Резолютивная часть решения объявлена 07 сентября 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 12 сентября 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - временно исполняющий обязанности руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок управления Лебедева С.Н., государственный инспектор отдела контроля закупок управления Миронова М.В.,
с участием:
от заявителя - ООО "Профит-плюс" (далее также - заявитель) - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
от заказчика - муниципального казенного учреждения "Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского" (МКУ "Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского") (далее также - заказчик) - представителей по доверенности Силиной А.М, Вихаревой С.С.;
от уполномоченного органа - администрации г. Переславля-Залесского (далее также - уполномоченный орган) представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
от оператора электронной площадки - ООО "РТС-тендер" - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Профит-плюс" на действия заказчика - МКУ "Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского", и уполномоченного органа - Администрации г. Переславля-Залесского, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по благоустройству дворовой территории по адресу: Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. 50 лет Комсомола, д. 19 (извещение N0171300012017000047) (далее - аукцион, аукционная комиссия) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Профит-плюс" на действия заказчика - МКУ "Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского", и уполномоченного органа - Администрации г. Переславля-Залесского, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по благоустройству дворовой территории по адресу: Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. 50 лет Комсомола, д. 19 (извещение N0171300012017000047).
Заявитель считает, что его права и законные интересы нарушены тем, что аукционная документация на право заключения контракта на выполнение работ по благоустройству дворовой территории по адресу: Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. 50 лет Комсомола, д. 19 не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе по следующим основаниям:
1. заказчик и уполномоченный орган в аукционной документации неправомерно установили требование о представлении участниками закупки в составе второй части заявки декларации о соответствии участника такого аукциона требованию, установленному пунктом 10 части 1 статьи 31 N 44-ФЗ;
2. аукционная документация в нарушение требований закона о контрактной системе не содержит описания объекта закупки в части требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров и материалов, используемых при выполнении работ, являющихся предметом оспариваемой закупки;
3. в проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью аукционной документации, отсутствует указание на идентификационный код закупки (ИКЗ).
На основании вышеизложенного ООО "Профит-плюс" просит приостановить подписание контракта, аннулировать результаты проведения электронного аукциона, привлечь к административной ответственности должностных лиц заказчика.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились. Представили письменные пояснения по существу жалобы. Просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом заказчика - администрацией г. Переславля-Залесского в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 15.08.2017 размещено извещение N 0171300012017000047 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по благоустройству дворовой территории по адресу: Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. 50 лет Комсомола, д. 19 вместе с аукционной документацией.
В отношении первого довода заявителя о том, что заказчик и уполномоченный орган в аукционной документации неправомерно установили требование о представлении участниками закупки в составе второй заявки декларации о соответствии участника такого аукциона требованию, установленному пунктом 10 части 1 статьи 31 N 44-ФЗ, Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Исходя из пункта 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 31 N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией.
В соответствии с пунктом 18 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе инструкция по ее заполнению" раздела 1 "Информационная карта аукциона" аукционной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе:
документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1. статьи 31 (при наличии таких требований - см. п.10 раздела 1 "Информационная карта аукциона") Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9, 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе;**
**Приложение N 3 к разделу 1 Информационная карта аукциона "Рекомендуемая форма декларации о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9, 10 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно части 6 статьи 66 N 44-ФЗ требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 документов и информации, не допускается.
Таким образом, заказчик и уполномоченный орган в аукционной документации установили требование к содержанию и составу второй части заявки не предусмотренное частью 5 статьи 66 N 44-ФЗ (требование о предоставлении участником закупки декларации о соответствии участника закупки требованию, установленному в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 N 44-ФЗ о том, что участник закупки не является офшорной компанией) что, соответственно, является нарушением части 6 статьи 66 N 44-ФЗ.
Вместе с тем, заявитель не доказал тот факт, что оспариваемые им требования, включенные в аукционную документацию, создали одним участникам закупки преимущество перед другими, явились непреодолимыми для участников закупки, ООО "Профит-плюс" не представило каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности подачи им заявки на участие в закупке при наличии в аукционной документации требований о представлении участником закупки в составе второй части заявки декларации о соответствии участника аукциона требованию, установленному пунктом 10 части 1 статьи 31 N 44-ФЗ.
