Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Кутняшенко Е.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Пахомовой Н.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заявителя - ООО "Век-Строй" - не явились, уведомлены;
от заказчика - МУП "Барнаулгорсвет"-Подлепича И. А.,
рассмотрев жалобу ООО "Век-Строй" на действия аукционной комиссии заказчика - МУП "Барнаулгорсвет" при проведении закупки N 0517600004017000005 "Выполнение подрядных работ по капитальному ремонту линий наружного освещения для нужд МУП "Барнаулгорсвет" города Барнаула", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель в жалобе указывает, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе обществу было отказано в допуске. Основания отказа участнику закупки(подробно изложены в протоколе размещённом вЕИС (всего на восьми страницах):
Предоставление не соответствующей требованиям документации о закупке информации о товаре по позиции "Анкерный зажим";
Несоответствие информации по пунктам: "Светодиодный светильник, тип 1", "Кронштейн двухрожковый, тип 1""Светодиодный светильник, тип 2", "Кронштейн двухрожковый, тип 2" в связи с необеспечением совместимости, установленной в локальном сметном расчете.
На основании изложенного заявитель проситприостановить определение поставщика; провести проверку закупки; признать действия аукционной комиссии неправомерными.
Представитель заказчика предоставил письменные объяснения, по доводам жалобы пояснил, что считает ее необоснованной.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, а также изучив представленные документы в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системедокументация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе. В документации о закупки установлено требование к содержанию заявки следующим образом:
"Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
1) согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, в том числе:
конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
В соответствии с п.п. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о такомаукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Таким образом, требование документации к содержанию заявки на участие в закупке (см. выделенный текст) не соответствует требованиям Закона о контрактной системе и нарушает п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, инструкция по заполнению заявок, составленная на восьми страницах содержит признакиуказывающие на намеренное установление заказчиком требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, что также нарушает ч. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
На восьми страницах инструкции по заполнению заявок содержатся взаимоисключающие требования по ее заполнению. В рассматриваемом случае, установление подобных требований привело к отказу в допуске 7 заявок из 9 поданных (см. подробнее ниже по тексту).
2. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системедокументация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
П. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе определено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
П. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системедокументация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из позиции ФАС России, изложенной в Письме от 01.07.2016 г. N ИА/44536/16 неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям. В связи с чем ФАС России указывает на необходимость осуществления ряда действий при формировании документации об аукционе, в том числе: "указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках; определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя); определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений; сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами)".
В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Имеющаяся документация и жалоба заявителя указывает, на отсутствие возможности формирования надлежащего предложения при подаче заявки,
Положения документации о закупки не отвечают требованиям Закона о контрактной системе, позиции ФАС России в том числе и в части требования заказчика подробно описать в заявке показатели, в отношении которых в документации отсутствуют надлежащие ссылки (отсутствует явное требование для описания показателей о товаре в заявке).
Учитывая изложенное требования документации нарушают положения п.1-2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации; несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Документацией о закупке к "Анкерному зажиму" в графе N 7 "Значение показателя товара, при определении которого участником закупки могут не использоваться точные цифровые или иные параметры" было установлено требование к показателю "для сечения нулевой жилы мм в диапазоне значений от не более 50 до 80".
Участником закупке по данному показателю сделано следующее предложение: "в диапазоне значений от 50 до 80".
Основанием отклонения заявки по указанному пункту явилось содержание инструкции по заполнению заявки. В частности представитель заказчика указал, что"от... до... " - означает диапазон значений, который не включает крайние значения границ диапазона,.
Вместе с тем инструкция по заполнению заявки так же содержит ряд указаний, среди которых:
1) "в отношении информации, представленной в графе 7 - участником закупки представляется информация о конкретных, либо неконкретных (в том числе диапазонных (интервальных)) значениях в виде цифровых или иных параметров, в рамках (в пределах) установленных в графе 7 требований";
2) "в случае указания в документации об электронном аукционе в качестве требования к используемому при выполнении работ товару диапазона (интервала значений какой-либо величины) значений, сопровождающихся словами, словосочетаниями, предлогами, знаками и символами: <..> "не более", <..> "от", "до", <..> ", участнику закупки в первой части заявки необходимо указывать только один конкретный показатель и (или) его значение из требуемых заказчиком";
3) "должен указать диапазонное значение показателя, являющееся конкретным в виде "диапазон от __ до __", либо "от __ до __", при этом использование слов, словосочетаний "должен", "может", "допускается", "превышает", "выше", "ниже" и тому подобные, указывающих на неопределённость диапазонного значения, не допускается";
4) "не более" - означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение";
5) "от... до... " - означает диапазон значений, который не включает крайние значения границ диапазона";
6) "если в графе 7 крайнее нижнее значение границы диапазона имеет указание в виде предлога "от", сопровождающегося словами "менее", "более", "ниже", "выше" и т.п. с частицей "не" участником закупки может быть представлено диапазонное значение, включающие это нижнее значение границы диапазон" и др..
