Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, А.А. Кирилловой, старшего государственного инспектора, рассмотрев жалобу ООО "Научно-исследовательский институт "Земля и город" на действия уполномоченного органа, заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса "Выполнение работ по разработке документации по планировке территории", извещение N 0819300031917000148 (далее - конкурс, открытый конкурс, закупка), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Научно-исследовательский институт "Земля и город" на действия уполномоченного органа, заказчика при проведении конкурса (далее - жалоба). Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения. В соответствии с частью 26 статьи 99, частями 3,5 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.32 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 заказчику по запросу Красноярского УФАС необходимо было представить в адрес Красноярского УФАС России следующие документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки: письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобе, конкурсную документацию с отметкой об ее утверждении.
Существо жалобы: составление документации о проведении открытого конкурса с нарушением требований действующего законодательства.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, назначенном на 05.09.2017 года в 15 часов 45 минут присутствовали представители заказчика и уполномоченного органа, надлежащим образом подтвердившие свои полномочия и личность. Податель жалобы направил ходатайство о рассмотрении жалобы без участия его представителя.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании конкурсной документации, заказчиком были допущены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
Во-первых, установлено неправомерное требование о том, что участники закупки должны являться членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий;
Во-вторых, техническое задание не содержит указание на то, какие именно инженерные изыскания должен выполнить подрядчик.
В адрес Красноярского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика и уполномоченного органа из которых следует, что заказчик и уполномоченный орган с доводами жалобы не согласны, считая, что конкурсная документация в обжалуемой части соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, и уточняя, что выполнение инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, обеспечивает подрядчик, при этом сведения об инженерных изысканиях в отношении территории предполагаемого проектирования в распоряжении заказчика отсутствуют.
С целью дополнительного исследования полученных от сторон сведений, Комиссией был объявлен перерыв до 06.09.2017, 17 часов 30 минут (время местное).
После перерыва, рассмотрев существо жалоб, документы и сведения, представленные Комиссии и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным учреждением были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса на выполнение работ по разработке документации по планировке территории (извещение о проведении конкурса с изменениями от 30.06.2017 N0819300031917000148).
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, подлежат указанию как в извещении, так и в документации о проведении конкурса (пункт 2 части 3 статьи 49, часть 1 статьи 50 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Подпунктом г) пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Изучив совокупность положений документации о проведении конкурса, Комиссия установила факт наличия следующих требований к участникам закупки: участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий и представить в составе заявки на участие в конкурсе выписку (копию) из реестра членов саморегулируемой организации, членом которой он является, действующую на дату окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58.
Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений регулируются законодательством о градостроительной деятельности. При этом, законодательство о градостроительной деятельности состоит, в том числе, из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 3,4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Объектом закупки являются работы по разработке документации по планировке территории, регулируемой Главой 5 ГрК РФ, а именно по разработке проекта планировки и проекта межевания территории (пункт 7 раздела "Техническая часть" конкурсной документации), при этом согласно пункту 10 раздела "Техническая часть" конкурсной документации на подготовительном этапе необходимо осуществить сбор всех необходимых исходных данных, выполнить необходимые инженерные изыскания и произвести комплексный градостроительный анализ проектируемого района в соответствии с действующими на территории РФ методиками.
В соответствии с частью 2 статьи 41.2 ГрК РФ Правительство Российской Федерации постановлением от 31.03.2017 N 402 утвердило Правила выполнения инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории (далее - Правила).
Согласно пункту 9 Правил инженерные изыскания и (или) отдельные их виды выполняются лицами, указанными в части 2 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - исполнитель).
В соответствии с частью 2 статьи 47 ГрК РФ работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также - договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов).
Комиссия отмечает, что из буквального толкования пункта 9 Правил следует, что для указанного случая часть 2 статьи 47 ГрК РФ подлежит применению только в части определения лиц, которые могут выполнять инженерные изыскания для подготовки документации по планировке территории, то есть исполнителей. При этом, требования и исключения, которые часть 2 статьи 47 ГрК РФ предъявляет к заказчикам работ по инженерному изысканию для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства на случаи выполнения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории не распространяются.
