Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнега
Членов Комиссии:
Старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
при участии представителей Московского государственного объединенного музея-заповедника: Т.А. Прозоровой, А.Н. Артюшенко,
в отсутствие представителей ООО "Фортис", уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России N44600/17 от 01.09.2017,
рассмотрев жалобу ООО "Фортис" (далее - Заявитель) на действия Московского государственного объединенного музея-заповедника (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по новогоднему оформлению территорий МГОМЗ (Закупка N 0373200031217000093) (далее - Конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного открытого конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России N44600/17 от 01.09.2017 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель в своей жалобе указывает на то, что предметом закупки является оказание услуг по новогоднему оформлению территорий, подразумевающее под собой предоставление Заказчику в аренду объемно-пространственных конструкций, светодинамических элементов, искусственных елей, различных декоративных композиций. При этом, в рамках исполнения контракта по данной закупке, Исполнителю необходимо обеспечить доставку указанного оборудования, произвести его монтаж на территории Заказчика и после осуществить демонтаж такого оборудования.
Заказчиком выбран код ОКПД 2 - 94.99.16.000 "Услуги, оказываемые объединениями по проведению культурных и развлекательных мероприятий", а также способ определения поставщика - открытый конкурс, что, по мнению Заявителя жалобы, неправомерно, так как закупка данных услуг должна осуществляться в виде электронного аукциона в соответствии с требованиями ст.59 Закона о контрактной системе, так как в составе работ по данному конкурсу предусмотрены работы и поставка товаров (аренда), закупка которых должна проводиться виде электронного аукциона.
На основании ч.1 ст.24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с ч.2 ст.24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Буквальное толкование приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Заказчик должен проявлять добросовестность и осмотрительность ввиду возможного необоснованного ограничения круга участников закупки.
Согласно ч.1 ст.27 Закона о контактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контактной системе.
На основании ч.2 ст.48 Закона о контрактной системе Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст.56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.2 ст.59 Закона о контрактной системе Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе.
Перечень товаров, работ, услуг, в отношении которых Заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р (далее - Аукционный перечень).
Таким образом, при избрании способа определения поставщика определяющим фактором является предмет государственного контракта, который, в свою очередь, соотносится с позициями Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), принятого и введенного в действие Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.
В настоящем случае Заказчиком избран способ проведения закупочной процедуры в форме открытого конкурса, при этом выбран код по ОКПД2 94.99.16.000 "Услуги, оказываемые объединениями по проведению культурных и развлекательных мероприятий".
Выбор конкретного кода по ОКПД2 основан на оценке подлежащих описанию требуемых услуг, а процесс описания услуг связан с полнотой и достоверностью сведений об услугах (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение для классификации услуг имеет их разграничение (критерии разграничения) по позициям ОКПД2 в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
Объектом указанной закупки является оказание услуг по новогоднему оформлению территорий МГОМЗ.
Согласно п.2.2 и п.2.3 Технического задания, праздничное оформление проводится в соответствии с Концепцией праздничного и тематического оформления города Москвы, разработанной Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы и размещенной на официальном сайте Департамента в сети Интернет.
Праздничное оформление включает в себя:
- монтаж элементов оформления;
- демонтаж элементов оформления;
- аренду элементов оформления;
- транспортировку элементов оформления;
При этом, исходя из положений упомянутого Распоряжения, группировка 94.99.16. ОКПД 2 включает в себя:
- услуги, предоставляемые клубами по проведению культурных или развлекательных мероприятий, такими как поэтические, литературные кружки, клубы любителей книги, любителей истории, садоводства, клубы кино- и фотолюбителей, клубы любителей музыки и живописи, любителей ремесел, коллекционеров, карнавальные клубы и т.д.
Исходя из требований Технического задания, не представляется возможным выделить хотя бы одну из требуемых услуг, по смыслу относящихся к работам и услугам, указанным в выбранном заказчиком коде по ОКПД2.
Поименованные в Техническом задании работы и услуги относятся, в том числе, к кодам по ОКПД2 32.99.51.111 "Елки искусственные", 32.99.51.111 "Игрушки и украшения елочные", 32.99.51.119 "Изделия для новогодних и рождественских праздников прочие", 27.40.32 "Наборы осветительные для рождественских (новогодних) елок", 43.21.10.290 "Работы электромонтажные прочие, не включенные в другие группировки".
При этом, Комиссия Управления отмечает, что услуги, имеющие комплексный (многокомпонентный) характер, классификация которых не может быть осуществлена в строгом соответствии с одним кодом ОКПД2, должны классифицироваться по той их составной части, которая характеризует наиболее полным образом большую либо наиболее специфическую часть их компонентов.
Также установлено, что в перечень товаров, работ, услуг, в отношении которых Заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" включены вышеуказанные коды ОКПД 2 (то есть коды, включенные в группы 27, 32.9, 43).
Кроме того, Заказчик, определяя неверный код по ОКПД2 и устанавливая способ определения поставщика, ограничивает круг потенциальных участников закупки, поскольку участники, специализирующиеся на предоставлении услуг, входящих в предмет государственного контракта, лишены возможности владеть информацией о проведении процедуры закупки (так как любой потенциальный участник закупки находит информацию о процедуре, запрашивая код ОКПД2 либо состав работ, входящих в такие услуги).
При этом, неверное избрание способа осуществления закупки (конкурс вместо аукциона) влечет возможность дополнительного влияния Заказчика (в случае его недобросовестности) на конкурентность процедуры.
Необходимо также отметить, что установление в документации подробного описания объекта закупки и установления требований к качеству работ и поставляемым товарам, дает Заказчику гарантию на получение именно тех работ и именно на тех условиях, которые им предъявляются, ввиду чего установление дополнительных оценочных параметров не является необходимым.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что указанный код ОКПД2 присвоен данной закупке автоматически в системе ЕАИСТ 2.0 и, что Заказчик не имеет технической возможности разместить указанную закупку иным образом.
Вместе с тем, указанные доводы отклоняются Комиссией Управления, в связи с тем, что присвоение кода ОКПД 2 определяется описанием объекта закупки, что зависит непосредственно от действий Заказчика, кроме того, в контексте ст. 24, ст.48 и ст.59 Закона о контрактной системе закупок, приведенные доводы не имеют правового значения, поскольку учреждение является профессиональным участником закупочных процедур и осведомлено о необходимости соблюдения требований приведенных норм права, а возникновение каких-либо проблемных ситуаций при формировании закупочной документации в системе ЕАИСТ 2.0 является исключительно самостоятельным риском последнего и не может обуславливать возможность нарушения приведенных требований законодательства Российской Федерации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что предмет указанной закупки не отвечает выбранному коду ОКПД2 94.99.16.000, а также что указанная закупка должна осуществляться путем проведения электронного аукциона. Осуществление закупки в данном случае путем проведения открытого конкурса неправомерно.
Согласно ч.5 ст.24 Закона о контрактной системе Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение положений ч.5 ст.24, ч.2 ст.48, ч.2 ст.59 Закона о контрактной системе неверно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Фортис" на действия Московского государственного объединенного музея-заповедника обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.5 ст.24, ч.2 ст.48, ч.2 ст.59, Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии Е.А. Дейнега
Члены Комиссии: Д.А. Орехов
Е.И. Ушкова
исп. Е.А. Дейнега, тел. 8-495-784-75-05, доб.192
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 сентября 2017 г. N 2-57-10734/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.09.2017