Резолютивная часть решения оглашена 07 сентября 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 12 сентября 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 12.01.2017 N 4 в составе:
<_>;
в присутствии представителей:
от заказчика - Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Республиканская станция скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Чувашской Республики - <_>,
от уполномоченного органа - Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам - <_>,
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "НИЙСО" - <_>,
от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Эффективная система здравоохранения" - <_>,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "НИЙСО" на положения конкурсной документации заказчика - БУ ЧР "Республиканская станция скорой медицинской помощи" Минздрава Чувашии, уполномоченного органа - Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обеспечению деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи в части медицинской эвакуации и транспортировки пациентов санитарно-транспортными средствами в целях оказания скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи населению на территории Чувашской Республики (изв. N 0115200001117002592) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 01.09.2017 обратилось ООО "НИЙСО" с жалобой на положения конкурсной документации заказчика - БУ ЧР "Республиканская станция скорой медицинской помощи" Минздрава Чувашии, уполномоченного органа - Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обеспечению деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи в части медицинской эвакуации и транспортировки пациентов санитарно-транспортными средствами в целях оказания скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи населению на территории Чувашской Республики (изв. N 0115200001117002592).
В жалобе ООО "НИЙСО" сообщает, что Заказчиком в конкурсной документации неправомерно установлено требование о наличии лицензии на медицинскую деятельность, а также ненадлежащее установление для данной закупки кода ОКПД2 86.90.14.000 "Услуги скорой медицинской помощи" вместо 49.32.12.000 "услуги по аренде легковых автомобилей с водителем".
Соответственно способ осуществления закупки Заказчиком выбран неверно, вместо конкурса необходимо проведение аукциона.
В заседании Комиссии представитель заявителя поддержала жалобу по изложенным в ней доводам, просила выдать уполномоченному органу и заказчику предписание об устранении выявленного нарушения.
Наряду с этим, представитель заявителя сообщила, что в соответствии с пунктом 6 приказа Минздрава России от 20 июня 2013 г. N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" время доезда до пациента выездной бригады скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова. При этом, участник конкурса ООО "Эффективная система здравоохранения" располагает лицензией на медицинскую деятельность по адресам: 428020, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Гладкова, д. 2 (нежилое помещение N 7), 428027, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. 9-ой Пятилетки, д. 10 (нежилые помещения NN 16, 17, 18, 19, 20, 20а, 21, 22, 23, 24а, 25, 25а).
При этом оказание услуги по медицинской эвакуации согласно положениям конкурсной документации требуется осуществлять в подстанциях скорой медицинской помощи г. Шумерля, г. Алатырь, Ленинского района г. Чебоксары, г. Новочебоксарск, пос. Вурнары.
Представители заказчика и уполномоченного органа нарушения законодательства о контрактной системе не признали, указали, что конкурсная документации сформирована в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
Заказчиком, осуществляющим закупку, выступило Бюджетное учреждение Чувашской Республики "Республиканская станция скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее - Заказчик).
14.08.2017 в 14 час 22 мин. уполномоченным органом - Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение N 0115200001117002592 о проведении открытого конкурса на оказание услуг по обеспечению деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи в части медицинской эвакуации и транспортировки пациентов санитарно-транспортными средствами в целях оказания скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи населению на территории Чувашской Республики, с начальной (максимальной) ценой контракта 86 724 000 ,00 руб.
Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Требования к конкурсной документации установлены статьей 50 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть объект закупки должен быть однозначно понимаемым.
Статьей 13 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) определены цели осуществления государственных и муниципальных закупок, предусматривающие: реализацию государственных программ, исполнение международных обязательств и обеспечение функций и полномочий государственных органов, т.е. закон обязывает заказчиков обосновывать осуществляемую закупку тремя этими целями.
Положение части 2 статьи 19 Закона о контрактной системе конкретизирует особенности установления требований к закупаемым товарам, работам, услугам, но при этом главным критерием должно быть отражение потребностей, связанных с государственными и муниципальными нуждами, которые не должны иметь избыточные потребительские свойства.
Следовательно, документация о закупке должна разрабатываться, исходя из потребностей заказчика в товаре, работе или услуге, необходимых для осуществления его функций и полномочий.
Объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по обеспечению деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи в части медицинской эвакуации и транспортировки пациентов санитарно-транспортными средствами в целях оказания скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи населению на территории Чувашской Республики.
Согласно Уставу бюджетного учреждения Чувашской Республики "Республиканская станция скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Чувашской Республики, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от 24.12.2012 N 1912, данное Бюджетное учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) в сфере здравоохранения.
В соответствии с пунктом 2.2. Устава, основной целью деятельности Бюджетного учреждения является оказание медицинской помощи на территории Чувашской Республики в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Предметом деятельности бюджетного учреждения является оказание доврачебной, скорой и неотложной медицинской помощи, специализированной скорой медицинской помощи; оказание автотранспортных услуг, осуществление перевозок и транспортировок в медицинских целях (пункт 2 Устава).
Пунктом 2.4. Устава установлено, что для достижения поставленной цели Бюджетное учреждение осуществляет следующие виды деятельности, относящиеся к его основной деятельности - деятельность учреждений скорой медицинской помощи.
Описание объекта закупки установлено Техническим заданием Технической части конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 1 Технического задания заказчику требуются услуги по обеспечению деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи в части медицинской эвакуации и транспортировки пациентов санитарно-транспортными средствами в целях оказания скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи населению на территории Чувашской Республики (в соответствии с приказом Минздрава России от 20 июня 2013 г. N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи"), на основании Контракта, заключаемого с Заказчиком услуг по результатам проведения открытого конкурса.
