Резолютивная часть решения оглашена "11" сентября 2017 г. г. Томск
Решение изготовлено в полном объеме "14" сентября 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Томского УФАС России) в составе: председателя комиссии: | ||
Алиева Р.А., |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок; |
|
членов комиссии: Лосева В.Г. заместителя начальника отдела контроля закупок | ||
Некрасовой Л. А., |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок; |
|
Насоновой В.К., Ташпулатовой Г.М., |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок, специалиста-эксперта отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, |
без участия представителей Муниципального казённого общеобразовательного учреждения "Тегульдетская средняя общеобразовательная школа" (далее - Заказчик), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела N 03-10/167-17 (исх. N ВН/6641 от 05.09.2017) и представившего в Томское УФАС России ходатайство о рассмотрении настоящего дела в отсутствие представителей Заказчика (вх. N 5868 от 08.09.2017), без участия заявителя жалобы ООО "Перспектива" (далее - Заявитель), уведомленного о времени иместе рассмотрения дела N 03-10/167-17 (исх. N ВН/6643 от 05.09.2017),рассмотрев на основании ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ) дело N03-10/167-17, возбужденное по жалобе ООО "Перспектива" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона "Капитальный ремонт здания МКОУ "Тегульдетская СОШ" по адресу, Томская область, Тегульдетский район, ул. Советская 3, стр. 1, 3 этаж" (извещение N 0365300045617000007),
УСТАНОВИЛА:
04.09.2017 в адрес Томского УФАС России поступила жалоба ООО "Перспектива" (вх.N 5766 от 04.09.2017) по обжалованию действий Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания МКОУ "Тегульдетская СОШ" по адресу, Томская область, Тегульдетский район, ул. Советская 3, стр. 1, 3 этаж (извещение N 0365300045617000007), нарушающих, по мнению заявителя, положения Закона 44-ФЗ. Жалоба подана должным образом и соответствует требованиям ст.105 Закона 44-ФЗ.
В жалобе Заявитель указал, что считает, документация о вышеуказанном электронном аукционе не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок в виду следующего:
1) В проекте контракта Заказчиком указана следующая обязанность Подрядчика: "5.4.11. Исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Контрактом". Заявитель жалобы полагает, что в данном случае Заказчиком не установлен исчерпывающий список обязательств Подрядчика. Неисполнение обязательства либо ненадлежащее его исполнение признается нарушением контракта и при этом возникает обязанность нарушившей стороны возместить другой стороне ущерб, связанный с неисполнением или ненадлежащим исполнением контрактных обязательств. Отсутствие конкретики в формулировке обязанностей Подрядчика является недопустимым и несет для последнего непредвиденные риски.
2. Согласно информации Официального сайта ЕИС в сфере закупок, дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 21.08.2017. Однако п.7.5 документации Заказчика устанавливает дату окончания срока предоставления разъяснений положений такой документации - 16.08.2017.
На основании изложенного Заявитель считает, что Заказчик установилне верный срок окончания предоставления разъяснений и нарушил положения ч.4 ст.65 Закона 44-ФЗ.
3. Заявитель указывает, что в документации электронного аукциона установлено требование к участникам закупки: "Участник электронного аукциона должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющиеся объектом закупки:
1. Наличие свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 624 о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, выполнение которых является предметом договора: - 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): п. 33.3 Жилищного гражданского строительство".
В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 N 372-ФЗ в силу вступили поправки в Градостроительный кодекс РФ и другие нормативные акты, согласно которым с 1 июля не применяется требование о наличии у юридических лиц и ИП свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией.
На основании изложенного Заявитель считает, что Заказчик должен "по-другому" устанавливать требования к участникам закупки работ, являющихся предметом настоящей закупки, и не вправе устанавливать требование о наличии вышеуказанного свидетельства о допуске выданного саморегулируемой организацией у участников закупки.
Кроме того, Заявитель указывает, что в случае выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по договору, заключенному с любыми лицами без исключений, не требует членства в саморегулируемой организацией, если размер обязательств по такому договору не превышает 3 миллионов рублей.
На основании изложенного, Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу в установленный Законом срок; дать оценку правомерности действий Заказчика; признать жалобу обоснованной; выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.
