Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Горячевой Н.В. - врио руководителя управления, председателя Комиссии; Парнищевой М.М. - начальника отдела контроля закупок; Ефановой В.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, в присутствии представителя от государственного заказчика: Шипициной А.В., действующей на основании доверенности N 206-34/23-17 от 05.05.2017 (лицу, присутствующему на заседании разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудио- и видеозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России),
в отсутствие представителя заявителя (лицо о месте и времени рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом),
рассмотрела поступившую 04 сентября 2017 года в Амурское УФАС России от ООО "Афалин-Трэйдинг" жалобу на действия государственного заказчика - Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Амурской области и единой (аукционной) комиссии заказчика при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку картриджей для оргтехники, объявленной извещением N 0323100014717000079 от 10.08.2017 на электронной площадке АО "Единая электронная торговая площадка" www.roseltorg.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно неверном применении кода по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности; неправомерного применения к обществу положений приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 155) в части применения преференции по снижению цены контракта на 15%; неправомерном допуске участников данной закупки к участию в электронном аукционе.
Представитель государственного заказчика с доводами, заявленными в жалобе, не согласен. Представил письменные возражения, указанные возражения приобщены к материалам дела. Считает, что заказчик применил код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - ОКДП 2) 26.20.40.190-комплектующие и запасные части для вычислительных машин прочие, не включенные в другие группировки, так как посчитал данный код наиболее подходящим. В соответствии с применением указанного кода ОКДП 2 заказчик установил условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии с Приказом N 155 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 968). По результатам рассмотрения первых частей заявок, к участию в аукционе было допущено 5 участников, из них ценовые предложения подали 4 участника. При рассмотрении вторых частей заявок, все заявки признаны соответствующими требованиями аукционной документации. Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу, заслушав доводы сторон по делу, исследовав материалы дела, установила следующее.
Государственным заказчиком - Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Амурской области извещением N 0323100014717000079 от 10.08.2017 на электронной площадке АО "Единая электронная торговая площадка" www.roseltorg.ru объявлено о проведении аукциона в электронной форме на поставку картриджей для оргтехники.
Соответствующая информация размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в сумме 330 265 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок - 18.08.2017 в 09:00, дата проведения аукциона в электронной форме - 21.08.2017.
18.08.2017 составлен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме N 0323100014717000079, согласно которому допущено к участию в аукционе и признано участниками торгов 5 участников, 5 участникам отказано в допуске, так как вместо оригинальных картриджей для оргтехники с гарантийным сроком была предложена поставка эквивалентных товаров.
22.08.2017 составлен протокол подведения итогов электронного аукциона N 0323100014717000079, согласно которому 4 участника признаны соответствующими требованиями, установленным аукционной документацией и победителем признано ООО "Афалин-Трейдинг" (заявитель), предложившее наиболее низкую цену контракта 198 158,85 рублей. Также в протоколе отражено применение пункта 7 Приказа N 155, а именно снижение на 15 процентов цены контракта и общая цена контракта, после применения данной нормы, составила 168 435,02 рублей.
30.08.2017 ООО "Афалин-Трейдинг" направило заказчику протокол разногласий, в котором отражалось несогласие общества с применением к нему преференции, выраженной в снижении цены контракта на 15 процентов. Протокол разногласий заказчиком не подписан.
03.09.2017 и 04.09.2017 заказчику повторно направлялись протоколы разногласий, в которых ООО "Афалин-Трейдинг" заявляло о своем несогласии на применении вышеуказанных преференций и просило заказчика заполнить спецификацию к совместимым картриджам.
08.09.2017 ООО "Афалин-Трейдинг" направило через функционал электронной площадки подписанный со своей стороны контракт заказчику, что подтверждается устным заявлением представителя государственного заказчика.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Данные условия закреплены в Приказе N 155.
Приказом N 155 установлен порядок предоставления преференций участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров российского, армянского, белорусского и (или) казахстанского происхождения.
Пунктом 2 Приказа N155 предусмотрено, что товары, происходящие из государств - членов Евразийского экономического союза, допускаются для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в порядке и на условиях, предусмотренных этим приказом.