Обеспечение деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи в части медицинской эвакуации и транспортировки пациентов санитарно-транспортными средствами в целях оказания скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи населению (далее - медицинской эвакуации) от станции скорой помощи по территории обслуживания, определяемой Заказчиком согласно Приложению N1 1 (далее - территория обслуживания) (пункт 2 Технического задания).
Согласно Техническому заданию конкурсной документации водитель, входящий в состав выездной бригады скорой медицинской помощи, осуществляет свою деятельность в соответствии с Обязанностями, определенными в Приложении N 2.
В соответствии с указанным приложением исполнитель обязан для полного формирования выездной бригады скорой медицинской помощи и обеспечения деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи предоставить водительский персонал, отвечающий, в т.ч. следующим требованиям:
1. Водитель выездной бригады скорой медицинской помощи подчиняется врачу или фельдшеру скорой медицинской помощи выездной бригады скорой медицинской помощи и выполняет его распоряжения.
2. Водитель входит в состав бригады скорой медицинской помощи.
3. На должность водителя автомобиля бригады скорой медицинской помощи назначается водитель автотранспорта 1-2 класса.
4. Водитель следит за техническим состоянием автомобиля скорой медицинской помощи, осуществляет своевременную заправку его горюче-смазочными материалами, выполняет влажную уборку салона автомобиля скорой медицинской помощи по мере необходимости, поддерживает в нем порядок и чистоту.
5.Обеспечивает немедленный выезд автомобиля скорой медицинской помощи на вызов и движение автомобиля скорой медицинской помощи по кратчайшему маршруту.
6. Содержит в функциональном состоянии приборы специальной сигнализации (сирена, проблесковый фонарь), прожектор поисковый, фонарь-прожектор переносной, аварийное освещение салона, шанцевый инструмент.
7. Обеспечивает сохранность имущества, следит за правильным размещением и закреплением бортовых медицинских приборов.
8. Выполнять правила внутреннего трудового распорядка БУ "Республиканская станция скорой медицинской помощи" Минздрава Чувашии.
9. Водитель обязан знать:
-топография населенного пункта, в котором расположена станция (подстанция) скорой медицинской помощи;
-местоположения медицинских организаций;
10. Водителю категорически запрещается:
- хранение в салоне машины каких-либо предметов, кроме утвержденного табельного оснащения;
-курение в соответствии с ФЗ от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".
11. Управляет автомобилем скорой медицинской помощи. Заправляет автомобиль топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью. Оформляет путевые документы. Проверяет техническое состояние и прием автомобиля перед выездом на линию. Устраняет возникшие во время работы на линии мелкие эксплуатационные неисправности подвижного состава, не требующие разборки механизмов. Осуществляет санитарно-гигиеническую обработку салона автомобиля после каждого больного (пострадавшего). Сообщает о неисправностях автомобиля.
При этом Комиссия отмечает, что Согласно статье 35 Федерального закона 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.
Медицинская эвакуация включает в себя:
1) санитарно-авиационную эвакуацию, осуществляемую воздушными судами;
2) санитарную эвакуацию, осуществляемую наземным, водным и другими видами транспорта.
Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования.
Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности).
Из пункта 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности следует, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с перечнем Положения о лицензировании медицинской деятельности к работам (услугам) медицинской деятельности относится скорая медицинская помощь.
Согласно письму Министерства здравоохранения Российской Федерации N 14-3/2100404 осуществление медицинской эвакуации входит в Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, регламентированный приказом Минздрава России от 20.06.2013 г. N388-н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи".
Таким образом, сформулированная в конкурсной документации закупка услуги является неотъемлемой функцией медицинской деятельности.
Исходя из вышеуказанного, Комиссия приходит к выводу, что конкурсная документация позволяет определить, что в качестве предмета закупки выступает услуга по медицинской эвакуации и транспортировке пациентов санитарно-транспортными средствами в целях оказания скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи, требующей на оказание данной деятельности наличие лицензии на медицинскую деятельность.
Соответственно, довод заявителя в части установления неправомерного требования наличия лицензии на медицинскую деятельность, Комиссией признается несостоятельным.
По доводу заявителя о необходимости установления для данной закупки кода ОКПД2 49.32.12.000 - услуги по аренде легковых автомобилей с водителем и проведения процедуры аукциона вместо конкурса, Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса на оказание услуг по обеспечению деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи в части медицинской эвакуации и транспортировки пациентов санитарно-транспортными средствами в целях оказания скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи населению на территории Чувашской Республики предмет закупки отнесен к коду ОКПД2 86.90.14.000 "Услуги скорой медицинской помощи".
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которые заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р.
Код ОКПД2 86.90.14.000 "Услуги скорой медицинской помощи" не отнесен к вышеуказанному перечню.
Согласно коду ОКПД2 код 49.32.12.000 включает услуги по аренде легковых автомобилей с водителем, при этом данный код не включает услуги машин скорой медицинской помощи.
В силу вышеизложенного, Комиссия признает данной довод Заявителя необоснованным.
Довод заявителя об отсутствии лицензии на медицинскую деятельность у участника конкурса ООО "Эффективная система здравоохранения" в силу части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе Комиссия оставляет без рассмотрения, поскольку ООО "НИЙСО" не является участником конкурса.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО "НИЙСО" необоснованной.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "НИЙСО" на положения конкурсной документации заказчика - БУ ЧР "Республиканская станция скорой медицинской помощи" Минздрава Чувашии необоснованной.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 7 сентября 2017 г. N 291-К-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.09.2017