Из отзываЗаказчика на жалобу, представленного в Томское УФАС России (вх. N 5868 от 08.09.2017), следует, что Заказчик с нарушениями, указанными в жалобе ООО "Перспектива" не согласен по следующим основаниям:
Исчерпывающий перечень обязанностей Подрядчика установлен Заказчиком в п.5.1 раздела 5 проекта муниципального контракта,подп.5.1.15 проекта муниципального контракта включен Заказчиком в целях соблюдением Подрядчиком обязанностей установленных действующим Законодательством Российской Федерации.
Заказчиком на основании ст. 65 Закона 44-ФЗ 18 августа 2017года принято решение о внесении изменений в документацию об электронном аукционе в частности и о дате начала срока подачи запроса о разъяснении положений документации.В п.7.4 раздела 7 документации внесены изменения: дата начала срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе - 18 августа 2017 г. и дата окончание срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе - 30 августа 2017 г., что не противоречит ч.4 ст.65 Закона 44-ФЗ.
Требования к участникам электронного аукциона в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона 44-ФЗ установлены Заказчиков в соответствии с требованиями Градостроительного Кодекса РФ (с учетом поправок, внесенных Градостроительный Кодекс Федерального закона от 03.08.2016 года N 372-ФЗ).
Изучив доводы жалобы, письменные пояснения Заказчика, а также проведя внеплановую проверку на основании ч.15 ст.99 Закона 44-ФЗ всех материалов закупки N0365300045617000007, Комиссия Томского УФАС России установила:
Извещение N 0365300045617000007 о проведении электронного аукциона и документация электронного аукциона опубликованы на Официальном сайте 04.08.2017.
18.08.2017 Заказчиком в извещение о проведении закупки внесены изменения.
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 630 770,00 рублей.
Объект закупки - капитальный ремонт здания МКОУ "Тегульдетская СОШ" по адресу, Томская область, Тегульдетский район, ул. Советская 3, стр. 1, 3 этаж.
Заказчик - Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Тегульдетская средняя общеобразовательная школа".
На момент рассмотрения жалобы ООО "Перспектива", контракт по результатам проведения электронного аукциона N 0365300045617000007 не заключен. Закупка находится на стадии проведения электронного аукциона (дата и время проведения электронного аукциона - 11.09.2017 09:40).
1. Согласно ч.4 ст.64 Закона 44-ФЗ порядок предоставления к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно ч.1 ст.766 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Частью 4 ст.34 Закона 44-ФЗ установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности Заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Права и обязанности Подрядчика, связанные с выполнением работ установлены Заказчиком в пятом разделе муниципального контракта и соответствуют требованиям ст.34 Закона 44-ФЗ.
Подпунктом 5.1.15. проекта муниципального контракта установлена следующая обязанность Подрядчика: "Исполнять иные обязанности, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации и Контрактом".
Комиссия Томского УФАС России, проверив проект муниципального контракта, не выявила нарушений Закона 44-ФЗ, кроме этого, Заявителем не указана нормадействующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок, которая, нарушена действиями Заказчика, объективных доказательств наличиянарушенияООО "Перспектива" в материалы дела N 03-10/167-17 не представило.
Таким образом, довод Заявителя жалобы о том, что в проекте контракта не установлен исчерпывающий перечень обязанностей подрядчика, за невыполнение которых подрядчик может подвергнуться ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, не нашел подтверждения.
2. Согласно п.11 ч.1 ст.64 Закона 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе;
В соответствии ч.4 ст.65 Закона 44-ФЗ в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч.3 ст.65 Закона 44-ФЗ запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласноразделу 7 документации электронного аукциона,"Дата начала срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе: 18.08.2017 года. Дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе: 30.08.2017 года", и таким образом в действиях Заказчика нарушение ч.4 ст.65 Закона 44-ФЗ, на которое в своей жалобе указывает Заявитель.
3. Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующее требование к участникам закупкиосоответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч.1 ст.3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" с 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
На основании изложенного следует, что допуски саморегулируемых организаций на выполнение работ, влияющих на безопасность объектов капстроительства, с 1 июля требовать в составе заявки на участие в закупках их наличия от участников закупок запрещено.
