Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - Начальника отдела проверок государственных закупок С.С. Бугримовой,
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела првоерок государственных закупок К.А. Сомова,
при участии представителей:
ФГБУ "3 ЦНИИ" Минобороны России: Россошанского А.Н.,
в отсутствие представителей ООО "СДС-сервис", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.N44761/17 от 04.09.2017),
рассмотрев жалобу ООО "СДС-сервис" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "3 ЦНИИ" Минобороны России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнения работ по текущему ремонту оконных заполнений здания N1 ФГБУ "3 ЦНИИ" Минобороны России (Закупка N 0373100056417000054) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмами Московского УФАС России от 04.09.2017 N44761/17 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
В соответствии с п.1, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании п.2 ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация, а именно краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, которые отсутствуют в расчете начальной (максимальной) цены контракта (далее НМЦК), а именно: в сведениях о товаре установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, таким как: "шайба латунная", "Медная шайба", что, по мнению Заявителя, ограничивает количество участников закупки, поскольку требование к данным товарам является излишним.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, в какой части аукционной документации содержится указание, при выполнении каких работ и в каком объеме используются данные товары.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что установление каких-либо требований к вышеуказанным товарам, нарушает п.1 ч.1 ст.33, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе, что также может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
2. Также, согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, таким как: "Шлифовальная шкурка", что, по мнению Заявителя, ограничивает количество участников закупки, поскольку требование к данным товарам является излишним.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что товар, используемый при выполнении работ (Шлифовальная шкурка), учтен при расчете НМЦК, а также в ресурсной ведомости содержится указание на данный товар, используемый при выполнении работ, что позволяет определить количество используемого товара.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления Заявитель отсутствовал, в материалах жалобы Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что вышеуказанные требования к товарам являются неправомерными, а также факт ограничения количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, которые могут вводить участников закупки в заблуждение.
- п. "Гвозди строительные тип 1" - Заказчиком установлены следующие характеристики: "Диаметр головки: 4"; "Условный диаметр стержня: до 6,0 *"; "Длина гвоздя: [80 и 120],[150 90]"; "Соответствие нормативным документам: ГОСТ 4028-63; ГОСТ 283-75", что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку в соответствии с инструкцией по заполнению заявки Заказчику необходима длина гвоздя 80 и 120 или 150 и 90. Однако согласно ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры" не представляется возможным указать в составе первой части заявки комбинацию гвоздей с длинами 80 и 120 или 150 и 90. Данные длины имеют гвозди с разным условным диаметром стержня, что позволяет участникам закупки предоставить в составе первой части заявки сведения, которые соответствуют аукционной документации, при этом противоречат государственному стандарту.
- п. "Олифа" - Заказчиком установлены следующие характеристики: "Скипидар живичный: должна быть натуральной льняной; конопляной", "Соответствие нормативным документам: ГОСТ 1571-82", что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку ГОСТ 1571-82 "Скипидар живичный. Технические условия" относится к скипидару живичному, при этом для олифы установлен ГОСТ 32389-2013 "Олифы. Общие технические условия".
- п. "Растворы тип 1" - Заказчиком установлены следующие характеристики: "Прочность растворов на сжатие: 75-100\ 150-200", что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку, согласно инструкции по заполнению заявки, указано: "Символ "-" - означает что, участнику следует выбрать одну из характеристик (также марку, тип, вид, отличительную особенность), находящуюся в указанном пределе значений", а также "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "или" и символа "\" - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ", что не позволяет определить приоритетность знаков, а также потребность Заказчика при предоставлении значения по показателю "прочность растворов на сжатие".
- п. "Болт тип 1" - Заказчиком установлены следующие характеристики: "Шаг резьбы: крупный или мелкий (не более 2), "Соответствие нормативным документам: ГОСТ 7798-70", что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку не представляется возможным определить, одновременно к обоим значениям или только к "мелкому шагу резьбы" относится требуемое значение "(не более 2)", а также непонятно, к какому шагу резьбы относится данное значение.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований к используемым при выполнении работ товарам вышеуказанным образом, а также в соответствии с какими нормативными документами и государственными стандартами установлены вышеуказанные требования.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
4. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам используемым при выполнении работ, таким как:
- п. "Краски масляные жидкотертые тип 1" Заказчиком установлены характеристики: "Вид применяемой олифы: Олифа оксоль; олифа комбинированная"; "Цвет пленки краски: Должен быть кремовый"; "Марка краски: Может быть МА-15; МА-22; МА-25"; "Соответствие нормативным документам: ГОСТ 10503-71", что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку, согласно инструкции по заполнению заявки, вид применяемой олифы должен быть оксоль и комбинированная. Однако в соответствии с ГОСТ 10503-71, каждая краска в зависимости от марки краски применяется лишь с одним конкретным видом олифы.
Одновременно в своей жалобе Заявитель указывает, что по данному вопросу направлен запрос о разъяснении положений аукционной документации.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На основании ч.5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть
Комиссией Управления установлено, что на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.Zakupki.gov.ru опубликован ответ на поданный запрос Заявителя о разъяснении положений аукционной документации, а именно: "В соответствии с ГОСТ 10503-71 "Краски масляные готовые к применению" для каждого из типа красок применяется один вид олифы. В соответствии с инструкцией, в случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "и" и символа "/", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз. К каждому виду краски необходимо подобрать свой вид олифы согласно ГОСТ 10503-71", что, по мнению Заявителя, изменяет суть аукционной документации, поскольку инструкция по заполнению и ответ на запрос разъяснений противоречат друг другу.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в нарушение ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе даны разъяснения положений документации, которые изменяют суть положений аукционной документации.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СДС-сервис" на действия ФГБУ "3 ЦНИИ" Минобороны России обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам, дачи разъяснений положений аукционной документации, которые изменяют суть положений аукционной документации, а также установления требований к товарам, объем применения которых при выполнении работ не определен.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.2 ст.42, п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель комиссии С.С. Бугримова
Члены комиссии: И.С. Максимов
К.А. Сомов
Максимов И.С. Тел.: (495) 784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 сентября 2017 г. N 2-57-10729/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.09.2017