Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
заместитель Председателя Комиссии -- заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
члены Комиссии:
- специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
- специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
в присутствии представителей:
заказчика - федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Марий Эл" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - ФКУ "ГБМСЭ по РМЭ" Минтруда РФ):
(доверенность N б/н от 06.09.2017),
заявителя - индивидуального предпринимателя Матвеева (далее - ИП Матвеев):
(доверенность N 12 АА 0510548 от 07.10.2016),
рассмотрев жалобу ИП Матвеева на действия единой комиссии ФКУ "ГБМСЭ по РМЭ" Минтруда РФ при рассмотрении первых частей заявок на участие в электронном аукционе на поставку архивных коробов (извещение на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 0308100002817000022 от 15.08.2017),
установила:
ФКУ "ГБМСЭ по РМЭ" Минтруда РФ проводится электронный аукцион на поставку архивных коробов (номер извещения на официальном сайте 0308100002817000022 от 15.08.2017).
В Марийское УФАС России поступила жалоба ИП Матвеева на действия единой комиссии заказчика при рассмотрении первых частей заявок на участие в названном электронном аукционе.
Заявитель полагает, что при рассмотрении первых частей заявок единой комиссией заказчика неправомерно отказано в допуске к участию в электронном аукционе ИП Матвееву, поскольку первая часть заявки подателя жалобы на участие в названном электронном аукционе полностью соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчик с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной, представил письменные пояснения (исх. N 03-74/489 от 06.09.2017).
При рассмотрении жалобы в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Марийским УФАС России проведена внеплановая проверка процедуры закупки. В результате внеплановой проверки, оценки представленных доказательств установлено следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона, аукционная документация на поставку архивных коробов размещены на официальном сайте 15.08.2017 (код закупки 0308100002817000022).
Электронная площадка для проведения аукциона - http://www.sberbank-ast.ru.
Начальная максимальная цена контракта - 56 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 24.08.2017 15:00.
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе: 25.08.2017.
Дата проведения электронного аукциона на электронной площадке: 28.08.2017.
Оценив доводы, изложенные в жалобе, а также изучив материалы дела, Комиссия Марийского УФАС России приходит к следующим выводам.
1.В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0308100002817000022-1 от 25.08.2017до окончания срока подачи заявок на участие в указанном аукционе подано 5 заявок. К участию в электронном аукционе были допущены заявки под номерами 3, 4.Участникам закупки под номерами 1, 2, 5 отказано в допуске к участию в электронном аукционе в связи с не предоставлением в составе первой части заявки на участие в проводимой процедуре закупки информации о конкретных показателях товара (заявка 5), в том числе в части указания угла разворота крышки архивного короба (заявки 1, 2).
В силу части 1 статьи 67 Закона о контраткной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 указанного закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пункте 13 информационной карты (раздел 2 аукционной документации) содержатся требования к составу первых частей заявок на участие в электронном аукционе, аналогичные подпункту "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В разделе 3 аукционной документации (техническое задание) заказчиком определены технические характеристики требуемых к поставке коробов архивных, в том числе угол разворота крышки архивного короба - не менее 180°.
В пункте 3 информационной карты (раздел 2 аукционной документации) содержится инструкция по заполнению заявки.
Однако заказчиком в указанной инструкциине установлено рекомендаций по заполнению характеристик товара, при описании которых используются слова "не более", "не менее".
В заявках участников закупки под номерами 1 и 2 указан угол разворота крышки архивного короба - больше 180°. В заявке участника закупки под номером 5 также указан угол разворота крышки - более 180°.
Вместе с тем, определить конкретное значение угла разворота крышки архивного короба возможно только имея указанный товар в наличии.
Следовательно, установление подобного требования к требуемому к поставке товару является неправомерным, противоречит положениям пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контраткной системе.
Таким образом, в рассматриваемом случае единая комиссия заказчика неправомерно приняла решение об отказе в допуске к участию в проводимом электронном аукционе участников закупки под номерами 1, 2 и 5.
Жалоба ИП Матвеева обоснована.
Вместе с тем, Комиссия Марийского УФАС России не усматривает нарушений в действиях единой комиссии заказчика, поскольку подобные действия обусловлены наличием нарушений в аукционной документации.
2. В техническом заданиизаказчиком также установлены требования к картону для архивного короба, в том числе картон должен быть изготовлен по ТУ 5447-010-00278882-2004, а также обладать следующими характеристиками:
- предел прочности при расслаивании - не менее 110 кПа;
- влажность - не более 8%.
Кроме того, заказчиком установлены требования к жесткости архивного короба при статическом изгибе в поперечном направлении - не менее 9,0 Н*см.
В заявке участника закупки под номером 5 установленные заказчиком характеристики указаны следующим образом:
- предел прочности при расслаивании - более 110 кПа;
- влажность - менее 8%.
- жесткость архивного короба при статическом изгибе в поперечном направлении - более 9,0 Н*см;
- угол разворота крышки архивного короба - более 180°.
Из пояснений представителя заказчика следует, что участникам закупки в первой части заявки на участие в проводимом электронном аукционе необходимо было указать конкретные значения названных показателей, без указания слов "более", "менее".
