Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
|
|
|
|
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройсервис" (далее - ООО "Стройсервис", Общество, Заявитель) от 29.08.2017 исх. N 33 (вх. N 4067 от 29.08.2017) на действия единой комиссии по осуществлению закупок администрацией муниципального образования Плавский район (далее - Единая комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту кровли МБОУ МО Плавский район "ПСОШ N 1" г. Плавск (закупка N 0166300017717000051) (далее - Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), в присутствии:
без участия представителей Общества, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения данного дела,
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Общества на действия Единой комиссии при проведении Электронного аукциона.
Из жалобы следует, что Обществу было отказано в допуске к участию в Электронном аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона: несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона, требованиям документации о таком аукционе, а также пункту 23 части I "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации (не соответствуют конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным пунктом 7 части II "Техническое задание" документации, а именно: п. 8.2.3 "длина, м." бруска: требуемый диапазон значений "4-6,5", предложено участником - 6; п. 8.2.4 "ширина, мм." бруска: требуемый диапазон значений - "75-150", предложено участником - 75; п. 8.2.5 "толщина, мм." бруска: требуемый диапазон значений "100-125", предложено участником - 100; п. 9.2.3 "длина, м" доски: требуемый диапазон значений "4-6,5", предложено участником - 6; п. 9.2.4 "ширина, мм." доски: требуемый диапазон значений - "75-150", предложено участником - 75; п. 9.2.5 "толщина, мм." доски: требуемый диапазон значений "40-44", предложено участником - 40; п. 10.2.3 "длина, м." доски: требуемый диапазон значений "4-6,5", предложено участником - 6; п. 10.2.4 "толщина, мм." доски: требуемый диапазон значений "32-40", предложено участником - 40.
Общество просит признать Единую комиссию нарушившей требования Закона, выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Представители Заказчика, Единой комиссии, Специализированной организации, присутствующие на заседании Комиссии, не согласились с доводами жалобы Заявителя, считая, что решение Единой комиссии, принятое по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в Электронном аукционе, полностью соответствует требованиям Закона.
Представитель Единой комиссии указал, что при рассмотрении первых частей заявок Единая комиссия, давая оценку соответствия заявок требованиям документации об электронном аукционе, руководствуется, в том числе инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, содержащейся в части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе. Так, заявка ООО "Стройсервис" была отклонена ввиду того, что указанным участником закупки по спорным подпунктам пункта 7 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе не были указаны значения показателей товаров в форме диапазонных значений, как то было предусмотрено инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе.
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что при описании объекта закупки (установлении соответствующих требований к товарам, используемых при выполнении работ) Заказчик руководствовался, в том числе положениями ГОСТ 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры", на которые Заказчик ссылается в пункте 7 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком, Специализированной организацией требований Закона при проведении Электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение и документация об электронном аукционе размещены 08.08.2017 в единой информационной системе в сфере закупок.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 347 441, 73 рублей.
Относительно доводов, изложенных в жалобе Заявителя, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона предписано, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Следовательно, требования документации об электронном аукционе к товару, предполагаемому к поставке в рамках данной закупки, с учетом целей и принципов контрактной системы, должны носить объективный характер, быть направленными на обеспечение обоснованной потребности заказчика, не выходить за рамки стандартных требований для таких товаров, не допускать ограничения круга участников закупки, в том числе по причине невозможности подтверждения их соответствия требованиям документации об электронном аукционе и действующим государственным стандартам.
Необходимо отметить, что подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона определено, что при заключении контракта на поставку товара заявка на участие в аукционе, помимо прочего, должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
Устанавливая в документации о закупке требования к товарам заказчик, тем самым, определяет перечень сведений о товаре, которые должны быть указаны в составе заявки на участие в аукционе, иными словами - содержание заявки.
Из толкования частей 1, 2 статьи 33 Закона следует, что документация об электронном аукционе должна обеспечивать адекватное и четкое восприятие существа (предмета) закупки, не может содержать противоречивой или непонятной информации и должна полностью информировать потенциальных участников аукциона о требованиях, которым должны соответствовать подаваемые ими заявки.
Содержание соответствующих позиций должно быть ясным, четким, непротиворечивым, исключать возможность неоднозначного их толкования и быть реально исполнимым. Неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документации об электронном аукционе создают препятствия для потенциальных участников аукциона на стадии допуска к участию в нем.
В этой связи, условия документации об электронном аукционе должны содержать ясные и четкие требования, не допускающие неоднозначного толкования, с тем, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в аукционе имел представление о том, какие документы он должен представить для участия в аукционе и каким требованиям он должен соответствовать.
В тоже время соответствие предложения участника требованиям аукционной документации и потребностям заказчика должно следовать из первой части заявки.
