Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Тихенького О.Л. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Казанова Н.А.- главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Гришечкиной В.А. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
в присутствии представителей:
от заказчика - Ю Д.М.,
представители от заявителя и уполномоченного органа на заседание комиссии не явились, о дате, времени и месте уведомлены надлежащим образом.
Комиссия, рассмотрев жалобу - ООО "Перспектива" (далее - Общество, Заявитель) на положения аукционной документации, утвержденной - Муниципальным казенным учреждением "Служба единого заказчика" муниципального образования "Холмский городской округ" (далее - Заказчик) путем проведения электронного аукциона по объекту "Строительство магистрального трубопровода от водозабора "Малка" до г. Холмска" (извещение N 0361300009117000247) (далее аукцион).
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на положения аукционной документации, утвержденной Заказчиком.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
- не включено обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), что нарушает положения ч. 27 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
- не установлено в проекте контракта обязанности поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта, что нарушает положения ч. 23 ст. 34 закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика представил письменные возражения, а также дал пояснения, в которых не согласился с представленными доводами Заявителя.
Комиссия в ходе рассмотрения полученной информации, проведя в порядке ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внеплановую проверку, установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении аукциона, документацией об аукционе:
- извещение о проведении аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 11.07.2017;
- начальная (максимальная) цена контракта - 163 740 240,00 рублей ;
- дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 08.09.2017 10:00.
1. Согласно ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Заказчиком в п. 9.5 проекта контракта установлено: "Если Подрядчик исполнил взятые на себя по Контракту обязательства надлежащим образом, возврат денежных средств производится после сдачи всех работ по Контракту в течение десяти рабочих дней со дня получения Заказчиком соответствующего письменного требования Подрядчика". Таким образом, Заказчиком установлен порядок и срок возврата обеспечения исполнения контракта в п. 9.5 контракта. Довод, заявленный Обществом не обоснован.
Вместе с тем, при анализе аукционной документации, Комиссия установила, что п. 9.5 проекта контракта предусматривает, что обеспечение исполнения контракта возвращается Подрядчику после сдачи всех работ по Контракту в течение десяти рабочих дней со дня получения Заказчиком соответствующего письменного требования Подрядчика.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Законом о контрактной системе не предоставлено права Заказчику при определении срока и порядка предоставления обеспечения исполнения контракта, возлагать на участника закупки обязанности по направлению в адрес Заказчика письменного требования о возвращении денежных средств, внесенных таким участником в качестве обеспечения исполнения контракта, напротив у Заказчика возникает обязанность вернуть денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта по истечении срока, указанного в контракте.
Следовательно, установленные Заказчиком требования не предусмотрены ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе и нарушают требования названной статьи.
2. В соответствии с ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию" установлены следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта: 1 млрд. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд; 100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
Согласно ч. 24 ст. 34 Закона о контрактной системе, указанная в ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
Комиссия, входе анализа пришла к выводу, что проект государственного контракта документации об аукционе не содержит положений о том, что информация о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта, предоставляется Заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком, а также в проекте контракта не установлена ответственность за непредставление указанной информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 23, 24 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Согласно изложенному, довод Заявителя является обоснованным.
3. В ходе внеплановой проверки, Комиссией установлено, п. 5.1.36 проекта контракта содержит обязанность Подрядчика: "В течение одного месяца со дня создания на территории муниципального образования "Холмский городской округ" обособленного подразделения (за исключением филиалов и представительств) в рамках исполнения настоящего контракта подать сообщение об этом в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения. Копию уведомления о постановке на учет от налогового органа направить Заказчику в течение 5 рабочих дней с момента его получения".
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 31 Закона о контрактной системе. Возможность установления требования к участнику закупки о регистрации юридического лица или наличии филиала или обособленного подразделения на определенной налоговой территории Законом о контрактной системе не предусмотрена.
При этом в соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Также, в соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, установление требования к участнику закупки о регистрации юридического лица или наличии филиала или обособленного подразделения на определенной налоговой территории является нарушением норм ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на положения аукционной документации, утвержденной - Муниципальным казенным учреждением "Служба единого заказчика" муниципального образования "Холмский городской округ" путем проведения электронного аукциона по объекту "Строительство магистрального трубопровода от водозабора "Малка" до г. Холмска" (извещение N 0361300009117000247) - частично обоснованной.
2. Признать Заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Служба единого заказчика" муниципального образования "Холмский городской округ" нарушившим положения ч. 27 ст. 34, чч. 23, 24 ст. 34 и ч. 6 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику - Муниципальному казенному учреждению "Служба единого заказчика" муниципального образования "Холмский городской округ" обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу УФАС России по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц допустивших нарушения, указанные в п. 2 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии О.Л. Тихенький
Члены комиссии В.А. Гришечкина
Н.А. Казанов
Исп. Гришечкина В.А.
8 (4242) 46-55-70
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 12 сентября 2017 г. N 273/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2017