Вместе с тем, в соответствии с требованиями ТУ 5447-010-00278882-2004 картон обладает следующими характеристиками:
Наименования показателя |
Норма |
Норма |
Норма |
Норма |
Норма |
Норма |
Толщина,мм |
1,25+/-0.1 |
1,50+/-0.12 |
1,75+/-0.12 |
2,0+/-0.12 |
2,5+/-0.12 |
3,0+/-0.12 |
Предел прочности при расслаивании кПа, не менее |
110 |
110 |
110 |
110 |
110 |
110 |
Влажность,% |
8+/-2 |
8+/-2 |
8+/-2 |
8+/-2 |
8+/-2 |
8+/-2 |
Таким образом, из требований технических условий следует, что невозможно установить конкретное, точное значение перечисленных параметров.
Кроме того, ряд показателей, такие как жесткость архивного короба при статическом изгибе в поперечном направлении, возможно определить только путем испытания определенной партии товара, либо имея готовый товар в наличии.
Поскольку законодательство о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки на участие в проводимой процедуре закупки, установление подобных требований является неправомерным. излишним. Аналогичные выводы содержатся в письме Федеральной антимонопольной службы от 01.07.2016 N ИА/44536/2016 "Об установлении заказчиком требований к составу инструкции по заполнению заявки на участие в закупке".
Следовательно, подобное описание требуемого заказчику товара является не объективным, в действиях заказчика имеется нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, поскольку описание требуемых заказчику архивных коробов сформировано заказчиком с нарушением требований законодательства о контрактной системе, Комиссия Марийского УФАС России, учитывая положения части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе, не усматривает нарушений в действиях единой комиссии заказчика.
3. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В разделе 3 аукционной документации (техническое задание) заказчиком установлены требования к коробам архивным. Вместе с тем, при описании указанных характеристик используются слова "не более", "не менее".
В пункте 3 информационной карты (раздел 2 аукционной документации) содержится инструкция по заполнению заявки.
Однако заказчиком в указанной инструкции не установлено рекомендаций по заполнению показателей по указанным позициям, что может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь в рассматриваемом случае привело к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Действия заказчика, не установившего в документации об электронном аукционе надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. По смыслу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контраткной системе аукционная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контраткной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В разделе 3 аукционной документации (техническое задание) заказчиком установлены требования к картону для архивного короба, в том числе указано, что картон должен быть изготовлен по ТУ 5447-010-00278882-2004.
В соответствии с пунктами 4.1, 4.3 ГОСТ 2.114-2016 "Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 30.08.2016 N 978-ст) технические условия (далее - ТУ) являются конструкторским документом, содержащим требования (совокупность всех показателей, норм, правил и положений) к изделию, его изготовлению, контролю, приемке и поставке, которые нецелесообразно указывать в других конструкторских документах.
ТУ разрабатываются по решению разработчика, заказчика, если это не отражено в техническом задании на выполнение опытно-конструкторской работы.
ТУ разрабатываются в составе комплекта КД и являются неотъемлемой частью комплекта конструкторских документов на изделие.
ТУ разрабатываются на одно конкретное изделие либо на несколько однотипных изделий (групповое ТУ).
В рассматриваемом случае документация об электронном аукционе содержит требование к товару со ссылкой на конкретные ТУ, что фактически указывает на товар определенного производителя и не соответствует положениям пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. В силу части 1 статьи 64 Закона о контраткной системе документация об электронном аукционе должна содержать в том числе информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контраткной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться в том числе информация о сроках поставки товара.
В извещениио проведении электронного аукциона на поставку архивных коробов в строке "срок поставки товара" заказчиком указано "другая переодичность".
В пункте 2 информационной карты (раздел 2 аукционной документации) также указан срок поставки товара: по мере необходимости.
В соответствии с пунктом 2.1 проекта государственного контракта (раздел 4 аукционной документации) поставка товара осуществляется по мере необходимости по заявке заказчика.
Вместе с тем, ни в извещении о проведении электронного аукциона, ни в аукционной документации не указано, в какие сроки соответствующие заявки заказчика направляются в адрес поставщика, а также в течение какого периода времени после заявки должен быть поставлен товар.
В силу статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Из содержания данной нормы следует, что стороны могут определить срок действия контракта путем указания лишь на то событие, наступление которого не зависит от воли и действий сторон (пункт 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66).
Если событие не обладает качеством неизбежности наступления, оно не может определять начало (окончание) течения срока, в том числе и срока поставки товара.
Событие, указанное в контракте (поставка осуществляется по мере необходимости по заявке заказчика), не обладает качеством неизбежности наступления, поскольку зависит напрямую от воли заказчика.
Таким образом, в аукционной документации не указаны конкретные сроки поставки товара, что является нарушением части 1 статьи 64 Закона о контраткной системе.
На момент проведения заседания Комиссии контракт не заключен, процедура закупки приостановлена в части заключения контракта.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1.Признать жалобуиндивидуального предпринимателя Матвеева обоснованной.
2. Признать в действиях Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Марий Эл" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации нарушение части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Марий Эл" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерацииобязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы дела N 02-06/161-17 уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 7 сентября 2017 г. N 02-06/161-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.09.2017