Резолютивная часть объявлена 11.09.2017 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 13.09.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Воронцова А.Ю. - Эксперт отдела Управления,
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Недра Сибири" (далее - Заявитель) от 04.09.2017 N1364-ж на действия Заказчика - Муниципальное унитарное предприятие города Нижневартовска "Теплоснабжение", Уполномоченного органа - Администрация города Нижневартовска (Управление муниципальных закупок администрации города Нижневартовска) при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту трубопроводов ТС, ул. Пермская-ул. Мира (извещение N 0187300001217000384) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
1. Заявитель считает, что Заказчиком нарушена статья 37 Закона о контрактной системе. Так, начальная (максимальная) цена контракта составляет более пятнадцати миллионов рублей, но при этом Заказчиком предусмотрена возможность предоставления информации, подтверждающей добросовестность участника электронного аукциона на дату подачи заявки, в случае если предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта. Таким образом, Заказчиком нарушены требования статьи 37 Закона о контрактной системе.
2. В нарушение части 3 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе, Заказчик ограничил право участников закупки на самостоятельный выбор способа обеспечения исполнения контракта:
Пунктом 13.1 проекта контракта документации об электронном аукционе срок действия контракта установлен следующим образом:
"13.1. Контракт вступает в силу с даты его заключения и действует до исполнения всех обязательств по контракту, а в части расчетов, гарантийных обязательств, обязательств по возмещению убытков и выплате неустойки - до полного исполнения.".
Указанная формулировка окончания срока действия контракта не позволяет определить срок окончания действия контракта, поскольку его наступление поставлено в зависимость от события, относительно которого неизвестно, произойдет оно или нет.
Таким образом, срок окончания действия контракта не определен, что исключает возможность предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта, соответствующей требованиям, установленным ч. 3 ст. 96 Федерального закона о контрактной системе и документации об аукционе.
Согласно части 2 статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Из содержания данной нормы следует, что стороны могут определить срок действия контракта путем указания лишь на то событие, наступление которого не зависит от воли и действий сторон (п. 4 Информационного письма Президиума ВАС Российской Федерации от 11.01.2002 N 66). Если событие не обладает качеством неизбежности наступления, оно не может определять начало (окончание) течения срока, в том числе и срока действия контракта.
Как следует из проекта контракта, действие контракта связано с моментом его заключения (начало действия контракта) и до выполнения сторонами всех обязательств (окончание действия контракта), т.е. окончание срока действия контракта напрямую зависит от воли и действий сторон контракта. Данное событие (до выполнения сторонами всех обязательств) не обладает качеством неизбежности наступления, оно не может определять окончание течения срока, в том числе и срока действия контракта.
Предусмотренные пунктом 3.1 проекта контракта сроки выполнения работ, не могут учитываться участником закупки, в качестве срока действия контракта для целей предоставления надлежащего обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии, срок действия которой, должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Сроки выполнения работ и срок действия контракта не являются тождественными и могут не совпадать (Постановление Восемнадцатого Арбитражного апелляционного суда г. Челябинск по делу N А76-11597/2014 от 07.10.2014).
Учитывая изложенное, вышеуказанное ограничение существенно влияет на результаты определения поставщика, поскольку принять участие в аукционе могут лишь те участники, которые могут предоставить обеспечение исполнение контракта путем внесения денежных средств на счет Заказчика.
При этом, единственным разумным и выгодным решением, является предоставление в качестве обеспечения исполнения контракта банковской гарантии, стоимость которой напрямую зависит от суммы и срока ее действия.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту трубопроводов ТС, ул. Пермская-ул. Мира (извещение N 0187300001217000384) размещены на официальном сайте единой информационной системы 17.08.2017.
В соответствии с пунктом 6.1 проекта контракта Заказчиком установлено:
"6.1. Обеспечение исполнения обязательств по Контракту предоставляется способом предоставления банковской гарантии, выданной банком или внесением денежных средств на расчетный счет Заказчика в размере 5% от начальной (максимальной) цены Контракта, что составляет 782 184,55 рубля.