Согласно ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Согласно раздела 2 документацию электронного аукциона (извещение N 0365300045617000007 в редакции от 18.08.2017) заказчиком установлено следующее требование к участникам электронного аукциона:"Участник электронного аукциона должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки: - являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, имеющей компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- совокупный размер обязательств участника электронного аукциона по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, не должен превышать предельный размер обязательств, исходя из которого участником электронного аукциона был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств".
На основании изложенного, Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу о правомерности установления Заказчиком требования, определенного п.2.1 раздела 2 документации электронного аукциона к участникам электронного аукционав соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона 44-ФЗ и ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Внеплановая проверка материалов электронного аукциона NN0365300045617000007, проведенная Комиссией Томского УФАС России на основании ч.15 ст.99 Закона 44-ФЗ, установила следующее нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
- В извещении об осуществлении закупки заказчиком установлены ограничения в соответствии с ч.3 ст.30 Закона 44-Ф: "Закупка у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций";
- в п.8.4.2 раздела 8 документации электронного аукциона Заказчиком установлено: "Форма, сроки и порядок оплаты работы: оплата выполненных работ производится заказчиком путем перечисления денежных средств на счет подрядчика, указанный в контракте, по факту выполнения работ в течение 15 (Пятнадцати) календарных дней после подписания сторонами акта о приемке выполненных работ по форме N КС-2 без замечаний со стороны заказчика, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3 на основании представленных подрядчиком счета и счета-фактуры (при необходимости)" (извещение N 0365300045617000007 в редакции от 18.08.2017);
- в п.2.2 проекта муниципального контракта (извещение N 0365300045617000007 в редакции от 18.08.2017) заказчиком установлено условие, что: "Оплата выполненных работ производится Заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика, указанный в Контракте, по факту отдельного этапа выполненных работ в течение 30 рабочих дней после подписания Сторонами акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) без замечаний, на основании представленных Подрядчиком счета, счета-фактуры".
Таким образом, следует, что Заказчиком в проект муниципального контракта, являющегося неотъемлемой частью документации электронного аукциона, включено обязательное условие об оплате Заказчиком выполненной работы (ее результатов), отдельных этапов исполнения контракта отличное от положения, определенного ч.8 ст.30 Закона 44-ФЗ.
В связи с тем, что вышеуказанное нарушение (ч.8 ст.30 Закона 44-ФЗ) не повлияло или не может повлиять на результаты определения подрядчика, поскольку контракт в силу ч.1 ст.34 Закона 44-ФЗ заключается, в том числе, на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (извещение о закупке содержит в себе ограничения, установленные Заказчиком в соответствии с ч.3 ст.30 Закона 44-ФЗ) и документацией о закупке (документация электронного аукциона содержит в себе условия об оплате выполненных работ в соответствии с ч.8 ст.30 Закона 44-ФЗ), Комиссия Томского УФАС России приняла решение выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения ч.8 ст.30 Закона 44-ФЗ, путем установления в проекте муниципального контракта при его заключении требования об условиях оплаты выполненных работ в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь ст.33, ст.34, ст.42, ст.63, ст.64, ст.65, ст.99, ст.105, ст.106 Закона 44-ФЗ, Гражданским кодексом Российской Федерации, ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Комиссия Томского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" на действия заказчика при проведении электронного аукциона "Капитальный ремонт здания МКОУ "Тегульдетская СОШ" по адресу, Томская область, Тегульдетский район, ул. Советская 3, стр. 1, 3 этаж" (извещение N 0365300045617000007) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.8 ст.30 Закона 44-ФЗ.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения ч.8 ст.30 Закона 44-ФЗ, путем установления в проекте муниципального контракта при его заключении требования об оплате выполненных работ в соответствии положении законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела N 03-10/167-17 уполномоченному должностному лицу для привлечения лиц, виновных в нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок, к административной ответственности
Председатель комиссии |
Алиев Р.А. |
Члены комиссии |
Лосев В.Г. Некрасова Л.А Насонова В.К. Ташпулатова Г.М. |
В соответствии с ч.9 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 11 сентября 2017 г. N 03-10/167-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2017