Согласно пункту 3 Приказа N 155, при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 Приказа N 155 в случае наличия в составе заявок на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях документа, подтверждающего страну происхождения товара из государств - членов Евразийского экономического союза.
В пункте 7 Приказа N 155 отражено, что при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
Данный порядок не применяется в случаях указанных в пункте 8 Приказа N 155, в том числе если в рамках одного конкурса (лота), одного аукциона (лота), одного запроса котировок, одного запроса предложений предполагается поставка товаров, только часть из которых включена в перечень товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа.
В Перечень (приложение) к Приказу N 155 по коду ОКДП2 26.20 включены компьютеры и периферийное оборудование.
Государственный заказчик посчитал, что поскольку картридж представляет собой периферийное оборудование, то в извещении и в пункте 28 информационной карты аукционной документации установил условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в соответствии с Приказом N 155 и Постановлением N 968.
В пункте 31 информационной карты аукционной документации заказчик установил требования к содержанию и составу заявки, так вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.
Согласно разделу IV "Техническое задание" аукционной документации предметом данной закупки является поставка совместимых и оригинальных картриджей, тонер-картриджей, драм-картриджей и драм-юнитов для ранее приобретённого оборудования.
В компьютерной терминологии под периферийными устройствами компьютера понимаются устройства, которые подключаются к компьютеру с помощью специальных разъемов (монитор, дисплей, экран, клавиатура, мышь, принтер, сканер, акустические колонки, источники бесперебойного питания, веб-камеры), а картридж - это расходный материал для принтера или многофункционального устройства, включающий в себя, главным образом, красящее вещество: чернила (для струйного принтера) или тонер (для лазерного принтера).
По мнению Комиссии картриджи для принтера или многофункционального устройства, копировально-множительного аппарата не могут быть отнесены к коду ОКПД2 26.20.40.190 "Комплектующие и запасные части для вычислительных машин прочие, не включенные в другие группировки", так как не являются комплектующими и запасными частями вычислительных машин, являются расходным материалом для периферийного оборудования. Соответствующая позиция отражена в частности в постановлении Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 23.06.2017 по делу N А65-79/2017.
Кроме того, из письма министерства экономического развития от 21.11.2016 N ОГ-Д28-13219 (далее - Письмо N ОГ-Д28-13219) следует, что картриджи для принтеров и многофункциональных устройств относятся к коду ОКПД2 28.23.25 "Части и принадлежности прочих офисных машин", картриджи для копировально-множительных аппаратов относятся к коду ОКПД2 28.23.26 "Части и принадлежности фотокопировальных аппаратов".
Также, Письмо N ОГ-Д28-13219 содержит указание о том, что при закупке картриджей положения Приказа N 155 не применяются.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что заказчиком неправомерно отнесен закупаемый товар к коду ОКПД2 26.20.40.190 "Комплектующие и запасные части для вычислительных машин прочие, не включенные в другие группировки", а также установлены и применены к заявителю условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами согласно Приказу N 155, что является нарушением положения части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение повлекло иные результаты торгов, а именно неправомерного снижения цены контракта, предложенной победителем данного аукциона.
В части довода заявителя о неправомерном применении положений Постановления N 968 Комиссией Амурского УФАС установлено следующие.
В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, устанавливаются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Извещением о проведении аукциона в электронной форме и пунктом 28 информационной карты аукционной документации заказчик установил условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в соответствии с Постановлением N 968.
Пунктом 2 Постановления N 968 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
- содержат предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и производимых на территории Российской Федерации;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя.
Ограничение, установленное Постановлением N 968 применяется только при наличии всех условий, определенных пунктом 2 Постановления N 968 в совокупности. При этом должно быть не менее двух удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок, которые содержат предложения о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции разных производителей, страной происхождения которых является Российская Федерация.
Таким образом, в случае, если заявка (окончательное предложение) участника закупки удовлетворяет вышеуказанным условиям пункта 2 Постановления Правительства, такая заявка признается содержащей предложение о поставке радиоэлектронной продукции российского происхождения.
