Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ИП Черняк Г.Е. на действия муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения муниципального образования Моздокского городского поселения "Управление городского хозяйства" (далее - МКУ МО МГП "УГХ", Заказчик) при проведении электронного аукциона N0310300003117000066 на выполнение дополнительных работ по строительству насосной станции II подъёма хозяйственно-питьевого водоснабжения из артезианской скважины в районе улиц З.Космодемьянской и Фабричной в г.Моздок в 2017-2018 годах" (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
04 сентября 2017 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ИП Черняк Г.Е. (далее - Заявитель) на действия муниципального заказчика - МКУ МО МГП "УГХ" при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. В своей жалобе указал, что:
1. Заказчик не использует при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, что нарушает п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, так:
- в Разделе 4 аукционной документации "Описание объекта закупки", прикрепленном отдельным файлом, "Описание некоторых товаров и материалов, используемых в работе" в пункте 23 "Счетчик учета электроэнергии" указано: Счетчик должен иметь расширенный диапазон по напряжению: 0,2 - 1.15 UHOM (счетчик может эксплуатироваться в сетях переменного напряжения 57.7; 127 и 220 В); технологический запас по точности измерений; высокую достоверность учета электроэнергии и мощности при наличии нарушений качества питающей сети (несимметрия и не- синусоидальность напряжений и токов нагрузки по ГОСТ 13109-97); счетчик должен обеспечивать достоверный учет до 45 гармоники сети; учет потерь в ЛЭП (W=12Rt); в пункте 26 "Пункт коммерческого учета электроэнергии" указано: Степень защиты по ГОСТ 14254-80 IP54; в пункте 25 "Песчано-гравийная смесь" указано: Пески, входящие в состав природной песчано-гравийной смеси по зерновому составу, должны отвечать требованиям ГОСТ 8736-93 к крупным, средним, мелким и очень мелким пескам.
ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" утратил силу в РФ.
ГОСТ 14254-80 "Изделия электротехнические. Оболочки. Степень защиты. Обозначения. Методы испытаний" утратил свою силу, он заменен на ГОСТ 14254-96 "Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)". ГОСТ 14254-96 "Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)", в свою очередь, также утратил свою силу, и заменен на ГОСТ 14254-2015 "Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)".
ГОСТ 8736-93 "Песок для строительных работ. Технические условия" утратил свою силу, он заменен на ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия".
При этом, в аукционной документации нет указания, о том, каким образом нужно поступать участникам закупки при установлении требований по недействующим нормативным документам.
Требование о соответствии используемых при выполнении работ товаров недействующим государственным стандартам свидетельствует о нестандартности установленных требований, что нарушает п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Документация об Аукционе не содержит обоснования необходимости использования нестандартных требований.
2. В Разделе 4 аукционной документации "Описание объекта закупки", прикрепленном отдельным файлом, "Описание некоторых товаров и материалов, используемых в работе" Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ материалам, в данных требованиях используются слова и символы "не более", "не менее", "не меньше", "менее", ";", ",", ".", "", "
", "
", "не выше", "до
", "от
", "/", "от
до
", "свыше
до
", "от
и более", "позднее", "(..)", "
-
", "
", "
", "
", ">", "<", "+-" значение которых отсутствует в инструкции по заполнению заявки.
Заявитель считает, что отсутствие надлежаще оформленной инструкции по заполнению заявки не позволяет участникам закупки описать требование к данным материалам. В инструкции по заполнению заявки нет описания, как трактовать указанные выше значения и знаки. Не представляется возможным самостоятельно определить, нужно ли участникам закупки оставить указанные показатели в редакции заказчика, или это будет считаться неконкретным показателем, и приведет к отклонению заявки. К тому же отсутствует указание на включение или не включение крайних значений в диапазоны.
3. В Разделе 4 аукционной документации "Описание объекта закупки", прикрепленном отдельным файлом, "Описание некоторых товаров и материалов, используемых в работе" в пункте 2 "Горячекатаная арматурная сталь гладкого профиля (арматура строительная)" указано: должна быть класса A-I, диаметром не менее 6 мм не более 7 мм. Предельные отклонения диаметра гладких профилей должны соответствовать ГОСТ 5781-82 для обычной точности прокатки. Площадь поперечного сечения должна быть не менее 0.272 см не более 0,294 см2.