Указанные формулировки и иные инструкции по заполнению заявки являются взаимоисключающими, а кроме того излишними, по крайней мере к графе N7, наименование которой указывает, что показатели товара, которые в нее включенные являются не точными и определенность в них не нужна. В противном случае их было необходимо включить в иной раздел документации.
Таким образом, исходя из формулировки инструкции по заполнению заявки, указанной выше в п. 1, сведения в составе заявки соответствуют требованиям документации о закупке.
В отношении несоответствия заявки по пунктам: "Светодиодный светильник, тип 1", "Кронштейн двухрожковый, тип 1""Светодиодный светильник, тип 2", "Кронштейн двухрожковый, тип 2" в связи с необеспечением совместимости, установленной в локальном сметном расчете, установлено следующее.
Действительно в документации о закупке указано: "Товар(ы) используемый(ые) при выполнении работ должнен(ны) содержать в себе все необходимые конструктивные элементы (узлы, детали и.т.п), обеспечивающие взаимосвязь и совместимость между собой либо отдельными элементами".
Однако в нарушение требований Закона о контрактной системе и позиции ФАС России, изложенных выше, в тексте документации о закупке в отношении оспариваемых пунктов не указана необходимость обеспечения их совместимости.
Ссылка представителя заказчика на то, что требуемая информация содержится в сметном расчете, не может быть принята во внимание, поскольку в документации указано следующее: "Локальный сметный расчет является обоснованием начальной (максимальной) цены контракта". При этом в данном локальном сметном расчете не содержится каких-либо требований к товару, используемому при выполнении работ, информацию о которых участнику закупки необходимо представлять в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также требованиями, представленными в настоящей документации об электронном аукционе".
В случае принятия информации, содержащейся в локальном сметном расчете в качестве информации, содержащей требования к товару, было бы установлено нарушение требований ст. 33 Закона о контрактной системе в части указания в документации на товарные знаки.
Учитывая изложенное, положения заявки соответствуют требованиям документации о закупки.
Ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе установлено, что, отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Учитывая изложенное доводы жалобы являются обоснованными, а отклонение заявки общества неправомерным.
Допущенные нарушения при проведении закупки содержат состав административного правонарушения.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобуООО "Век-Строй"обоснованной.
2. Признать действия заказчика выразившиеся в нарушении требований п.1-2, ч. 1,ч. 2 ст. 33, п.2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать действия аукционной комиссии заказчика выразившиеся в нарушении ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать аукционной комиссии заказчика, заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
5. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
|
Заказчику - МУП "Барнаулгорсвет"
Калинина пр., 39, г. Барнаул, 656011
Оператору электронной площадки - ООО "РТС-тендер"
Долгоруковская ул., д. 38, стр.1, г. Москва, 127006
ПРЕДПИСАНИЕ N 91 (619/17)
об устранении нарушения в сфере контрактной системы
"13" сентября 2017 г. г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А. В. - заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Кутняшенко Е.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Пахомовой Н.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
по результатам рассмотрения жалобы ООО "Век-Строй" на действия аукционной комиссии заказчика - МУП "Барнаулгорсвет" при проведении закупки N 0517600004017000005 "Выполнение подрядных работ по капитальному ремонту линий наружного освещения для нужд МУП "Барнаулгорсвет" города Барнаула", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"(далее - Закон о контрактной системе), было установлено, что положения документации нарушают требования п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе,
Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику- аннулировать закупку N 0517600004017000005, путем размещения на сайте www.zakupki.gov.ru информации об аннулировании закупки;
2. Оператору электронной площадки совершить действия, направленные на обеспечение исполнения предписания, выданного Заказчику- по аннулированию торгов;
3. Оператору электронной площадки, Заказчику -исполнить предписаниедо "19" сентября 2017 года.
4. Оператору электронной площадки, Заказчику - направить в управление ФАС по Алтайскому краю доказательства исполнения пунктов 1,2,3 настоящего предписания в срок не позднее дня следующего за "19" сентября 2017 года.
В случае неисполнения настоящего предписания, управление ФАС по Алтайскому краю на основании части 25 статьи 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Примечание. За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего Предписания в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические и должностные лица несут административную ответственность.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Алтайского края.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
члены комиссии: |
_____________________________ |
Е.В. Кутняшенко |
|
_____________________________ |
Н. С. Пахомова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 13 сентября 2017 г. N 619
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2017