Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ФедералПресс" (далее - Заявитель) на действия Администрации губернатора Пермского края (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на оказание услуг по проведению комплексного социологического исследования по изучению социально-политических настроений в Пермском крае (извещение N 0156200003717000047),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N0156200003717000047, Заказчиком проводился открытый конкурс на оказание услуг по проведению комплексного социологического исследования по изучению социально-политических настроений в Пермском крае.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно ст. 6 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок (ч. 1 ст. 8 Закона о закупках).
В силу ст. 24 Закона о закупках одним из способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлен открытый конкурс, под которым понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (ч. 1, 3 ст. 48 Закона о закупках).
Положениями ст. 51 Закона о закупках предусмотрен порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе, согласно ч. 2 которой, участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией).
В соответствии с ч. 2 ст. 53 Закона о закупках заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям названного Закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В силу ч. 3 ст. 53 Закона о закупках конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В ч.5 ст.53 Закона о закупках обозначено, что Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия (ч.7 названной статьи).
Пунктом 6 части 2 статьи 51 Закона о закупках установлено, что в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
Согласно Разделу 7 документации о закупке заявка может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника конкурса, в частности, копии диплома о получении социологического или психологического образования; копии трудовых книжек с датой принятия в организацию до 01.06.2016 г. с отметкой работодателя о работе сотрудника по настоящее время (на дату подачи заявки);
копия Свидетельства о праве собственности или копия Договора аренды организации или ее директора на нежилую площадь не менее 100 кв.м.; две фотографии формата А4 директора на фоне фокус-групповой комнаты с зеркалом Гезелла и на фоне клиентской комнаты; платежный документ, подтверждающий приобретение камер или копия Договора аренды на право пользования камерами.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч.1 ст.32 Закона о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.4 ст.32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч.5 ст.32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Частью 8 ст.32 Закона о закупках предусмотрено, что Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила).
В соответствии с п.1 Правил, настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (далее - заявка, предложение).
Согласно п.10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п.27 Правил для оценки заявок (предложений) показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В Главе 3 документации о закупке содержатся критерии оценки заявок на участие в конкурсе.
Так, одним из установленных критериев является критерий "Квалификация участников конкурса", показателем которого, в частности, является показатель "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг".
Предметом оценки является количество штатных сотрудников, принятых в организацию до 01.06.2016 г. и работающих на дату подачи заявки, в т.ч. руководителя организации, имеющих профильное социологическое или психологическое образование.
Оценке подлежит количество штатных сотрудников, принятых в организацию до 01.06.2016 г. и работающих на дату подачи заявки, в т.ч. руководителя организации, имеющих профильное (в настоящем конкурсе) образование: высшее образование по специальности "Социология", "Психология", с приложением копий трудовых книжек.
Документами, подтверждающими наличие специалистов, являются в совокупности:
- копии диплома о получении социологического или психологического образования;
- копии трудовых книжек с датой принятия в организацию до 01.06.2016 г. с отметкой работодателя о работе сотрудника по настоящее время (на дату подачи заявки).
Комиссией установлено, что порядок оценки по данному критерию соответствует как Закону о закупках, так и Правилам, коррелирует с объектом закупки. Нестоимостной критерий направлен на выявление в результате конкурса наиболее квалифицированного участника, участника, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, что соответствует правовой природе конкурса.
Вместе с тем, главой 3 конкурсной документации также установлен показатель критерия "Квалификации участника конкурса" - "Наличие собственной оборудованной фокус-групповой комнаты".
Предметом оценки по данному показателю является наличие собственной оборудованной фокус-групповой комнаты. Оценивается наличие в собственности или в аренде у директора организации или самой организации оборудованной зеркалом Гезелла и камерами для онлайн-трансляции фокус-групповой комнаты.
Подтверждающими документами в совокупности являются:
- Копия Свидетельства о праве собственности или Копия Договора аренды организации или ее директора на нежилую площадь не менее 100 кв.м.
- две фотографии формата А4 директора на фоне фокус-групповой комнаты с зеркалом Гезелла и на фоне клиентской комнаты;
- Платежный документ, подтверждающий приобретение камер или копия Договора аренды на право пользования камерами.
Комиссия отмечает, что установленные документы, являющиеся предметом оценки, а именно фотографии формата А4 директора на фоне фокус-групповой комнаты с зеркалом Гезелла и на фоне клиентской комнаты не могут быть признаны надлежащим, достоверным документом, однозначно подтверждающим наличие в собственности или в аренде у директора организации или самой организации оборудованной зеркалом Гезелла и камерами для онлайн-трансляции фокус-групповой комнаты, что оставляет возможность субъективного толкования документов Конкурсной комиссией при рассмотрении и оценке заявок участников.
Кроме того, как пояснили представители Заказчика, фокус-групповая комната, оснащенная соответствующим оборудованием должна находиться на территории города Перми, что не следует из положений конкурсной документации.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что установленный порядок не позволяет определить участника, предложившего лучшие условия исполнения контракта, что не отвечает требованиям п.1 Правил, следовательно Заказчиком нарушены требования п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках.
В указанных действиях должностных лиц Заказчика присутствуют признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, Комиссия принимает во внимание, что в материалы жалобы представителем Заказчика предоставлены две заявки, поданные на участие в открытом конкурсе. Заявитель жалобы заявку на участие в открытом конкурсе не подавал. Кроме того, изучив предоставленные документы, Комиссия приходит к выводу, что выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
В ч.2 ст.33 Закона о закупках установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего, в том числе, с учетом указания требований к товарам. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при установлении требований.
В главе 5 конкурсной документации "Техническое задание", Заказчиком установлены требования к оказываемой услуге. В частности, согласно п.2.2 главы 5 конкурсной документации, Заказчиком установлены требования к специальному помещению, в том числе: "возможность записи аудио и видео материала со всех систем видео и аудио захвата на цифровые носители;
возможность наблюдения представителями Заказчика в режиме реального времени за ходом дискуссии способом, не привлекающим внимания участников фокус-группы (одностороннее зеркало - зеркало Гезелла, видео трансляция в другое помещение)".
По мнению подателя жалобы, установление данных требований в совокупности является избыточным, для надлежащего оказания услуги достаточным будет являться соответствие одному из установленных требований.
Вместе с тем, как было указано ранее, при установлении требований, Заказчик руководствуется собственной потребностью. Кроме того, материалы жалобы не содержат указания на то, каким образом установленное требование ограничивает право участника на участие в рассматриваемом открытом конкурсе. Документов, подтверждающих возможное ограничение количества участников при установлении оспариваемого требования, в нарушение требований ч.9 ст.105 Закона о закупках не предоставлено, явку представителя для предоставления дополнительных пояснений Заявитель не обеспечил.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в данном случае нарушений требований Закона о закупках в действиях Заказчика не может быть установлено.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ФедералПресс" на действия Администрации губернатора Пермского края при проведении открытого конкурса на оказание услуг по проведению комплексного социологического исследования по изучению социально-политических настроений в Пермском крае (извещение N 0156200003717000047) обоснованной в части установления требований к показателю критерия "Квалификация участников конкурса" "Наличие собственной оборудованной фокус-групповой комнаты" с нарушением требований Закона о закупках.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 5 сентября 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.09.2017