Жалоб от иных потенциальных участников закупки, имеющих реальное намерение заключить и исполнить контракт, в Ярославское УФАС России не подавалось. Кроме того, на участие в оспариваемом аукционе подано две заявки (протокол подведения итогов электронного аукциона N 0171300012017000047 от 11.09.2017), которые признаны аукционной комиссией уполномоченного органа соответствующими требованиям аукционной документации. Соответственно, включение заказчиком и уполномоченным органом в аукционную документацию требования о представлении участникам закупки в составе второй части заявки декларации о соответствии участника аукциона требованию, установленному пунктом 10 части 1 статьи 31 N 44-ФЗ, не повлекло за собой невозможность подачи заявок участниками закупки.
Следовательно, установленное Ярославским УФА России нарушение не повлияло на результат настоящей закупки.
Второй довод подателя жалобы о том, что аукционная документация в нарушение требований закона о контрактной системе не содержит описания объекта закупки в части требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров и материалов, используемых при выполнении работ, являющихся предметом оспариваемой закупки, Комиссия считает необоснованным по основаниям, приведенным ниже.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ предусмотрено что, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе устанавливает требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам работ, являющихся предметом закупки, с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
В пункте 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" аукционной документации установлено, что описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
В разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации указано, что работы должны быть выполнены в точном соответствии с представленной документацией, требованиями ГОСТ, СНиП, стандартов, правил технической эксплуатации и других нормативных документов по согласованию с Заказчиком.
Ведомость объемов работ, подлежащих выполнению (далее - Ведомость), содержащаяся в разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации, в числе прочего, включает в себя наименования видов работ, необходимых для исполнения установленных заказчиком условий контракта, единицы измерения, количество. При этом каждый пункт указанной Ведомости содержит не только виды работ, но и соответствующие показатели в отношении используемых при выполнении таких работ материалов.
Так, например, при выполнении работ по установке бортовых камней необходимо использовать камни бортовые БР 100.30.15 / бетон В30 (М400), объем 0,043 м3/ (ГОСТ 6665-91) (пункт 36 Ведомости), при выполнении работ по восстановлению основания щебеночного у бортового камня - щебень из природного камня для строительных работ марка 800, фракция 5(3)-10 мм (пункт 37 Ведомости) и так далее.
Таким образом, из избранного заказчиком и уполномоченным органом способа описания объекта закупки представляется возможным достаточно полно и четко определить установленные заказчиком и уполномоченным органом в аукционной документации требования к подлежащим выполнению в рамках настоящей закупки видам работ, а также используемым при выполнении последних материалам (т.е. аукционная документация содержит описание объекта закупки в части требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров и материалов, используемых при выполнении работ). Довод заявителя об обратном является несостоятельным.
Оценивая довод заявителя о том, что в проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью аукционной документации, отсутствует указание на идентификационный код закупки (ИКЗ), Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 23 идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 4 статьи 64 N 44-ФЗ установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 1 статьи 34 N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Таким образом, учитывая, что законодательством о контрактной системе не предусмотрено изменений заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, идентификационный код закупки подлежит включению заказчиком и уполномоченным органом непосредственно в проект контракта.
Как установлено на заседании Комиссии, заказчик и уполномоченный орган, не установили в проекте контракта, размещенном в единой информационной системе в составе аукционной документации, идентификационный код закупки, тем самым допустили нарушение части 1 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ООО "Профит-плюс" на действия заказчика - МКУ "Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского", и уполномоченного органа - Администрации г. Переславля-Залесского, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по благоустройству дворовой территории по адресу: Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. 50 лет Комсомола, д. 19 (извещение N0171300012017000047) обоснованной в части нарушения заказчиком и уполномоченным органом части 1 статьи 23, части 6 статьи 66 N 44-ФЗ.
2. Признать заказчика - МКУ "Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского", и уполномоченный орган - Администрацию г. Переславля-Залесского, нарушившими часть 1 статьи 23, часть 6 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику - МКУ "Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского", и уполномоченному органу - Администрации г. Переславля-Залесского, обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о закупках.
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для приятия мер в соответствии и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях (далее - КоАП) по выявленным признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
|
_______________ Паутов И.Г. |
Члены Комиссии: |
_______________ Лебедева С.Н.
_______________ Миронова М.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 7 сентября 2017 г. N 272Ж-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.09.2017