком. Действительно в Технической части документации об аукционе Заказчиком дано изображение и надпись, что изделие должно соответствовать эскизу, но это вовсе не означает, что трубы должны иметь одинаковый диаметр, главное, чтобы форма изделия соответствовала эскизу. По позиции "кабель силовой" Заказчиком установлены два показателя напряжения: один показатель относится к общей характеристике напряжения, которое должен выдерживать кабель силовой (так называемые скачки электроэнергии), а второй показатель относится к напряжению, которое постоянно должно быть в момент его эксплуатации. По позиции "Раствор" характеристики марок по подвижности и нормы по подвижности по погружению конуса Заказчиком установлены в соответствии с действующими стандартами. Все перечисленные Заявителем характеристики, по позициям: "асфальтобетонные смеси дорожные", "битум", "бруски", "гвозди", "кабель силовой", "краска", "лак битумный", "лак", "песок", "поковки", "смесь песчано-гравийная природная" также установлены в соответствии с действующими стандартами и не являются излишними. Документация об аукционе размещена в ЕИС в общедоступном формате PDF.
Также представитель Заказчика пояснил, что учитывая утверждение Заявителя о том, что закупку он обнаружил за четыре дня до окончания срока подачи заявок, исходя из положений ст. 65 Закона о контрактной системе, Заявитель имел возможность подать запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе, чего последним сделано не было. Кроме того, исходя из положений Закона о контрактной системе, все переговоры Заказчика с участниками закупки при проведении электронного аукциона до определения победителя торгов запрещены.
В ходе изучения материалов дела и оценки полученных пояснений,в соответствии с положениями ст. 99 Закона о контрактной системе, установлено следующее:
08.08.2017 г. (с изм. от 09.08.2017 г.) на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (единая информационная система) и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" было размещено извещение и документация по электронному аукциону на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов (номер извещения N 0153300000317000098).
Начальная максимальная цена контракта составляет 11677863,00 рублей.
Документация об аукционе утвержденаУправлением градообразования и капитального строительства города Бузулука, в лице Ращупкина А.С.
24.08.2017 г. была подана жалоба в Оренбургское УФАС России на действия Управления градообразования и капитального строительства города Бузулука, Администрации города Бузулука при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов (номер извещения N 0153300000317000098).
Рассмотрение жалобы было назначено на 31 августа 2017 г. 12 ч. 00 мин. по адресу: г. Оренбург, ул. 9 Января, 64, каб. 914.
31.08.2017 г. до заседания Комиссии Оренбургского УФАС России по рассмотрению указанной жалобы, в Оренбургское УФАС России поступило письмо ООО "Уралстрой" б/н от 31.08.2017 г. об отзыве жалобы, согласно которому, Общество отзывает ранее поданную жалобу и просит ее не рассматривать. На регистрацию лиц до заседания, представитель Общества не явился.
В соответствии с положениями ч. 15 ст. 105 Закона о контрактной системе, лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее до принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу жалобы, при этом такое лицо не вправе подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) тех же лиц.
При таких обстоятельствах, в соответствии с ч. 15 ст. 105 Закона о контрактной системе, указанная жалоба Оренбургским УФАС России не рассматривалась, сторонам сообщено об отзыве указанной жалобы.
С учетом того, что Заявитель утверждает, что указанную жалобу он не отзывал, а также ввиду отсутствия соответствующих полномочий, Инспекция Оренбургского УФАС России полагает необходимым передать рассмотрение обращения в указанной части в правоохранительные органы.
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе, информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
В силу ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Согласно п. 2 Положения о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 г. N 913, информация размещается на официальном сайте в случаях и лицами, которые предусмотрены Федеральным законом, а также в сроки, устанавливаемые Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним правовыми актами. Согласно п. 3 Положения, информация размещается в общедоступной части официального сайта после подписания документа, содержащего информацию, электронной подписью лица, уполномоченного на размещение информации на официальном сайте, а также в закрытой части официального сайта, доступ к которой осуществляется с помощью электронной подписи, после прохождения регистрации на официальном сайте. В силу п. 5 Положения, при изменении размещенной на официальном сайте информации сохраняются и остаются доступными для свободного ознакомления всеми пользователями официального сайта предыдущие редакции измененных документов, содержащих информацию.
Из указанных норм Положения следует, что основной целью функционирования официального сайта является размещение соответствующей информации и обеспечение беспрепятственного доступа к ознакомлению с ней всех заинтересованных лиц.
Из материалов дела следует, что техническая часть аукционной документации размещена Заказчиком в общедоступном формате PDF, что не оспаривается и Заявителем.
