Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
О.А. Бобровой |
руководителя Калининградского УФАС России; |
||
членов Комиссии: |
А.Г. Киселёвой
А.А. Кошкумбаевой |
старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; старшего специалиста первого разряда отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
||
с участием представителей:
Заказчика - администрации муниципального образования "Багратионовский городской округ"
Уполномоченного органа - Конкурсного агентства Калининградской области,
|
Н.В. Утлика
Н.В. Бовиковной А.А. Корнилова |
уполномоченного представителя;
уполномоченного представителя; уполномоченного представителя; |
в отсутствие представителей Заявителя - ООО "Недра Сибири", уведомленных надлежащим образом о месте и времени заседания Комиссии;
рассмотрев жалобу ООО "Недра Сибири" (далее - Заявитель), (вх. N 5217 от 04.09.2017) на действия заказчика - администрации муниципального образования "Багратионовский городской округ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Реконструкция здания культурно - досугового центра в г. Багратионовске" (извещение N 0135200000517001030), (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 04.09.2017 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя при формировании конкурсной документации Заказчиком допущены нарушения Закона о контрактной системе, а именно:
1) Часть 2 статьи 31 Закона о контрактной системе содержит следующее:
"Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрено право Правительства РФ устанавливать к участникам закупок дополнительные требования. При этом определен исчерпывающий перечень возможных дополнительных требований и перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок таким требованиям.
Примером реализации указанных пунктов статьи 31 Закона о контрактной системе может служить постановление Правительства Российской Федерации от 4.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
Согласно Постановлению N 99, дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, установлены в приложении N 1 к Постановлению.
Заявитель указывает, что в соответствии с разъяснениями Министерства экономического развития России в письме N АЦ/45739/15 от 28.08.2015, согласно примечанию к пукту 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 от участников закупки требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки)".
Заявитель считает, что Заказчик некорректно устанавливает дополнительные требования к участникам закупки, без конкретизации групп строительных работ, тем самым нарушая положения статьи 31 Закона о контрактной системе и постановления Правительства N 99.
2) Заявитель указывает, что начальная (максимальная) цена контракта составляет более пятнадцати миллионов рублей, но при этом Заказчиком предусмотрена возможность предоставления информации, подтверждающей добросовестность участника электронного аукциона на дату подачи заявки, в случае если предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта. Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования статьи 37 Закона о контрактной системе.
3) В нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, Заказчик ограничил право участников закупки на самостоятельный выбор способа обеспечения исполнения контракта:
Пунктом 2.1 проекта контракта документации об Аукционе срок действия контракта установлен следующим образом:
"Контракт вступает в силу со дня его заключения и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту".
По мнению Заявителя указанная формулировка окончания срока действия контракта не позволяет определить срок окончания действия контракта, поскольку его наступление поставлено в зависимость от события, относительно которого неизвестно, произойдет оно или нет.
Таким образом, срок окончания действия контракта не определен, что исключает возможность предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта, соответствующей требованиям, установленным части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
4) Правительством Российской Федерации 15.05.2017 принято Постановление N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570), которое вступило в силу и действует с 25.05.2017.
Согласно подпунктам "а", "б" пункта 2 постановления Правительства РФ подлежат включению заказчиком в документацию о закупке:
- возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам;
- конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.
Заявитель считает, что из формулировки пункта 4.6.12 проекта контракта следует, что генеральный подрядчик должен самостоятельно определять виды работ, которые он должен выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению контракта.
Таким образом, Заявитель указывает, что ни аукционная документация, ни проект контракта в нарушение требований постановления Правительства РФ не содержат предусмотренных видов работ по реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту.
5) В силу части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8-26 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Проанализировав документацию об Аукционе, Заявитель считает, что Заказчиком не установлено в проекте контракта надлежащих требований предусмотренных Законом о контрактной системе к одностороннему отказу сторон от исполнения контракта, в том числе к порядку одностороннего расторжения контракта со стороны подрядчика, что нарушает требования части 14 статьи 34, статьи 95 Закона о контрактной системе.
Заявитель просит аннулировать результаты проведения Аукциона, привлечь лиц, допустивших нарушения к административной ответственности.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчик, ознакомившись с жалобой Заявителя, считает ее необоснованной по следующим основаниям.
