Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнега
Членов Комиссии:
Старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
при участии представителя ГУП "Московский метрополитен": С.А. Большого,
в отсутствие представителей ООО "Регионснаб", уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России N44710/17 от 01.09.2017,
рассмотрев жалобу ООО "Регионснаб" (далее - Заявитель) на действия ГУП "Московский метрополитен" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку масел и смазок (Закупка N 0573200007517000362) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение норм Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России N44710/17 от 01.09.2017, документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По мнению Заявителя жалобы, в аукционной документации установлены избыточные требования к характеристикам товаров, которые которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Такие значения имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке, определяются методом испытаний в соответствии требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Так, Заявитель жалобы указывает следующее:
- Кинематическая вязкость, определяется методом испытаний, в частности по ГОСТ 33-2000 (ИСО 3104-94)
- Динамическая вязкость, определяется методом испытаний, в частности по ГОСТ 1929-87 и по ГОСТ 33111-2014
- Индекс вязкости, определяется методом испытаний, в частности по ГОСТ 25371-97 (ИСО 2909-81)
- Щелочное число, определяется методом испытаний, в частности по ГОСТ ISO 3771-2013
- Зольность сульфатная, определяется методом испытаний, в частности по ГОСТ 12417-94 (ИСО 3987-80)
- Температура вспышки, определяется методом испытаний, в частности по ГОСТ 4333-87
- Температура застывания, определяется методом испытаний, в частности по ГОСТ 20287-91
- Плотность, определяется методом испытаний, в частности по ГОСТ 3900-85
- Испаряемость, определяется методом испытаний, в частности по ГОСТ 32330-2013.
Заявитель в своей жалобе также приводит все требования, установленные в аукционной документации к поставляемым товарам, а именно:
N |
Наименование (вид, тип) товара* |
Техническое описание |
1 |
Масло OMALA HD 460 или эквивалент |
Плотность при 15°С: 856 - 880 кг/м Температура вспышки в открытом тигле: 244 - 265 °С Температура застывания: минус 35 - минус 43 °С Индекс вязкости: 154 - 171 Класс вязкости: 460 Кинематическая вязкость, при 40°С: 457 - 464 мм2/с Кинематическая вязкость, при 100°С: 45,4 - 50,1 мм2/с Защита от коррозии металлических поверхностей наличие. Тара не более 20 л |
2 |
Масло SHELL RIMULA R6 M 10W40 или эквивалент |
Класс вязкости: 10W40 Индекс вязкости: 152 - 161 Динамическая вязкость при -25°С: 4649 - 6601 мПа с Кинематическая вязкость при 100°C: 13,1 - 13,7 мм2/с Кинематическая вязкость при 40°C: 83,1 - 90,1 мм2/с Щелочное число: 13 - 15,91 мг КОН/г Сульфатная зольность: 1,4 - 1,9 % Плотность при 15°C: 847 - 868 кг/м Температура вспышки °C: 239 - 257 °C Температура застывания: минус 35 - минус 43 °C Тип двигателя: дизельный. Тара 20 л |
3 |
Масло ЛУКОЙЛ 5W40 или эквивалент |
Плотность при 15 °С 847 - 854 кг/м Класс вязкости: 5W40 Вязкость кинематическая при 100°С 13,5 - 13,91 мм2/с Индекс вязкости 172 - 177 Динамическая вязкость при -30°C 4941 - 5941 мПа с Динамическая вязкость при -35°C 27100 - 29301 мПа с Щелочное число: 8,4 - 10,1 мг КОН/г Сульфатная зольность 0,95 - 1,11 % Испаряемость по методу Ноака: 9,5-10,1 % Температура вспышки в открытом тигле: 229-236 °С Температура застывания: минус 39 - минус 42°С Тип двигателя: бензиновый, дизельный Тара не более 5 л |
4 |
Масло ЛУКОЙЛ СТАНДАРТ 10W40 или эквивалент |
Плотность при 15 °С: 861 - 879 кг/м Класс вязкости: 10W40 Вязкость кинематическая при 100 °С: 13,2 - 13,9 мм2/с Индекс вязкости 158 - 163 Динамическая вязкость при -25 °С 4729 - 5562 мПа с Динамическая вязкость при -30 °С 34439 - 40201 мПа с Щелочное число: 6,6 - 8,1 мг КОН/г Сульфатная зольность: 1 - 1,1 % Испаряемость по методу Ноака: 11,3 - 12,7 % Температура вспышки в открытом тигле: 223 - 231 °С Температура застывания: минус 31 - минус 34 °С Тип двигателя: бензиновый, дизельный Тара не более 5 л |
5 |
Масло М6З/14Г или эквивалент |
Индекс вязкости: не менее 120 Плотность при 20 °С: не более 920 кг/м Сульфатная зольность: не более 1,0 % Щелочное число: не менее 6,0 мг КОН/г Кинематическая вязкость при 100°C: 12,4 - 16,4 мм2/с Температура вспышки в открытом тигле: не ниже 200 °C Температура застывания: не выше минус 25 °C Температурный интервал использования: от минус 25 до плюс 40 °C Тип двигателя: бензиновый, дизельный Вид двигателя: четырехтактный Тара не более 10 л |
6 |
Масло трансформаторное ГК |
