Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Старшего государственного инспектора отдела проверок государственных закупок Д.А. Орехова,
при участии представителей:
ГБУЗ "ЦПРИН ДЗМ": Зубкова М.И., Пузыревой Е.В.,
ООО "Строительная компания Атюс": Большакова А.Н.,
рассмотрев жалобу ООО "Строительная компания Атюс" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ЦПРИН ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию (ТО ) комплекса автоматических установок противопожарной защиты и охранной сигнализации зданий ГБУЗ "ЦПРиН ДЗМ" в 4 квартале 2017 года (Закупка N 0373200002817000041) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 01.09.2017 N44692/17 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к поставляемым товарам.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование к Исполнителю о предоставлении годового плана-графика технического обслуживания установок пожарной автоматики объекта и акты технического освидетельствования установок пожарной автоматики объекта до начала оказания услуг, а именно в п.2.20 Технического задания указано следующее: "Исполнитель обязан документально фиксировать все виды оказанных услуг с указанием их сроков и объемов, фамилий, имен, отчеств ответственных лиц, а также наименование и количество использованных при оказании услуг запчастей и материалов в соответствии с Приложением "Перечень запчастей и материалов, используемых для технического обслуживания и ремонта установок пожарной автоматики" к настоящему Техническому заданию. До начала оказания услуг, для каждого объекта Заказчика Исполнитель предоставляет следующие документы:
- годовой план-график технического обслуживания установок пожарной автоматики объекта;
- акты технического освидетельствования установок пожарной автоматики объекта", что по мнению Заявителя является противоречивым, поскольку согласно п.4 информационной карты, Приложению 1 к техническому заданию и п.3.1 проекта государственного контракта, срок выполнения работ составляет 3-4 месяца, таким образом, исполнитель объективно не может предоставить годовой план график технического обслуживания и акты технического освидетельствования установок пожарной автоматики объекта, так как, работы не будут выполняться в течении всего года, а также акты составляются в процессе оказания услуг.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что годовой план-график технического обслуживания установок пожарной автоматики объекта и акты технического освидетельствования установок пожарной автоматики объекта предоставляются исполнителем до начала оказания услуг, при этом в п.3.1 технического задания указано следующее: "Исполнитель, согласно пунктам 7.1, 7.2, 7.3 и 7.4 настоящего Технического задания, в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента подписания Контракта, обязан провести обследование установок пожарной автоматики на предмет соответствия нормативным документам по пожарной безопасности. Исполнитель должен отразить выявленные нарушения в акте о техническом состоянии установок пожарной автоматики объекта Заказчика с указанием количества и работоспособности установленного оборудования в соответствии с Приложением "Перечень оборудования, подлежащего техническому обслуживанию и ремонту" к настоящему Техническому заданию", что позволяет участнику определить, что составление актов технического освидетельствования установок пожарной автоматики осуществляется в рамках оказания услуг по контракту, но до начала непосредственного оказания услуг, связанных с техническим обслуживанием таких установок. Годовой план-график технического обслуживания установок пожарной автоматики объекта составляется совместно с актами технического освидетельствования, при этом, работы которые включенные в данный график и проводятся раз в год включаются в данный график на основании сведений которые представляются Заказчиком.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, а также в материалах жалобы Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что вышеуказанные требования технического задания являются противоречивыми и неисполнимыми, а также невозможность выполнения работ по данному контракту на условиях аукционной документации и технического задания Заказчика. Кроме того, представитель Заявителя затруднился пояснить какая норма Закона о контрактной системе нарушена Заказчиком, при установлении требований в п.2.20 проекта государственного контракта.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя , в п.3.16 Технического задания указано следующее: "Исполнитель должен обеспечить круглосуточный прием заявок по телефонам, организуемой Исполнителем диспетчерской службы (далее - диспетчерская служба Исполнителя), учет их исполнения, консультацию по вопросам функционирования обслуживаемых установок пожарной автоматики, выезд дежурной смены специалистов для осуществления срочных мероприятий по устранению неисправностей", при этом, данное положение противоречит иным положениям документации, касающимся условий оказываемых услуг, устанавливает исчерпывающий перечень: п.2.4 Техническое обслуживание и ремонт включает в себя:
- проведение плановых профилактических работ, в соответствии с Приложением "Регламенты работ" или требованиями завода-изготовителя, при их наличии;
- устранение неисправностей и проведение текущего ремонта установок пожарной автоматики, согласно Приложению "Перечень оборудования, подлежащего техническому обслуживанию и ремонту";
- оказание помощи Заказчику в вопросах надлежащей эксплуатации;
- устранение замечаний, указанных в предписаниях надзорных органов, в части касающейся функционирования и обслуживания установок пожарной автоматики и объектовых систем оповещения (далее-ОСО)".