1) Во исполнение положений Постановления N 99 подпунктом 2 пункта 34 Раздела 2 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе установлена группа работ строительных, на выполнение которых заключается контракт, а именно: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.
2) Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе и пункта 9.1 Раздела 1 "Аукцион в электронной форме (общие условия проведения аукциона в электронной форме)" документации об Аукционе, если при проведении аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Таким образом, по мнению Заказчика, документация об Аукционе содержит надлежащий порядок применения антидемпинговых мер.
3) В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Частью 1 статьи 94 Закона о контрактной системе определено, что исполнение контракта включает в себя определенный комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе.
В соответствии со статьей 314 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту на поставку товаров, выполнения работ, оказание услуг у заказчика возникает обязанность по возвращению обеспечения исполнения контракту поставщику (подрядчику, исполнителю).
Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрен институт банковской гарантии как один из видов обеспечения обязательств по государственным контрактам. При этом Закон о контрактной системе устанавливает обязательное условие банковской гарантии - превышение срока действия банковской гарантии над сроком контракта минимум на один месяц. Вместе с тем, максимального предела действия банковской гарантии законодателем не установлено, поскольку такое обеспечение направлено на защиту заказчиков от действия недобросовестных участников закупок и позволяет сократить риски, связанные с неисполнением контрактов.
Согласно пункту 2.1 проекта контракта контракт вступает в силу со дня его заключения и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту.
Пунктом 2.2 проекта контракта предусмотрено начало выполнения Работ: с даты заключения Контракта.
Срок выполнения Работ не более 255 (двести пятьдесят пять) календарных дней с даты заключения Контракта. Сроки начала и окончания Работ, а также сроки начала и окончания выполнения отдельных этапов Работ, установлены в настоящем Контракте, а также в Календарном графике, в котором указывается поэтапное описание выполняемых Работ, их стоимость и сроки их выполнения.
Сроки, указанные в пункте 2.2. настоящего Контракта, а также определенные в Календарном графике, являются исходными для определения имущественных санкций в случаях нарушения сроков выполнения Работ.
Учитывая пункты 2.1 и 2.2 проекта контракта документации об Аукционе срок действия банковской гарантии определяется с учетом срока выполнения работ.
Заказчик отмечает, что положения Закона о контрактной системе не регулируют вопрос указания срока действия государственного контракта в проекте государственного контракта.
4) Во исполнение положений Постановления N 570 Приложением N 5 к проекту контракта установлен Перечень видов и объемов работ по строительству объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Таким образом, по мнению Заказчика, документация об Аукционе соответствует требованиям Постановления N 570.
5) В силу части 14 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8-26 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Во исполнение указанных норм проект контракта содержит условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта, а именно пункты 4.1.5, 4.2.9, 4.2.10 проекта контракта.
На основании изложенного Заказчик полагает, что документация о проведении Аукциона полностью соответствует требованиям законодательства РФ.
Таким образом, Заказчик считает доводы Заявителя несостоятельными и просит признать жалобу необоснованной.
Уполномоченным органом также даны пояснения по сути жалобы. Уполномоченный орган поддерживают позицию Заказчика, считают, что документация о проведении аукциона в электронной форме, полностью соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
18 августа 2017 года Уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение N 0135200000517001030 о проведении Аукциона, а также аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 57 308 880,00 рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
Согласно извещению N 0135200000517001030 о проведении Аукциона, опубликованном в ЕИС, объекту закупки - выполнению работ по объекту "Реконструкция здания культурно - досугового центра в г. Багратионовске" присвоен следующий код по ОКПД2 - 41.20.40.900 (включенный в код 41.2).