Вязкость кинематическая при 50°С: 9 мм2/с Вязкость кинематическая при - 30°С 1200 мм2/с Кислотное число: не более 0,01 мг КОН/г Температура вспышки в закрытом тигле: не ниже плюс 135 °C Температура застывания: не выше минус 45 °C Отсутствие механических примесей соответствие Осадок после окисления: не более 0,015 % Летучие низкомолекулярные кислоты не более 0,04 мг КОН/г Кислотное число не более 0,1 мг КОН/г Цвет не более 1 ед. ЦНТ Стабильность по методу МЭК, индукционный период: не менее 150 ч Плотность при 20°С не более 895 кг/м Тангенс угла диэлектрических потерь при 90°С не более 0,5 % Коррозия на медной пластинке - выдерживает соответствие Условия окисления при определении стабильности по методу ГОСТ 981-75: температура 155 °С Условия окисления при определении стабильности по методу ГОСТ 981-75: длительность 14 ч Условия окисления при определении стабильности по методу ГОСТ 981-75: расход кислорода 50 мл/мин Тара металлическая не менее 175 кг |
7 |
Смазка ШРУС-МС или эквивалент |
Класс пенетрации NLGI-3 Вязкость базового масла при 40°C 59 - 81 сСт Температура каплепадения: не ниже плюс195 °С Выдерживает коррозионное воздействие на металлы соответствие Металлоплакирующая соответствие Коллоидная стабильность не более 12 % Рабочий диапазон температур: от минус 40 до плюс 140 °С. Тара не более 10 кг |
8 |
Состав графитосодержащий для рельсов РС-6В или эквивалент |
Показатель износа, (Ди): не более 2,60 мм Время высыхания покрытия: 5 минут Рабочий диапазон температур: от минус 40 до плюс 50 °С |
Также, Заявитель в жалобе указывает на то, что требования к характеристикам товаров, которые являются, в том числе показателями результатов технологических испытаний товаров, а также характеристиками компонентного состава товаров являются неправомерными, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к поставке для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе.
Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний приводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Таким образом, требования Заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В соотвтетствии с ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что установленные требования к товарам определяют важные качественные и функциональные характеристики требуемых к поставке товаров. При этом, сведения о значениях установленных параметров размещены в открытом доступе (на интернет-сайтах производителей и поставщиков товаров), а также присутствуют в паспортах изделий, которые также размещены в открытом доступе, что указывает на отсутствие необходимости наличия у участников закупки таких товаров и проведения над ними определенных испытаний.
Кроме того, информация, в частности, о таких показателях как: класс и индекс вязкости, кинематическая вязкость, температура застывания, объем тары, а также тип двигателя указываются и на упаковке самого товара, что также указывает на то, что предоставление таких сведений в составе заявки не требует от участника закупки никаких дополнительных финансовых затрат и проведения испытаний.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
При этом, в составе жалобы также отсутствует указание на то, какие именно требования к показателям товаров являются избыточными, так как в жалобе перечислены все установленные к товарам характеристики, что, в свою очередь свидетельствует о том, что по мнению Заявителя жалобы, все характеристики являются избыточными и определяются по результатам испытаний.
Вместе с тем, Заявителем в жалобе также отражены характеристики класса вязкости, типа двигателя и тары, без указания на то, в соответствии с какими ГОСТ на испытания определяются такие характеристики.
Кроме того, исходя из доводов жалобы, Заказчик не имеет права установить никакие характеристики к поставляемым товарам, когда такая обязанность установлена ст.33 Закона о контрактной системе.
Также, в материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих, что требования к показателям, указанным в жалобе к вышеуказанным товарам являются избыточными и определяются в процессе испытания товара и не определяются производителями товаров в отрытом доступе; а также что такие показатели не являются качественными и функциональными характеристиками показателей товара, которые Заказчик устанавливает в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе.
Также, в составе жалобы отсутствуют документы и сведения, свидетельствующие о том, что вышеуказанные требования могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки, а также препятствует корректному формированию Заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Регионснаб" на действия ГУП "Московский метрополитен" необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) письмом Московского УФАС России N44710/17 от 01.09.2017.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии Е.А. Дейнега
Члены Комиссии: Д.А. Орехов
Е.И. Ушкова
Исп. Дейнега Е.А. 8-495-784-75-05, доб. 192
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 сентября 2017 г. N 2-57-10761/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.09.2017