Из изложенного следует, что работы по инженерным изысканиям для подготовки документации по планировке территории могут и должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участниками рассматриваемой закупки могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющими членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, ввиду чего, в соответствии с частью 1 статьи 50, пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, заказчик правомерно установил соответствующее требование к участникам закупки и составу заявок.
Таким образом, доводы жалобы, касающиеся требований о членстве в саморегулируемых организациях, признаны Комиссией необоснованными.
Относительно довода жалобы, касающегося того, что техническое задание не содержит указание на то, какие именно инженерные изыскания должен выполнить подрядчик, Комиссия отмечает следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно частей 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из пунктов 6,7,10,11 Правил следует, что лицо, принимающее решение о подготовке документации по планировке территории самостоятельно в соответствии с частью 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утверждает задание, которое содержит сведения об объекте инженерных изысканий, основные требования к результатам инженерных изысканий, границы территорий проведения инженерных изысканий, виды инженерных изысканий и описание объекта планируемого размещения капитального строительства. При этом, основанием для выполнения инженерных изысканий является договор между лицом, принимающим решение о подготовке документации по планировке территории и исполнителем. К договору прилагается задание на выполнение инженерных изысканий.
Проанализировав конкурсную документацию, Комиссия установила, что пунктом 10 раздела "Техническая часть" определено, что на подготовительном этапе необходимо выполнить необходимые инженерные изыскания, однако конкурсная документация не содержит основные требования к результатам инженерных изысканий, виды инженерных изысканий и описание объекта планируемого размещения.
Кроме того, Комиссия отмечает, что согласно пункту 4 Правил достаточность материалов инженерных изысканий определяется лицами, по инициативе которых принимается решение о подготовке документации по планировке территории до принятия решения о подготовке документации по планировке территории; согласно пункту 6 Правил лицо, принимающее решение о подготовке документации по планировке территории утверждает задание на выполнение инженерных изысканий одновременно с принятием решения о подготовке документации по планировке территории.
Из буквального толкования указанных пунктов Правил следует, что к моменту принятия решения о проведении закупки на разработку документации по планировке территории (в том числе к моменту публикации извещения о проведении такой закупки в ЕИС) заказчик должен обладать информацией о достаточности инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории и одновременно с принятием решения о подготовке документации по планировке территории утвердить задание на выполнение инженерных изысканий.
Таким образом задание на выполнение инженерных изысканий должно быть утверждено одновременно с принятием решения о проведении закупки работ по подготовке документации по планировке территории и подлежит включению в договор на выполнение инженерных изысканий.
Учитывая, что из описания объекта закупки следует, что в работы, являющиеся объектом закупки входят инженерные изыскания и конкурсная документация не содержит основные требования к результатам инженерных изысканий, виды инженерных изысканий и описание объекта планируемого размещения (задание на выполнение инженерных изысканий), Комиссия приходит к выводу, что при описании объекта закупки заказчик в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе не руководствовался положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, вследствие чего описание объекта закупки не носит объективный характер, что также содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, довод, касающийся того, что техническое задание не содержит указание на то, какие именно инженерные изыскания должен выполнить подрядчик, признан Комиссией обоснованным.
При этом, из пояснений заказчика, уполномоченного органа и из конкурсной документации следует, что выполнение инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, обеспечивает подрядчик, при этом сведения об инженерных изысканиях в отношении территории предполагаемого проектирования в распоряжении заказчика отсутствуют.
Проанализировав данный довод заказчика и уполномоченного органа, Комиссия приходит к выводу, что буквальное толкование данного довода (отсутствие у заказчика задания на выполнение инженерных изысканий) противоречит требованиям Правил и приводит к необходимости аннулирования определения исполнителя путем проведения рассматриваемого открытого конкурса.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
В результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "НИИ "Земля и город" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем включения в конкурсную документацию задания на выполнение инженерных изысканий либо путем аннулирования определения исполнителя (открытого конкурса).
4. Конкурсной комиссии отменить все протоколы, составленные при проведении открытого конкурса.
5. Передать материалы по жалобе ООО "НИИ "Земля и город" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
А.А. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 6 сентября 2017 г. N 1468
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.09.2017