Заказчиком установлено требование к показателю площади поперечного сечения арматурной стали с двумя единицами измерения, которые противоречат друг другу: "должна быть не менее 0.272 см" и "не более 0,294 см2".
Более того, согласно ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия" единицей измерения площади поперечного сечения арматурной стали является "см2". Поэтому требование к площади поперечного сечения "должна быть не менее 0.272 см" противоречит ГОСТ 5781-82, так как данный показатель не может измеряться в "см".
То есть, Заказчик не использует при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, что нарушает п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. Считает, что действия Заказчика нарушают требования Закона о контрактной системе, а также права и законные интересы потенциальных участников закупки.
В объяснении по существу жалобы Заказчик указал, что считает жалобу необоснованной, в связи с тем, что пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Таким образом, Заказчик при составлении Технического задания руководствовался указанными нормами и своими потребностями. Также, Заказчик вправе в необходимой степени детализировать стандартные показатели товара, предусмотренные ГОСТом. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимым и для заказчика. Кроме того, инструкция не содержит требования о наличии товаров и проведении испытаний товаров, перед заполнением заявки на участие в Аукционе.
Кроме того, по мнению Заказчика, пункт 2 раздела 2 Аукционной документации содержит вполне понятную Инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе и, что все символы, используемые Заказчиком в описании объекта закупки, применяются по правилам математики и русского языка. Так, например в ГОСТе Р 54521-2011 "Статистические методы. Математические символы и знаки для применения в стандартах", утвержденном приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.11.2011N595-ст., приведены общие сведения о математических символах и знаках, их значениях, предназначенных для использования в стандартах и других областях, в котором содержатся, в том числе знаки "<", ">" и указано их значение: "меньше или равно", "больше или равно". Исходя из правил "Не более" означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение, "Не менее" означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение, "Более" означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение, "Свыше" означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение и так далее.
Также, согласно п. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. Однако, таким правом участник закупки не воспользовался.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 16.08.2017 года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее -ЕИС) МКУ МО МГП "УГХ" разместило извещение о проведении электронного аукциона N0310300003117000066 на выполнение дополнительных работ по строительству насосной станции II подъёма хозяйственно-питьевого водоснабжения из артезианской скважины в районе улиц З.Космодемьянской и Фабричной в г.Моздок в 2017-2018 годах" (далее -Извещение) и Документацию об указанном электронном аукционе, утвержденную 16.08.2017 г. МКУ МО МГП "УГХ" (далее - Аукционная документация).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Пунктом 2 части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что при описании объекта закупки, необходимо использование стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В пункте 8 Информационной карты Аукционной документации указано, что описание объекта закупки установлено в разделе 4 Аукционной документации "Описание объекта закупки".
Согласно Описанию объекта закупки, приложенному к Аукционной документации, в ходе исполнения контракта необходимо использовать:
- счетчик учета электроэнергии (пункт 23), который должен иметь расширенный диапазон по напряжению: 0,2 - 1.15 UHOM (счетчик может эксплуатироваться в сетях переменного напряжения 57.7; 127 и 220 В); технологический запас по точности измерений; высокую достоверность учета электроэнергии и мощности при наличии нарушений качества питающей сети (несимметрия и не- синусоидальность напряжений и токов нагрузки по ГОСТ 13109-97); счетчик должен обеспечивать достоверный учет до 45 гармоники сети; учет потерь в ЛЭП (W=12Rt);
- пункт коммерческого учета электроэнергии (пункт 26) со следующими характеристиками: степень защиты по ГОСТ 14254-80 IP54;
- песчано-гравийную смесь (пункт 25) со следующими характеристиками пески, входящие в состав природной песчано-гравийной смеси по зерновому составу, должны отвечать требованиям ГОСТ 8736-93 к крупным, средним, мелким и очень мелким пескам.
Вместе с тем, ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" утратил силу в РФ.
