Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушкова,
при участии представителей:
НИЦ "Курчатовский институт": А.А. Хараузовой,
ООО "Экожилсервис": Е.В. Егоровой, Е.В. Лотышева,
рассмотрев жалобу ООО "Экожилсервис" (далее - Заявитель) на действия НИЦ "Курчатовский институт" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по проведению внеплановой и плановой специальной оценки условий труда (СОУТ), идентификации производственных факторов, проведение измерений вредных факторов и оформление протоколов измерений, а также оценки профессиональных рисков на рабочих местах (Закупка N 0373100001017000476) (далее - открытый конкурс, конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного открытого конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/45053/17 от 05.09.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы, Заказчиком в состав лота по указанному открытому конкурсу включена услуга по оценке профессиональных рисков на рабочих местах, которая не может быть оказана в целях осуществления закупок, предусмотренных ст. 13 Закона о контрактной системе.
В соответствии со ст. 13 Закона о контрактной системе Заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для:
1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами;
2) исполнения международных обязательств Российской Федерации, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация, за исключением исполняемых в соответствии с п. 1 ст. 13 Закона о контрактной системе государственных программ;
3) выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с п. 1 и 2 ст. 13 Закона о контрактной системе функций и полномочий.
В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (далее - Трудовой кодекс Российской Федерации) профессиональный риск - вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.
Таким образом, оценка уровней профессиональных рисков является одним из комплекса взаимосвязанных мероприятий, составляющих в совокупности управление профессиональными рисками.
Согласно п. 5.2 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 610, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Министерство принимает следующие нормативные правовые акты, в том числе, положения о Министерстве "Типовое положение о системе управления охраной труда", порядок оценки уровня профессионального риска, положение о системе управления профессиональными рисками.
В соответствии с п.1 раздела I Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.08.2016 N 438н "Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда", указанное типовое положение разработано в целях оказания содействия работодателям при создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда, разработки положения о системе управления охраной труда, содержит типовую структуру и основные положения о системе управления охраной труда. Кроме того, в п. 37 указанного типового положения установлено, что методы оценки уровня профессиональных рисков определяются работодателем с учетом своей деятельности и сложности выполняемых операций. Допускается использование разных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций. При этом, отсутствует какой-либо нормативный документ, регламентирующий процедуру проведения оценки уровня профессиональных рисков.
Исходя из вышеизложенного, Заявитель делает вывод о необоснованности проведения Заказчиком данной закупки, а также об отсутствии у Заказчика потребности в проведении такой закупки.
Согласно ч.1 ст. 18 Закона о контрактной системе обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным с учетом положений ст. 13 Закона о контрактной системе (в том числе решениям, поручениям, указаниям Президента Российской Федерации, решениям, поручениям Правительства Российской Федерации, законам субъектов Российской Федерации, решениям, поручениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальным правовым актам), а также законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.
В силу ч. 2 ст. 18 Закона о контрактной системе при формировании плана закупок обоснованию подлежат объект и (или) объекты закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, определенной с учетом положений ст. 13 Закона о контрактной системе, и установленных в соответствии со ст. 19 Закона о контрактной системе требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Согласно ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что проведение специальной оценки условий труда и оценка профессиональных рисков относится к организационно-техническим мероприятиям сферы охраны труда и направлены на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Проведение специальной оценки условий труда и проведение оценки профессиональных рисков (в качестве элемента системы управления охраной труда) входят в обязанности работодателя в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации. Все российские работодатели обязаны проводить обе процедуры. Отказ от проведения любой из них будет являться нарушением действующего законодательства.
При этом, главой 6 Закона о контрактной системе установлен порядок обжалования действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Согласно ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе Федеральная антимонопольная служба и её территориальные управления осуществляют контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного ч. 5, 8 и 10 ст. 99 Закона о контрактной системе, с учетом ч. 4 ст. 99 Закона о контрактной системе осуществляется.
В соответствии с ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль (за исключением контроля, предусмотренного ч. 10 ст. 99 Закона о контрактной системе) в отношении соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных ст. 18 Закона о контрактной системе, и обоснованности закупок осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии с ч. 9 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с Законом о контрактной системе, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;
2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок; для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно п. 1 Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1092, во исполнение положений ч. 3 ст. 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, контроль в финансово-бюджетной сфере осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора с учетом подведомственности территориальных органов Федеральной службы финансового-бюджетного надзора.