В соответствии с пунктом 7 Постановления N 968 для подтверждения признания отдельных видов радиоэлектронной продукции продукцией, произведенной на территории Российской Федерации, в заявке (окончательном предложении), в которой содержится предложение о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, должна быть представлена копия одного из следующих документов:
а) специальный инвестиционный контракт в случае, установленном подпунктом "а" пункта 6 Постановления N 968;
б) подтверждение "Т" производства на территории Российской Федерации предложенных в заявке (окончательном предложении) отдельных видов радиоэлектронной продукции, в случае, установленном подпунктом "б" пункта 6 Постановления N 968;
в) выданное "Т" уведомление о присвоении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения и выданное "Т" уведомление о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (при наличии) в случае, установленном подпунктом "в" пункта 6 Постановления N 968;
г) сертификат СТ-1 на предложенные в заявке (окончательном предложении) отдельные виды радиоэлектронной продукции в случае, установленном подпунктом "г" пункта 6 Постановления N 968.
На основании изложенного, при наличии двух заявок, соответствующих положениям пункта 2 Постановления N 968, но не содержащих документ, подтверждающий страну происхождения радиоэлектронной продукции, ограничение, установленное Постановлением N 968, не применяется и иные заявки (окончательные предложения) участников закупки, содержащие предложения о поставке иностранной радиоэлектронной продукции, не признаются не соответствующими требованиям и не подлежат отклонению.
Из представленных на заседание Комиссии Амурского УФАС России документов установлено, что две заявки участников закупки с порядковыми номерами "1" и "7" содержат предложение о поставке картриджей для оргтехники ( как с кодом ОКДП2 26.20.40.190, так и с кодом ОКДП2 28.23.25), включенного в перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и производимого на территории Российской Федерации.
Вместе с тем ни одна заявка участников закупки не содержит документа, подтверждающего страну происхождения радиоэлектронной продукции согласно Постановления Правительства N 968.
Таким образом, оснований для отклонения всех заявок, в том числе заявки заявителя у заказчика не имелось. Довод заявителя о неправомерном допуске участников данной закупки к участию в электронном аукционе, необоснован.
В ходе осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В пункте 24 информационной карты аукционной документации и пункте 2.3 проекта контракта государственным заказчиком указан срок предоставления обеспечения исполнения контракта в "банковских днях", а именно: "оплата обязательств по контракту производится по безналичному расчету путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика платежными поручениями в течение 5 банковских дней после поставки товара, с момента представления Заказчику отчетных документов (счет, счет-фактура, подписанный сторонами Акт приема-передачи товара, товарная накладная)".
В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Понятие "банковский день" законодательством Российской Федерации не установлено, а в кредитной сфере используется понятие операционного дня, продолжительности которого кредитная организация определяет самостоятельно (п. 1.3 "положения о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (утв. Банком России 16.07.2012 N 385-П)).
Согласно сложившейся судебной практике, если стороны различно толкуют понятие "банковский день" (календарный день, рабочий день) и не согласовали понятие банковского дня в договоре, следует руководствоваться положениями главы 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и исчислять срок календарными днями.
В нарушение требований части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, государственным заказчиком неправомерно установлен в пункте 24 информационной карты аукционной документации и пункте 2.3 проекта контракта срок предоставления обеспечения исполнения контракта в "банковских днях".
Частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Таким образом идентификационный код закупки уже должен быть указан в проекте контракта на момент размещения закупки.
В нарушение части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе информация об идентификационном коде закупки в проекте контракта не отражена.
Рассмотрев жалобу ООО "Афалин-Трэйдинг", руководствуясь пунктом 1 части 3, части 15 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Амурского УФАС России приняла
Р Е Ш Е Н И Е:
1. Признать жалобу ООО "Афалин-Трэйдинг" обоснованной.
2. Признать в действиях государственного заказчика - Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Амурской области нарушения:
- части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, в части неправомерного установления условий допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств, согласно приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 марта 2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в части неправомерного установления в информационной карте аукционной документации и проекте контракта срока предоставления обеспечения исполнения контракта в "банковских днях";
- части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе, в части неуказания в проекте контракта идентификационного кода закупки.
3. Выдать государственному заказчику предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для принятия решения о возбуждения административного производства.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: Н.В. Горячева
Члены Комиссии: М.М. Парнищева
В.Ю.Ефанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 11 сентября 2017 г. N ЖФ-130/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.09.2017