Ввиду того, что, участник не может обладать сведениями о конкретных показателях товара, который будет подлежать применению, заказчик, устанавливая требования к указанным выше характеристикам товара, к содержанию, составу заявки на участие в Электронном аукционе и разрабатывая инструкцию по ее заполнению, должен учитывать специфику предмета закупки и обеспечить возможность представления участниками закупки в заявках на участие в аукционе сведений о таких характеристиках товара, предполагаемого к использованию при выполнении работ, которые бы в полной мере обеспечивали потребность Заказчика.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64, подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона в пункте 23 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" части I "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации об электронном аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным пунктом 7 части II "Техническое задание" документации об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пункте 7 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе Заказчиком установлены требования к функциональным, техническим и качественным эксплуатационным характеристикам используемых материалов. При этом, как следует из указанного пункта документации об электронном аукционе, показатели, требования, условные обозначения и терминология установлены, в том числе в соответствии с ГОСТ 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры".
В подпункте 8.2 пункта 7 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе для товара "Бруски обрезные хвойных пород" с требуемым значением показателя "Наличие" установлены, в том числе следующие требования:
- подпункт 8.2.3 в отношении показателя "Длина, м (диапазон значений)" установлено требуемое значение "4 - 6,5";
- подпункт 8.2.4 в отношении показателя "Ширина, мм (диапазон значений)" установлено требуемое значение "75 - 150";
- подпункт 8.2.5 в отношении показателя "Толщина, мм (диапазон значений)" установлено требуемое значение "100 - 125".
В подпункте 9.2 пункта 7 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе для товара "Доски обрезные хвойных пород" с требуемым значением показателя "Наличие" установлены, в том числе следующие требования:
- подпункт 9.2.3 в отношении показателя "Длина, м (диапазон значений)" установлено требуемое значение "4 - 6,5";
- подпункт 9.2.4 в отношении показателя "Ширина, мм (диапазон значений)" установлено требуемое значение "75 - 150";
- подпункт 9.2.5 в отношении показателя "Толщина, мм (диапазон значений)" установлено требуемое значение "40 - 44".
В подпункте 10.2.1 пункта 7 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе для товара "Доски необрезные хвойных пород" с требуемым значением показателя "Наличие" установлены, в том числе следующие требования:
- подпункт 10.2.3 в отношении показателя "Длина, м (диапазон значений)" установлено требуемое значение "4 - 6,5";
- подпункт 10.2.4 в отношении показателя "Толщина, мм (диапазон значений)" установлено требуемое значение "32 - 40".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона, документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе инструкцию по ее заполнению.
В инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, содержащейся в части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе, установлено, что в случае, если заказчиком установлено требуемое значение показателя в форме диапазона значений (1-3); (от 1 до 3), участником также указывается диапазон.
Присутствующий на заседании Комиссии представитель Единой комиссии, Заказчика, пояснил, что, исходя из требований данной инструкции, значение показателя, установленное Заказчиком в форме диапазона значений, не подлежит изменению участниками закупки при заполнении заявки.
Вместе с тем, согласно положениям ГОСТ 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры", которым в частности устанавливаются требования к размерам пиломатериалов, предусмотрены номинальные размеры толщины и ширины обрезных пиломатериалов с параллельными кромками и толщины и ширины пиломатериалов с непараллельными кромками. При этом, такие размеры не выражены в диапазонном значении.
Из устных пояснений представителя Заказчика следует, что указанные спорные показатели товаров, используемых при выполнении работ, установлены Заказчиком в виде диапазонного значения ввиду того, что Заказчику в рамках данной закупки необходимо поставить, например, товар - "Доски обрезные хвойных пород" различной длины, ширины и толщины в рамках диапазонных значений, установленных в подпункте 9.2 пункта 7 части II "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" документации об электронном аукционе. В ходе исполнения контракта соответствующий подрядчик, исходя из потребностей Заказчика, должен будет применять товар с теми необходимыми Заказчику характеристиками, которые будут входить в соответствующий диапазон, указанный в документации об электронном аукционе показателей товара.
Вместе с этим, в документации об электронном аукционе отсутствует конкретизация, в какой пропорции Заказчику необходим товар с той или иной характеристикой длины, ширины и толщины, входящей в диапазонное значение установленных в документации об электронном аукционе показателей; равно как отсутствуют сведения, о том, будет ли отвечать потребности Заказчика предложенный подрядчиком товар, соответствующий только верхней или только нижней границе диапазона указанных показателей.
По мнению Комиссии, указанное положение документации об электронном аукционе очевидно необъективно, вводит участника закупки в заблуждение относительно потребностей Заказчика и создает риск злоупотреблений при непосредственном исполнении подрядчиком контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что потребность в конкретных требованиях, предъявляемых к указанным выше характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, являющихся предметом закупки по вышеуказанным подпунктам пункта 7 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе, Заказчиком не обоснована и не подтверждена документально.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия пришла к выводу о том, что в документации об электронном аукционе содержится необъективное описание объекта закупки, что свидетельствует о нарушении Заказчиком пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона.