Способ обеспечения исполнения Контракта определяется Подрядчиком, с которым заключается Контракт, самостоятельно. Обеспечение исполнения Контракта предоставляется Заказчику до заключения Контракта. Представленное в обеспечение исполнения Контракта должно обеспечивать любое неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств по Контракту, включая уплату неустоек (штрафов, пени), причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту.
В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене Контракта, участник закупки, с которым заключается Контракт, предоставляет обеспечение Контракта с учетом части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе".
Законом о контрактной системе предусмотрен механизм борьбы с недобросовестными участниками закупки, предлагающими необоснованное снижение цены контракта, путем введения антидемпинговых мер.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 643 691,00 рублей (более пятнадцати миллионов рублей), но при этом Заказчиком предусмотрена возможность предоставления информации, подтверждающей добросовестность участника электронного аукциона на дату подачи заявки, в случае если предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Из письменных возражений Заказчика следует, что "Заказчик считает доводы Заявителя обоснованными по пункту 1 жалобы в части п. 6.1 проекта контракта, где указана ч. 2 ст. 37 федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - N44-ФЗ), вместо ч. 1 ст. 37 N44-ФЗ, в следствии допущенной механической ошибки".
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика установлено нарушение части 3 статьи 7 и части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
2. По доводу Заявителя о нарушении части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе Комиссия Управления отмечает следующее.
Согласно п. п. 1, 3 ст. 425 ГК РФ контракт становится обязательным для сторон с момента его заключения и по общему правилу действует до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательств, что в свою очередь отражено в Разделе 13 "Срок действия контракта" части IV проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью Аукционной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 96 N44-ФЗ, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 N44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
По условиям Аукционной документации (п. 34 Информационно карты, п. 6.2. проекта контракта) срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта (срок выполнения Подрядчиком всех обязательств по контракту) не менее чем на один месяц.
Из письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 7 октября 2014 г. NД28и-2103 следует, что установление срока предоставления обеспечения исполнения контракта в документации о закупке должно осуществляться заказчиком с учетом срока исполнения основного обязательства поставщиком (подрядчиком, исполнителем). При этом гарантийный срок не включается в срок действия обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, при которых условиями контракта на выполнение работ предусмотрены гарантийные обязательства подрядчика в отношении объекта, созданного в результате выполнения таких работ.
Пунктом 9 Информационной карты (часть II документации об аукционе) и пунктом 3.1. проекта контракта (часть IV документации об аукционе) установлено, что завершение работ и сдача их результатов Заказчику - не позднее 15.11.2017 г.
В таких случаях, победитель аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта, срок действия которого превышает срок исполнения основного обязательства не менее, чем на один месяц.
Данный вывод подтверждается решением Управления Федеральной антимонопольной службы по ХМАО-Югре от 23.09.2015 N03-АМ-4511, постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.04.2016 по делу NА56-25036/2015, а также разделом 3 письма Федерального Казначейства от 19.05.2015 N07-04-95/09-319 "О направлении обзора решений контрольных органов в сфере закупок".
На основании вышеизложенного, довод Заявителя о нарушении Заказчиком части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе не нашел своего подтверждения.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Недра Сибири" от 04.09.2017 N1364-ж на действия Заказчика - Муниципальное унитарное предприятие города Нижневартовска "Теплоснабжение", Уполномоченного органа - Администрация города Нижневартовска (Управление муниципальных закупок администрации города Нижневартовска) при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту трубопроводов ТС, ул. Пермская-ул. Мира (извещение N 0187300001217000384) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Муниципальное унитарное предприятие города Нижневартовска "Теплоснабжение" нарушение части 3 статьи 7 и части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе
3. Выдать Заказчику - Муниципальное унитарное предприятие города Нижневартовска "Теплоснабжение" обязательное для исполнения предписание.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии А.В. Демкин
Члены Комиссии: А.Г. Миронов
А.Ю. Воронцова
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 11 сентября 2017 г. N 03/АМ
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2017