Согласно пункту 2 приложения N 1 Постановления N 99:
Наименование товаров, работ, услуг |
Дополнительные требования к участникам закупки |
Выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей |
наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка |
<*> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно извещению N 0135200000517001030 о проведении Аукциона, опубликованном в ЕИС, к участникам установлены следующие требования, в том числе:
- требование к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 34 Раздела 2 "Информационная карта аукциона" документации об Аукционе к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования (в соответствии с Постановлением N 99):
- наличие у участника закупки опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком во исполнение положений постановления N 99 подпунктом 2 пункта 34 Раздела 2 "Информационная карта аукциона" документации об Аукционе установлена конкретная группа работ строительных, на выполнение которых заключается контракт, а именно: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 6 вышеуказанной статьи Закона о контрактной системе в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В соответствии с частью 2 вышеуказанной статьи Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Согласно положениям статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация, в том числе:
- размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
Часть 1 статьи 64 устанавливает, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, в том числе:
- размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;
Согласно части 4 вышеуказанной статьи Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно извещению N 0135200000517001030 о проведении Аукциона, опубликованном в ЕИС: порядок предоставления обеспечения исполнения Муниципального контракта: указан в Разделе 1 "Аукцион в электронной форме (общие условия проведения аукциона в электронной форме)" документации об Аукционе. Требования к обеспечению исполнения Муниципального контракта: указаны в разделе 1 "Аукцион в электронной форме (общие условия проведения аукциона в электронной форме)" и разделе 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об аукционе в электронной форме.
Антидемпинговые меры при проведении Аукциона указаны в пункте 9 (подпункты с 9.1 по 9.9) Раздела 1 "Аукцион в электронной форме (общие условия проведения аукциона в электронной форме)" документации об Аукционе. При этом одновременно указаны положения части 1 и части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 23 "Размер обеспечения исполнения Муниципального контракта, срок и порядок его предоставления, требования к обеспечению исполнения Муниципального контракта" Раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об Аукционе: в соответствии с разделом 4 "Проект Муниципального контракта" настоящей документации.
В соответствии с пунктом 7.1 Раздела 4 "Проект Муниципального контракта" документации об Аукционе в случае представления по результатам проведения аукциона в электронной форме предложения о цене Контракта на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены Контракта участник закупки при подписании Контракта обязан представить обеспечение исполнения Контракта, в размере в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения Контракта, или информацию, подтверждающую добросовестность участника закупки, в соответствие со статьёй 37 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о недопустимости указания в Раздела 4 "Проект Муниципального контракта" документации об Аукционе требований части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе при установленной в Аукционе НМЦК более чем пятнадцать миллионов рублей. Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
В результате проведения внеплановой проверки закупки установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с указанным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В соответствии с частью 13.1 срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Согласно пункту 7 статьи 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
В соответствии с пунктом 3.8 Раздела 4 "Проект Муниципального контракта" документации об Аукционе: стороны определили, что твердой ценой Контракта является сумма фактически выполненных Работ, подтвержденная актами о приемке выполненных Работ по форме КС-2 подписанными Техническим заказчиком и Генеральным подрядчиком, и справками о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, подписанными Муниципальным заказчиком, Техническим заказчиком и Генеральным подрядчиком.
В соответствии с пунктом 3.9 Раздела 4 "Проект Муниципального контракта" документации об Аукционе: форма оплаты выполненных Работ - безналичный расчет.
Муниципальный заказчик обязуется перечислить на счет Генерального подрядчика твердую цену Контракта, в пределах утвержденных бюджетных ассигнований, при условии доведения денежных средств, предназначенных для реализации Контракта. Оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком выполнения Работ, разработанного Генеральным подрядчиком после заключения Контракта, в следующем порядке:
- оплата выполненных Работ производится ежемесячно по факту выполнения Работ в пределах лимитов бюджетных обязательств, в соответствие с директивным графиком (приложение 1 к Контракту), на основании подписанных, Техническим заказчиком и Генеральным подрядчиком актов о приемке выполненных Работ по форме КС-2 и справок о стоимости выполненных Работ и затрат по форме КС-3, подписанных Заказчиком, Техническим заказчиком и Генеральным подрядчиком, с учетом применения понижающего коэффициента (процента снижения начальной цены), рассчитанного в соответствии с условиями Контракта, в течение 30 календарных дней со дня доведения денежных средств, выделенных на реализацию Контракта, до Муниципального заказчика.
В ходе заседания Комиссии Заказчиком даны пояснения о том, что на данный момент денежные средства, выделенные на реализацию контракта, до заказчика не доведены.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в нарушение части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе Заказчиком установлен срок оплаты выполненных работ в течение 30 календарных дней со дня доведения денежных средств, выделенных на реализацию контракта, до Заказчика.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Аналогичные требования к сроку действия банковской гарантии установлены заказчиком документацией об Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Аналогичные требования к исполнению контракта включающего в себя вышеуказанный комплекс мер установлены Заказчиком в Разделе 4 "Проект Муниципального контракта" документации об Аукционе .
