Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУ "Дворец культуры "Нева" (далее - Заказчик):
ООО "Базис Плюс" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 21374-ЭП/17 от 05.09.2017) на действия конкурсной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения открытого конкурса на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на установку системы наружного и внутреннего видеонаблюдения в зданиях Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Дворец культуры "Нева" (извещение номер 0372200104617000025) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 14.07.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200104617000025. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 317 875,00 рублей.
В жалобе ООО "Базис Плюс" указывает на неправомерные действия конкурсной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении порядка оценки заявок при рассмотрении и оценке его конкурсной заявки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает их необоснованными.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Необходимо отметить, что Комиссия УФАС рассматривает настоящую жалобу на предмет применения конкурсной комиссией Заказчика порядка оценки, установленного документацией закупки (а равно соответствия установленного порядка требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), а не в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч.ч. 5 и 7 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из совокупности положений п.п. 4 и 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
В целях выявления лучшего условия исполнения контракта, порядок оценки заявок, устанавливаемый заказчиком в документации о закупке, должен содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией заказчика и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки комиссией заказчика по осуществлению закупок;
- зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по установленным документацией критериям;
- зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки, предусматривающая пропорциональное выставление баллов между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по установленным документацией критериям.
Таким образом, отсутствие в конкурсной документации надлежащего порядка оценки заявок не позволяет установить те условия исполнения контракта, которые для заказчика будут являться наилучшими, что может привести к злоупотреблениям со стороны заказчика или организатора торгов, в частности, к излишнему субъективизму при оценке заявок участников конкурса.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Конкурсной документацией установлены следующие положения:
"3.2. По показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами", для целей начисления баллов сотрудники участника закупки должны соответствовать следующим критериям:
- наличие высшего инженерно-строительного образования;
- наличие опыта работы по специальности 3 года и более.
Подтверждающие документы, предоставляемые участником в составе заявки: копия штатного расписания участника; заполненная форма "Наличие квалифицированных трудовых ресурсов" (приложение N5 к Специальной части документации); заполненная форма "Специалисты участника" (форма заполняется для каждого специалиста) (приложение N5.1 к Специальной части документации); копиями дипломов о высшем образовании специалистов, копиями трудовых книжек специалистов, копиями документов, подтверждающих наличие трудовых отношений со специалистом: трудовой договор и, при наличии, приказ о приеме на работу.
В случае предоставления не полного пакета документов в отношении специалиста, не предоставлении формы "Специалисты участника", в отношении конкретного специалиста, несоответствия сведений в форме "Специалисты участника" предоставляемым документам, комиссия не засчитывает наличие такого специалиста. В случае не предоставление формы "Наличие трудовых ресурсов" начисление баллов по данному критерию не производится.
В случае выявления, в представленных документах, недостоверной информации, начисление баллов по данному показателю не производиться".
Анализ конкурсной заявки Заявителя показал, что в рамках данного показателя им представлены к оценке сведения о четырех сотрудниках с приложением трудовых договоров, которые не содержат подписей работников и работодателя.
В соответствии со ст. 67 Трудового кодекса Российской Федерации (от 30.12.2001 N 197-ФЗ) трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.
Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, а если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, - не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если иное не установлено судом.
Таким образом, представленные к оценке документы не соответствуют требованиям законодательства и фактически не являются документами, подтверждающими обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами.
Конкурсная комиссия Заказчика не начислила участнику закупки баллов по данному показателю, следовательно, ей не был нарушен установленный конкурсной документацией порядок оценки.
Конкурсной документацией установлены следующие положения:
"3.3. По показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами" для целей начисления баллов:
- Компьютер должен соответствовать требованиям: объем оперативной памяти - не менее 2 Гб, емкость жесткого диска - не менее 500 Гб.
- Плоттер должен соответствовать требованиям: минимальный объем памяти - не менее 64 Мб, потребляемая мощность в режиме печати - не более 35 Вт, разрешение при печати - не менее 600х600 т/д.
- Принтер должен соответствовать требованиям: формат печати - А3 и более;
- Под системами автоматизированного проектирования Заказчик будет понимать программные продукты, отнесенные к САПР системам в определении ГОСТ 23501.101-87.
Подтверждающие документы, предоставляемые участником в составе заявки: заполненная форма "Наличие материально-технических ресурсов" с приложениями в отношении каждой единицы материально-технического ресурса, по форме приложений N6 - 6.5. к Специальной части документации, копии документов, подтверждающих приобретение основного средства (накладную и/или акт приема передачи), копии карточек учета основных средств (Форма ОС-6), копию "шильды" завода-изготовителя, расположенную на оборудовании (при наличии), содержащую серийный номер изготовителя, копия свидетельства о регистрации права собственности на помещение либо копия выписки из ЕГРП при регистрации недвижимого имущества с 15.07.2016 г. (собственное или арендодателя), копия технического или кадастрового планов занимаемого помещения.
В отношении специализированных компьютерных программных продуктов - средств автоматизированного проектирования (САПР систем):
- копии документов, подтверждающих право неисключительного использования программного продукта (САПР системы) (копии лицензий);
- документы, подтверждающие приобретение права неисключительного использования программного продукта.
В случае предоставления не полного пакета документов в отношении единицы материально-технологического ресурса, не предоставления приложений к форме "Наличие материально-технических ресурсов" в отношении материально-технического ресурса, несоответствия информации, содержащейся в приложении к форме "Наличие материально-технических ресурсов" в отношении материально-технического ресурса предоставляемым участникам документам, комиссия не засчитывает наличие такого материально-технического ресурса.
В случае выявления, в представленных документах, недостоверной информации, не предоставлении формы "Наличие материально-технических ресурсов" начисление баллов по данному показателю не производиться".
Анализ конкурсной заявки Заявителя показал, что в рамках данного показателя им представлены к оценке сведения о наличии плоттера, потребляемая мощность в режиме печати которого составляет 140 Вт, что не соответствует требованиям конкурсной документации.
Конкурсная комиссия Заказчика не начислила участнику закупки баллов по данному показателю, следовательно, ей не был нарушен установленный конкурсной документацией порядок оценки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 32, 50, 53, 56, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Базис Плюс" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 сентября 2017 г. N 44-3596/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2017