ГОСТ 14254-80 "Изделия электротехнические. Оболочки. Степень защиты. Обозначения. Методы испытаний" утратил свою силу, он заменен на ГОСТ 14254-96 "Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)".
ГОСТ 14254-96 "Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)", также утратил свою силу, и заменен на ГОСТ 14254-2015 "Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)".
ГОСТ 8736-93 "Песок для строительных работ. Технические условия" утратил свою силу, он заменен на ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия".
То есть, описание объекта закупки, указанное в Аукционной документации, содержит нестандартные показатели и требования, однако, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Аукционная документация не содержит обоснования необходимости использования таких показателей и установления таких требований.
Действия должностного лица муниципального заказчика - МКУ МО МГП "УГХ", утвердившего Аукционную документацию с нарушением требований части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе. В силу части 2 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
В Разделе 4 Аукционной документации "Описание объекта закупки" Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ материалам, в которых используются слова и символы "не более", "не менее", "не меньше", "менее", ";", ",", ".", "", "
", "
", "не выше", "до _", "от_", "/", "от_ до_", "свыше _ до _", "от _ и более", "позднее", "(..)", "
-
", "
", "
", "
", ">", "<", "+-".
Однако, значение указанных символов является общеизвестным.
Так, в ГОСТе Р 54521-2011 "Статистические методы. Математические символы и знаки для применения в стандартах", утвержденном приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.11.2011N595-ст., приведены общие сведения о математических символах и знаках, их значениях, предназначенных для использования в стандартах и других областях, в котором содержатся в том числе знаки "<", ">" и указано их значение: "меньше или равно", "больше или равно". Исходя из правил "Не более" означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение, "Не менее" означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение, "Более" означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение, "Свыше" означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение и так далее.
При этом, Закон о контрактной системе не содержит требования указывать в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе значение общепринятых символов.
В пункте 2 раздела 2 Аукционной документации указана Инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе.
То есть, Аукционная документация соответствует требованиям пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, при этом, она не содержит требований к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
3. В пункте 2 Раздела 4 Аукционной документации "Описание объекта закупки", указано, что в ходе исполнения контракта необходимо использовать, помимо прочего, горячекатаную арматурную сталь гладкого профиля (арматура строительная), со следующими характеристиками: должна быть класса A-I, диаметром не менее 6 мм не более 7 мм. Предельные отклонения диаметра гладких профилей должны соответствовать ГОСТ 5781-82 для обычной точности прокатки. Площадь поперечного сечения должна быть не менее 0.272 см не более 0,294 см2.
Однако, согласно ГОСТу 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия" единицей измерения площади поперечного сечения арматурной стали является "см2".
Вместе с тем, является общеизвестной и общепринятой информация о том, что единицей измерения площади поперечного сечения арматурной стали является "см2", что подтверждает и Заявитель в жалобе, то есть указание в Техническом задании указанной единицы измерения в виде "см" является технической ошибкой, которая не могла повлиять на результаты осуществления закупки. Кроме того, запросов на разъяснение положений Аукционной документации, связанных с указанным вопросом, заказчику не поступало.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу ИП Черняк Г.Е. на действия муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения муниципального образования Моздокского городского поселения "Управление городского хозяйства" при проведении электронного аукциона N0310300003117000066 на выполнение дополнительных работ по строительству насосной станции II подъёма хозяйственно-питьевого водоснабжения из артезианской скважины в районе улиц З.Космодемьянской и Фабричной в г.Моздок в 2017-2018 годах".
2. Признать Муниципальное казенное учреждение муниципального образования Моздокского городского поселения "Управление городского хозяйства" нарушившим требования части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона N0310300003117000066.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок не могли повлиять на результаты определения победителя Аукциона, предписание о прекращении нарушений законодательства РФ о контрактной системе Заказчику не выдавать.
4. Передать материалы дела NА215-09/17 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностного лица Муниципального казенного учреждения муниципального образования Моздокского городского поселения "Управление городского хозяйства", виновного в допущении выявленного нарушения, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 11 сентября 2017 г. N А215-09/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2017