Таким образом, контроль состояния, оказывается с периодичностью, установленной в регламентах работ. Вместе с тем, регламенты работ не предусматривают круглосуточного контроля. Также согласно регламентам работ, Исполнитель ежедневно определяет неисправности в системах, что исключает необходимость содержания диспетчерской службы как таковой, также ее содержание не предусмотрено обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в техническом задании указано следующее: "Срочные работы по устранению неисправностей - выход из строя датчика, неисправность приемно-
контрольного прибора или шлейфа, иного оборудования установки пожарной автоматики противопожарной защиты объекта. Сроки устранения неисправностей: не более 3-х часов", а также в п.2.19 Технического задания указано следующее: "Исполнитель должен организовать контроль качества проводимых мероприятий, соответствие их предъявляемым требованиям и соблюдение технологии оказания услуг. Для оперативного устранения последствий авариной ситуации и в целях поддержания обслуживаемых установок пожарной автоматики объекта в рабочем состоянии проводятся срочные и плановые услуги по устранению их неисправностей", таким образом срочные работы входят в техническое обслуживание, что также позволяет поддерживать противопожарную защиту здания на должном уровне. Кроме того согласно п.5.8 Технического задания "Исполнитель обеспечивает на объектах Заказчика круглосуточный мониторинг работоспособности систем и своевременное реагирование в случае возникновения неисправностей и нештатных ситуаций. В случае возникновения аварийных или нештатных ситуаций Исполнитель должен обеспечить прибытие аварийной бригады в течение 3 (трех) часов с момента поступления заявки Исполнителю".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что обеспечение Исполнителем контракта круглосуточной диспетчерской службы входит в состав работ по техническому обслуживанию комплекса автоматических установок противопожарной защиты и охранной сигнализации, так как, позволяет Заказчику обратиться в обслуживающую организацию в любое время суток и сообщить о неполадках системы, с целью своевременного устранения таких недостатков.
Кроме того, представитель Заявителя затруднился пояснить каким образом указанное требование ограничивает количество участников закупки и препятствует подаче заявки на участие в аукционе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, а также в материалах жалобы Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что вышеуказанные требования технического задания являются неправомерными, а также невозможность выполнения работ по данному контракту на условиях аукционной документации и технического задания Заказчика. Кроме того, представитель Заявителя затруднился пояснить какая норма Закона о контрактной системе нарушена Заказчиком.
Также, Заявителем жалобы не представлены документы и сведения, указывающие на отсутствие у Заказчика необходимости в услугах круглосуточного диспетчерского центра и что такие услуги не предоставляются обслуживающими организациями при техническом обслуживании установок пожарной автоматики.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование к исполнителю, а именно в п.5.1 технического задания "Заказчик вправе потребовать предоставления личных медицинских книжек работников Исполнителя, с отметкой о ежегодном медицинском осмотре".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что данный объект является лечебным учреждением, при этом, оказание услуг по техническому обслуживанию комплекса автоматических установок противопожарной защиты и охранной сигнализации зданий будет проводиться на территории Заказчика и все работники должны обладать медицинскими книжками в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N302 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (далее - Приказ N302).
Согласно приложению N2 Приказа N302 установлен перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, в том числе работы по обслуживанию и ремонту действующих электроустановок с напряжением 42 В и выше переменного тока, 110 В и выше постоянного тока, а также монтажные, наладочные работы, испытания и измерения в этих электроустановках.
Таким образом данные работы входят в перечень работ, при исполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, а также в материалах жалобы Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что вышеуказанные требования технического задания являются неправомерными, а также невозможность выполнения работ по данному контракту на условиях аукционной документации и технического задания Заказчика. Кроме того, представитель Заявителя затруднился пояснить какая норма Закона о контрактной системе нарушена Заказчиком.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
4. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в аукционной документации установлен разный срок оказания услуг, что не позволяет однозначно определить срок оказания услуг.
На основании п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в частности, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Установлено, что в п.4 информационной карте в частности указано следующее: "Период оказания услуг с 1 до 92 рабочих дней с момента заключения контракта", в приложении N1 к техническому задания указано: "срок - с 1-го по 92-й день с момента заключения контракта", а также в п.3.1 проекта контракта указано: "срок оказания услуг по Контракту установлены в соответствии с техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта (Приложение 1 к настоящему контракту): с момента заключения контракта по "31" декабря 2017 г, что не позволяет участникам закупки определить конкретный срок оказания услуг.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы, и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33, п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе при установлении в аукционной документации различных сроков оказания услуг, что может вводить участников закупки в заблуждение, так как не предоставляется возможным однозначно определить срок оказания услуг по данному контракту.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строительная компания Атюс" на действия ГБУЗ "ЦПРИН ДЗМ" обоснованной в части установления противоречивого срока оказания услуг.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33, п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя комиссии Е.А. Дейнега
Члены комиссии: И.С. Максимов
Д.А. Орехова
Максимов И.С. Тел.: (495) 784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 сентября 2017 г. N 2-57-10656/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.09.2017