В соответствии с пунктом 2.1 Раздела 4 "Проект Муниципального контракта" документации об Аукционе контракт вступает в силу со дня его заключения и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту.
Согласно пункту 2.2 Раздела 4 "Проект Муниципального контракта" документации об Аукционе: начало выполнения Работ: с даты заключения Контракта.
Срок выполнения Работ не более 255 (двести пятьдесят пять) календарных дней с даты заключения Контракта.
Ввод объекта в эксплуатацию совместно с Муниципальным заказчиком, Техническим заказчиком не более 30 календарных дней после выполнения Работ.
В силу статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации срок может быть обозначен календарной датой, периодом времени в годах, месяцах, днях, так и определен указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
На основании вышеизложенного, Комиссия, принимая во внимание отсутствие надлежащим образом установленного срока оплаты выполненных работ и конкретного срока действия контракта, приходит к выводу о невозможности представления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта со сроком действия, превышающим срок действия контракта, поскольку невозможно установить, когда наступит событие, связанное с исполнением всех обязательств сторонами по условиям контракта.
Таким образом, отсутствие возможности установления в проекте контракта срока его действия является нарушением части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, поскольку не позволяет потенциальному участнику закупки определить срок действия необходимой к представлению банковской гарантии, превышающий на один месяц срок действия контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570) утверждены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам (пункт 1 Постановления N 570).
Подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 570 установлен перечень возможных видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию об аукционе.
Согласно подпункту "б" пункта 2 Постановления N 570 конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
- не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
- не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
В соответствии с подпунктом 16.2 ) Раздела 1 "Аукцион в электронной форме (общие условия проведения аукциона в электронной форме)" документации об Аукционе: в случаях, предусмотренных постановлением N 570, перечень возможных видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в Раздел 4 "Проект контракта" документации об аукционе.
Во исполнение положений Постановления N 570 Приложением N 5 к Разделу 4 "Проект Муниципального контракта" документации об Аукционе Заказчиком установлен Перечень видов и объемов работ по строительству объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту. Таким образом, Комиссия приходит к выводу, о том что, соответствующий довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В соответствии с частью 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8-26 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно пунктам 9.1, 9.2 Раздела 4 "Проект Муниципального контракта" документации об Аукционе: расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Муниципальный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.1.5 Раздела 4 "Проект Муниципального контракта" документации об Аукционе: муниципальный заказчик имеет право принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Провести экспертизу выполненных работ с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с п. 4.1.5. настоящего Контракта. При этом выбор экспертов, экспертных организаций осуществляется в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно пунктам 4.2.9 и 4.2.10 Раздела 4 "Проект Муниципального контракта" документации об Аукционе муниципальный заказчик обязан: принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Генеральный подрядчик не соответствует установленным документацией о проведении закупки требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии указанным требованиям, что позволило ему стать участником закупки.
Отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Генерального подрядчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта устранено нарушение условий Контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также Муниципальному заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с п. 4.1.5. настоящего Контракта.
Данное правило не применяется в случае повторного нарушения Генеральным подрядчиком условий Контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа Муниципального заказчика от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 19 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что проект контракта содержит условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренное частью 14 статьи 34 Закона о контрактной системе, в соответствиями с положениями статьи 95 Закона о контрактной системе, подлежащими включению в проект контракта. В соответствии с частью 19 статьи 95 Закона о контрактной системе в Разделе 4 "Проект Муниципального контракта" документации об Аукционе предусмотрена возможность принятия подрядчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании содержащемся в проекте контракта права заказчика на данный отказ от исполнения контракта. Таким образом, соответствующий довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств, не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Недра Сибири" обоснованной.
2. Признать Заказчика - администрацию муниципального образования "Багратионовский городской округ" нарушившим часть 13.1 статьи 34, часть 1 статьи 37, часть 3 стать 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, оператору электронной площадки - ООО "РТС-тендер" (в части имеющихся полномочий) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушения Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Председатель Комиссии: |
|
О.А. Боброва |
Члены комиссии: |
|
А.Г. Киселева
А.А. Кошкумбаева |
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 11 сентября 2017 г. N КС-208/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2017