Таким образом, жалобы, содержащие доводы о неправомерном обосновании начальной (максимальной) цены контракта, а также обоснованности проведения закупки, рассматриваются органом государственного финансового контроля, являющегося органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, рассмотрение жалобы участника закупки на предмет обоснованности закупки не относится к компетенции Московского УФАС России.
2. Кроме того, Заявитель обжалует неправомерное включение в один лот услуг по проведению внеплановой и плановой специальной оценки условий труда (СОУТ), идентификации производственных факторов, проведение измерений вредных факторов и оформление протоколов измерений, и оценки профессиональных рисков на рабочих местах, что, по мнению Заявителя, выражено тем, что проведение специальной оценки условий труда регламентируется Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", тогда как процедура оценки уровня профессиональных рисков не регламентирована никакими документами.
В обоснование своих доводов Заявитель также указывает на то, что Заказчиком установлены требования к одновременному содержанию в договорах, подтверждающих квалификацию участников одновременного опыта по проведению внеплановой и плановой специальной оценки условий труда, а также оценке профессиональных рисков (по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"), поскольку до настоящего времени не проведено ни одной закупки одновременно по специальной оценки условий труда и оценке уровней профессиональных рисков и ни один участник не может обладать указанным опытом. Также, по мнению Заявителя, неправомерное укрупнение лота выражено в обосновании начальной (максимальной) цены контракта предложениями, основанными на проведении таких совместных закупок и в использовании максимальной процентной ставки (30%) обеспечения исполнения контракта.
На основании п.1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
При этом, Закон о контрактной системе не содержит требований в части формирования лотов, как и определения понятий функциональной и технологической взаимосвязи.
На заседании Комиссии Управления, в соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе, представитель Заказчика пояснил, что в составе одного лота объединены услуги функционально и технически связанные, поскольку и специальная оценка условий труда, и оценка рисков проводятся путем оценки условий труда работников. Целью специальной оценки условий труда является улучшение и оздоровление условий труда. Целью оценки рисков - исключение риска травмирования работника. Таким образом, цели проведения специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков совпадают - это сохранение жизни и здоровья работника. Кроме того, согласно п. 15 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" результаты проведения специальной оценки условий труда применяются для оценки уровней профессиональных рисков. Иными словами, оценка уровней профессиональных рисков невозможна без проведения специальной оценки условий труда.
Кроме того, согласно возражений Заказчика, специальная оценка условий труда и оценка профессиональных рисков состоит в совершении ряда аналогичных действий. Обе процедуры проводятся путем измерений, исследований и оценок факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах. Объект оценки и место оказания услуг общий для двух процессов.
При проведении оценки рисков происходит анализ, оценка и упорядочивание выявленных опасностей. При проведении специальной оценки условий труда производится исследование (испытание) и измерение вредных и (или) опасных производственных факторов для последующего отнесения условий труда к классам (подклассам). Технологии проведения специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков основаны на аналогичных подходах, способах и методах, к которым относятся инструментальные измерения, лабораторные исследования, оценка соответствия установленным нормативам.
Вместе с тем, представитель Заказчика заметил, что разделение услуг на проведение специальной оценки условий труда и проведение оценки профессиональных рисков повлечет для Заказчика необоснованные затраты, так как вследствие такого разделения все рабочие места НИЦ "Курчатовский институт" подвергнуться двойному обследованию - сначала в целях проведения специальной оценки условий труда, затем - в целях оценки профессиональных рисков. Такие действия нецелесообразны и экономически неэффективны.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы, а также на заседании Комиссии Управления также не представлены документы и сведения, указывающие на то, каким образом обоснование начальной (максимальной) цены контракта предложениями, основанными на проведении таких совместных закупок и использование максимальной процентной ставки (30%) обеспечения исполнения контракта указывает на неправомерное укрупнение лота, а также влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Кроме того, Комиссией Управления установлено, что на участие в указанном открытом конкурсе подано 5 заявок, что свидетельствует о возможности формирования заявки на участие в конкурсе и выполнения работ, оказания услуг, предусмотренных Техническим заданием конкурсной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Экожилсервис" на действия НИЦ "Курчатовский институт" необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) письмом Московского УФАС России NМГ/45053/17 от 05.09.2017.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Е.А. Дейнега
Члены Комиссии Д.С. Бруев
Е.И. Ушкова
Исп. Ушкова Е.И. (495) 784-75-05 (126)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 сентября 2017 г. N 2-57-10864/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.09.2017