Резолютивная часть решения оглашена 08.09.2017 года
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
<_.>
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Перспектива" (далее - заявитель, общество) на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по реконструкции вивария для создания лабораторно-диагностического корпуса филиала ФГБУ "ВНИИЗЖ" в Республике Крым (N0328100002317000053), в открытом заседании, в присутствии представителя государственного заказчика - ФГБУ "ВНИИЗЖ" (далее - заказчик) <_.> (доверенность от 19.04.2017 N15-02/100-17).
Заявитель, надлежащим образом, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок Комиссия
УСТАНОВИЛА:
01.09.2017 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Перспектива" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по реконструкции вивария для создания лабораторно-диагностического корпуса филиала ФГБУ "ВНИИЗЖ" в Республике Крым (N0328100002317000053).
По мнению заявителя, документация указанного электронного аукциона составлена с нарушениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а именно:
Заказчик в нарушение требований статьи 42, статьи 64, статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок не указал в извещении и проекте контракта размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления обеспечения.
Заказчик в нарушение требований части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок в документации не указал информацию о членстве участников закупки в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Заказчик устанавливает разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта и вводит в заблуждение участников закупки, так как в пункте 17.4 проекта контракта указано, что в случае если обеспечение исполнения контракта предоставлено путем внесения денежных средств, такое обеспечение будет возвращено подрядчику в течении 10 календарных дней с даты выполнения подрядчиком всех своих обязательств по контракту в полном объеме, путем их перечисления на расчетный счет подрядчика, реквизиты которого указаны в контракте.
На основании изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной, вынести предписание об устранении допущенных нарушений.
В обоснование правомерности действий заказчика представитель заявил следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0328100002317000053 предусматривает размер обеспечения исполнения контракта. Оно равно 22 185 037 рублям. Это 10% от начальной (максимальной) цены контракта. Такой размер ближе к нижней его границе, установленной частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок. Это требование не ограничивает участие в аукционе, а, напротив, делает участие более доступным.
Извещение не содержит информацию о банковском сопровождении, поскольку предмет контракта не относится к случаям, перечисленным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 20.09.2014 N 963 "Об осуществлении банковского сопровождения контрактов". Таким образом, Извещение в этой части соответствует требованиям части 2 статьи 35 и пункта 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Заказчик сформировал извещение в соответствии с Руководством пользователей "Подсистема размещения информации о закупках Закона N 44-ФЗ". На странице 325 этого руководства для поля с наименованием "Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта" предусмотрено предустановленное значение следующего содержания "обеспечение контракта". Функционал Официального сайта Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС, Официальный сайт) позволяет заместить это значение только текстом, содержащим ограниченное количество символов. Интерфейс Официального сайта (как режиме формирования извещения заказчиком, так и в режиме ознакомления участников закупки с извещением) представляет все прикрепляемые заказчиком файлы как составные части извещения об осуществлении закупки. Заказчиком был прикреплен файл, содержащий полнотекствое изложение требований заказчика к порядку предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению исполнения контракта. Изложение этих требований является подробным и понятным. Оно занимает три листа печатного текста формата А4, что в несколько раз превышает размерность соответствующего поля в интерфейсе Официального сайта. Всякое вынужденное сокращение информации при формировании извещения влечет риск ее искажения и двусмысленности. Без вынужденного сокращения интерфейс Официального сайта в части порядка предоставления обеспечения исполнения позволяет изложить только платежные реквизиты для обеспечения исполнения. Эти реквизиты (номер расчетного и лицевого счетов, банковский идентификационный код) заказчиком были включены в "анкетную часть" извещения. Остальная информация в целях сохранения ее понятности, однозначности и достоверности включена в прикрепленный файл. Этот файл доступен для скачивания при ознакомлении с Извещением. Каких-либо особенных требований к тому, какие наименования следует присваивать прикрепляемым файлам, нормативные-правовые акты, руководство пользователей не устанавливают. Действия заказчика не приводят к ограничению участия в аукционе для участников закупки. Требования заказчика к обеспечению исполнения контракта и порядку его предоставления размещены и доступны.
Заказчик сформировал извещение в соответствии с Руководством пользователей "Подсистема размещения информации о закупках Закона N 44-ФЗ". На страницах 336-337 этого руководства для выполнения требований части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена необходимость поставить либо не поставить галочку в поле с наименованием "Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок)". Градостроительное законодательство Российской Федерации устанавливает к лицам, осуществляющим выполнение работ по реконструкции объектов капитального строительства, определенные требования. В связи с тем, заказчик отметил это поле (поставил галочку). Функционал Официального сайта соответствующим образом автоматически сформировал Извещение в этой части (для участников закупки появилась информация о предъявлении к ним единых требований). Полнотекстовое изложение содержания единых требований в этом месте функционал Официального сайта сделать не позволяет. Прикрепленный заказчиком файл, который интерфейс Официального сайта представляет как составную часть Извещения, содержит указание на то, что участники аукциона должны быть членами саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Закон о контрактной системе в сфере закупок содержит как общие нормы об обеспечении исполнения контракта, так и специальные нормы, которые различаются в зависимости от формы обеспечения. Так, например, размер обеспечения исполнения контракта определен общей нормой в части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок (то есть, размер не зависит от того, какую форму обеспечения избрал участник - предоставлением банковской гарантии или внесением денежных средств на счет). В части срока действия обеспечения исполнения действуют специальные нормы. Законодательно определен только срок действия банковской гарантии. В отношении внесения денежных средств на счет частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлена лишь обязанность заказчика включить в контракт условие о сроках возврата этих средств. Сами сроки законом не ограничены. Так в пункте 17.4 проекта контракта предусмотрен возврат в течение 10 дней. Регламентированные самим законом требования к сроку действия банковской гарантии воспроизведены в пункте 17.2 проекта контракта. Аналогичные правила установлены заказчиком в пункте 39 части III "Информационная карта электронного аукциона" документации об электронном аукционе.
В силу изложенного, представитель государственного заказчика просит признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно статье 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация:
8) размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
8) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;
Во исполнение вышеуказанных требований заказчиком в пунктах 38, 39, 40, 41, 42 Информационной карты и раздела 17 проекта контракта указан размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Таким образом, указанный довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются:
6) требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Во исполнение вышеуказанных требований заказчиком в пункте 22 Информационной карты установлено требование о том, что участник закупки должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Таким образом, указанный довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Во исполнение требований части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в пункте 17.4 проекта контракта указано, что в случае если обеспечение исполнения контракта предоставлено путем внесения денежных средств, такое обеспечение будет возвращено подрядчику в течении 10 календарных дней с даты выполнения подрядчиком всех своих обязательств по контракту в полном объеме, путем их перечисления на расчетный счет подрядчика, реквизиты которого указаны в контракте.
Таким образом, пункт 17.4 контракта устанавливает не срок действия обеспечения исполнения контракта, а срок и порядок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, указанный довод заявителя не нашел своего подтверждения.
С учетом изложенного, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Перспектива" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по реконструкции вивария для создания лабораторно-диагностического корпуса филиала ФГБУ "ВНИИЗЖ" в Республике Крым (N0328100002317000053), по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии <_..>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 8 сентября 2017 г. N Г 922-04/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.09.2017