Из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе Номер закупки 0166300017717000051 от 18.08.2017 установлено, в том числе следующее:
- по окончании срока подачи заявок подано 4 (четыре) заявки от участников закупки;
- Единая комиссия единогласно приняла решение отказать в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки с порядковым номером заявки 5 (ООО "Стройсервис") на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона: несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона, требованиям документации о таком аукционе, а также пункту 23 части I "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации (не соответствуют конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным пунктом 7 части II "Техническое задание" документации, а именно: п. 8.2.3 "длина, м." бруска: требуемый диапазон значений "4-6,5", предложено участником - 6; п. 8.2.4 "ширина, мм." бруска: требуемый диапазон значений - "75-150", предложено участником - 75; п. 8.2.5 "толщина, мм." бруска: требуемый диапазон значений "100-125", предложено участником - 100; п. 9.2.3 "длина, м" доски: требуемый диапазон значений "4-6,5", предложено участником - 6; п. 9.2.4 "ширина, мм." доски: требуемый диапазон значений - "75-150", предложено участником - 75; п. 9.2.5 "толщина, мм." доски: требуемый диапазон значений "40-44", предложено участником - 40; п. 10.2.3 "длина, м." доски: требуемый диапазон значений "4-6,5", предложено участником - 6; п. 10.2.4 "толщина, мм." доски: требуемый диапазон значений "32-40", предложено участником - 40.
В тоже время, в соответствии с частью 1 статьи 67 Закона аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Вместе с этим, в связи с несоблюдением Заказчиком определенных Законом требований к содержанию документации об электронном аукционе, Комиссия Тульского УФАС России не находит возможным дать правовую оценку действиям Единой комиссии при рассмотрении первых частей заявок участников Электронного аукциона.
Необходимо отметить, что выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, поскольку не позволяют участникам электронного аукциона понять потребность Заказчика и его требования к товару, вследствие чего у участников закупки отсутствует объективная возможность подать первую часть заявки на участие в электронном аукционе, отвечающую одновременно потребностям Заказчика и требованиям документации об электронном аукционе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройсервис" от 29.08.2017 исх. N 33 (вх. N 4067 от 29.08.2017) на действия единой комиссии по осуществлению закупок администрацией муниципального образования Плавский район при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту кровли МБОУ МО Плавский район "ПСОШ N1" г. Плавск (закупка N 0166300017717000051) необоснованной.
2. В результате проведенной на основании части 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (закупка N 0166300017717000051) признать администрацию муниципального образования Плавский район нарушившей пункт 1 части 1 статьи 33, часть 2 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона.
3. На основании части 22 статьи 99 Закона выдать единой комиссии по осуществлению закупок администрацией муниципального образования Плавский район обязательное для исполнения предписание об отмене протоколов, составленных в ходе осуществления закупки N 0166300017717000051.
4. На основании части 22 статьи 99 Закона выдать администрации муниципального образования Плавский район, государственному казенному учреждению Тульской области "Центр организации закупок" обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Закона путем внесения изменений в извещение и документацию о закупке N 0166300017717000051 и приведения положений документации об электронном аукционе в соответствие с положениями Закона с учетом настоящего решения. При этом необходимо продлить срок подачи заявок на участие в данном электронном аукционе в соответствии с требованиями части 6 статьи 63 и части 6 статьи 65 Закона.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
|
|
|
|
|
|
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 04-07/230-2017
04.09.2017 г. Тула
Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
|
|
на основании решения от 04.09.2017 по жалобе общества с ограниченной ответственностью "Стройсервис" от 29.08.2017 исх. N 33 (вх. N 4067 от 29.08.2017) на действия единой комиссии по осуществлению закупок администрацией муниципального образования Плавский район при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту кровли МБОУ МО Плавский район "ПСОШ N 1" г. Плавск (закупка N 0166300017717000051), и в соответствии с требованиями части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Администрации муниципального образования Плавский район, государственному казенному учреждению Тульской области "Центр организации закупок" устранить нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона путем внесения изменений в извещение и документацию о закупке N 0166300017717000051 и приведения положений документации об электронном аукционе в соответствие с положениями Закона с учетом решения по делу N 04-07/230-2017 от 04.09.2017. При этом необходимо продлить срок подачи заявок на участие в данном электронном аукционе в соответствии с требованиями части 6 статьи 63 и части 6 статьи 65 Закона.
2. Единой комиссии по осуществлению закупок администрацией муниципального образования Плавский район отменить протоколы, составленные в ходе проведения закупки N 0166300017717000051.
3. Срок исполнения предписания - не позднее 18.09.2017.
4.Администрации муниципального образования Плавский район, государственному казенному учреждению Тульской области "Центр организации закупок", единой комиссии по осуществлению закупок администрацией муниципального образования Плавский район уведомить Тульское УФАС России об исполнении пунктов 1 и 2 предписания не позднее 18.09.2017 (с приложением копий документов, подтверждающих исполнение пунктов 1 и 2 предписания).
В соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 4 сентября 2017 г. N 04-07/230-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.09.2017