Учитывая, что ознакомление с Технической частью документацией об аукционе возможно и защиты на копирование не установлено, Комиссия Оренбургского УФАС России в данной части жалобу считает необоснованной.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 4 Сведений о товарах (материалах), используемых при выполнении работ, технические характеристики: минимальный, максимальный показатель и показатель, значение которого не может изменяться (далее - Сведения), к использованию требуется "Бетон", в том числе с характеристиками: марка по удобоукладываемости: должна быть П2-П4. Марка жесткости должна быть Ж1-Ж4. Марка бетона должна быть не менее М200, осадка конуса должна быть 6-16 сантиметров. Бетон должен быть тяжелый или легкий.
Так, в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчиком установлено требование к марке по удобоукладываемости: "должна быть П2-П4", при этом осадка конуса должна быть 6-16 см, что не соответствует ГОСТ 7473-2010, поскольку последний предусматривает характеристики по осадке конуса для П1 - 1-4, П2-5-9, П3-10-15, П4 - 16-20. Заказчиком доказательств правомерности установления характеристик подобным образом, не представлено. Также Заказчиком фактически не определены требования к бетону - указано, что он может быть тяжелый или легкий, при этом характеристики будут разниться. Так, Заказчиком указано, что средняя плотность бетона должна быть от 1000 кг/м3, однако в соответствии с ГОСТ 25820-2014 бетоны легкие по средней плотности подразделяются на марки: D200, D250, _.D100, D100, _ D2000. А согласно ГОСТ 26633-2015, бетоны тяжелые имеют среднюю плотность более 2000 кг/м3.
Также согласно п. 4.2 ГОСТ 7473-2010 в зависимости от показателя удобоукладываемости бетонные смеси подразделяют на группы: жесткие (Ж), подвижные (П) и растекающиеся (Р). Группы подразделяются на марки по удобоукладываемости.
Заказчиком конкретные пояснения по данному факту не даны. При таких обстоятельствах, Инспекция Оренбургского УФАС России полагает, что требования к товару по позиции N 4 определены с нарушением положений п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
По позиции N 11 Заказчику требуется к поставке "спортивное оборудование" с характеристиками - диаметр опорной стойки должен быть 89 мм, диаметр брусьев должен быть 48 мм, изделие должно соответствовать эскизу.Судя по изображению, указанная конструкция изготовлена из цельной изогнутой трубы. При таких обстоятельствах, в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, Заказчиком характеристики по данной позиции не определены.
По позиции N 27 "Раствор" Заказчик установил следующие характеристики: марка по подвижности выше Пк1, при этом глубина погружения конуса превышает один см. Между тем, каждой конкретной марке по подвижности соответствует определенный диапазон значений нормы, а не любое значение "превышающее один см". Кроме того, марки по подвижности выше, чем Пк1 не существует. Таким образом, характеристики по указанному показателю Заказчиком также в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе не определены должным образом.
Между тем, несостоятельным является довод Заявителя о том, что по позиции N 15 "Кабель силовой" неверно указано два вида напряжения. Поскольку из пояснений Заказчика и специфики данного показателя, представляется понятным, что один показатель относится к общей характеристике напряжения, которое должен выдерживать кабель силовой, а второй показатель относится к напряжению, которое должно быть постоянным в момент его эксплуатации.
Заявитель полагает, что Заказчиком по позициям N 1 "Асфальтобетонные смеси дорожные", N 2 "Асфальтобетонные смеси дорожные", N 6 "Битум", N 7 "Битум", N 9, 10 "Бруски", N 12 "Гвозди", N 15 "Кабель силовой", N 17 "Краска", 18 "Лак битумный", N 19 "Лак", N22 "Песок", N 25 "Поковки", N 33 "Смесь песчано-гравийная природная" установлены излишние характеристики, указание которых в заявке возможно участником закупки только при наличии партии товара. Между тем, доводы Заявителя об излишней детализации по таким показателям, как: показатель влажности у бруса, содержание щебня, пористость в асфальтобетоннойсмеси, условная вязкость, время высыхания пленки у лака битумного и лака, влажность у песка - не находят своего подтверждения.Однако, такие показатели как: угол заострения гвоздя, Инспекция Оренбургского УФАС России считает излишне детализированными (нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе).
Изучив материалы дела в совокупности, Инспекция Оренбургского УФАС России полагает возможным предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 3, ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, Инспекция,
РЕШИЛА:
1. Признать Управлениеградообразования и капитального строительства города Бузулука нарушившимположения п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, не выдавать.
3. Передать обращение ООО "Уралстрой" в УМВД по Оренбургской области в части рассмотрения довода в отношении отзыва жалобы ООО "Уралстрой" на действия Управления градообразования и капитального строительства города Бузулука, Администрации города Бузулука при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов (номер извещения N 0153300000317000098) исх. N 267 от 24.08.2017 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Руководитель Инспекции:
Члены Инспекции:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 11 сентября 2017 г. N 08-09-49/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2017