Резолютивная часть решения объявлена 08 сентября 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 13 сентября 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок Лебедева С.Н., государственный инспектор отдела контроля закупок Миронова М.В., с участием:
от заказчика - Государственного учреждения - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, представители по доверенности Кузнецова А.В., Мишута С.М., Суринова Е.С.;
от заявителя - ООО "АВСмед" (далее также - заявитель), представитель по доверенности Сафронова А.В.,
от оператора электронной площадки - ООО "РТС-тендер", представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом
рассмотрев жалобу ООО "АВСмед" на действия заказчика - Государственного учреждения - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку слуховых аппаратов цифровых заушных для обеспечения инвалидов в 2017 году (извещение N 0271100000317000173) (далее - электронный аукцион, заказчик) и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "АВСмед" на действия заказчика - Государственного учреждения - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку слуховых аппаратов цифровых заушных для обеспечения инвалидов в 2017 году (извещение N 0271100000317000173).
По мнению заявителя, извещение и документация об аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку слуховых аппаратов цифровых заушных для обеспечения инвалидов в 2017 году (извещение N 0271100000317000173) не соответствуют требованиям действующего законодательства по следующим причинам:
- в извещении о проведении аукциона в электронной форме, сформированном посредством функционала единой информационной системы, заказчиком не установлены ограничения допуска в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в отличие от извещения, размещенного заказчиком в единой информационной системе отдельным файлом во вкладке "Документы закупки";
- установленные заказчиком в аукционной документации требования к содержанию и составу первой части заявки не в полной мере соответствуют пункту 1 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ;
- заказчиком, по мнению заявителя, неправомерно в объект закупки наряду с поставкой слуховых аппаратов цифровых заушных не включена настройка данных слуховых аппаратов;
- заказчиком в аукционной документации не установлено "каким конкретно требованиям законодательства Российской Федерации должны соответствовать участники закупки и какие конкретные документы должны представить участники закупки в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе для подтверждения соответствия установленным требованиям", что, по мнению заявителя, является нарушением пункта 1 части 1 статьи 31 и пункта 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ;
- в аукционной документации заказчиком не установлена "дата окончания срока предоставления участниками аукциона разъяснения положений документации об аукционе".
На основании вышеизложенного просят признать жалобу обоснованной, выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласны. Представили письменные пояснения по существу жалобы. Просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - Государственным учреждением - Ярославским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 28.08.2017 размещено извещение N 0271100000317000173 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку слуховых аппаратов цифровых заушных для обеспечения инвалидов в 2017 году вместе с аукционной документацией.
В отношении довода заявителя о том, что в извещении о проведении аукциона в электронной форме, сформированном посредством функционала единой информационной системы, заказчиком не установлены ограничения допуска в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в отличие от извещения, размещенного заказчиком в единой информационной системе отдельным файлом во вкладке "Документы закупки", Комиссия Ярославского УФАС России установила следующее.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Исходя из пункта 7 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Одно из таких ограничений установлено постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102)
Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Указанный выше перечень содержит требуемый заказчиком к поставке товар - слуховые аппараты цифровые заушные с определенным заказчиком в извещении о проведении закупки кодом ОКПД2 - "26.60.14.120".
Комиссия Ярославского УФАС России обратившись к извещению о проведении электронного аукциона для закупки N0271100000317000173, сформированного заказчиком посредством использования аппаратно-программных средств (функционала) данной информационной системе установила, что заказчиком в специально предусмотренном для данных целей разделе извещения, формируемого аппаратно-программными средствами единой информационной системы, установлено ограничение допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлено в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, Комиссия Ярославского УФАС России не усматривает в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе, поскольку из содержания извещения о проведении электронного аукциона для закупки N0271100000317000173 однозначно следует, что заказчиком установлено ограничение допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N102, довод заявителя об обратном является несостоятельным.
Оценивая довод заявителя о том, что установленные заказчиком в аукционной документации требования к содержанию и составу первой части заявки не в полной мере соответствуют пункту 1 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Комиссия пришла к следующим выводам.
Исходя из пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 1 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заказчиком в пункте 2 раздела 1 "Общие условия проведения аукциона в электронной форме (электронного аукциона)" документации об аукционе в электронной форме определено содержание и состав первой части заявки участников закупки следующим образом:
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
а) согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе;
б) конкретные показатели*, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. (*не допускается использование слов "не менее", "не более").
Соответственно, заказчиком в аукционной документации установлено требование к содержанию и составу первой части заявки.
Следует отметить, что положениями законодательства о контрактной системе (статьей 65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ) и данной аукционной документации (пункте 2.17 раздела I "Общие условия проведения аукциона в электронной форме (электронного аукциона)") участникам закупки предоставлено право направлять запросы о даче разъяснений положений аукционной документации. На заседании Комиссии установлено, что запросов о разъяснении положений аукционной документации на право заключения государственного контракта на поставку слуховых аппаратов цифровых заушных для обеспечения инвалидов в 2017 году (извещение N 0271100000317000173), в части определения содержания и состава первой части заявки, не поступало.
Таким образом, Комиссия Ярославского УФАС России не усматривает в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе по установлению требования к содержанию и составу первой части заявки участников закупки указанным выше образом; заявитель не доказал, что данные требования повлекли за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Несостоятельным является и довод заявителя о том, что заказчиком, по мнению заявителя, неправомерно в объект закупки наряду с поставкой слуховых аппаратов цифровых заушных не включена настройка данных слуховых аппаратов, в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Из буквального толкования вышеуказанных норм закона следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к поставляемому товару с учетом специфики его деятельности.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в аукционной документации должен установить требования к поставке слуховых аппаратов для обеспечения инвалидов с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товарам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к оказываемым услугам.
В данном случае аукцион проводился заказчиком - Государственным учреждением - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в интересах социально незащищенной группы населения - инвалидов по слуху.
Объектом закупки является поставка слуховых аппаратов цифровых заушных для обеспечения инвалидов в 2017 году (пункт 1 раздела 1 "Общие условия проведения аукциона в электронной форме (электронного аукциона)" документации об аукционе в электронной форме).
Исходя из пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ) к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится, в том числе, утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р "О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду" включает технические средства реабилитации, слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления.
При этом указанный выше перечень не включает медицинскую услугу по настройке поставляемых инвалиду слуховых аппаратов в качестве услуг предоставляемых инвалидам.
Как отметили представители заказчика, исходя из положений аукционной документации поставляемые для инвалидов слуховые аппараты могут быть получены не только самим инвалидом, но и его представителем, соответственно, осуществление настройки слухового аппарата в данном случае не представляется возможным вовсе.
Ни в тексте жалобы, поданной в Ярославское УФАС России ООО "АВСмед", ни на заседании Комиссии представитель ООО "АВСмед" не указали каким именно актом (документом) предусмотрено, что поставка слуховых аппаратов цифровых заушных должна сопровождаться настройкой слуховых аппаратов.
Таким образом, Комиссия не находит достаточных оснований для установления в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе по определению объекта закупки и соответственно, признания рассматриваемого довода жалобы обоснованным.
При рассмотрении довода заявителя о том, что заказчиком в аукционной документации не установлено "каким конкретно требованиям законодательства Российской Федерации должны соответствовать участники закупки и какие конкретные документы должны представить участники закупки в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе для подтверждения соответствия установленным требованиям", что, по мнению заявителя, является нарушением пункта 1 части 1 статьи 31 и пункта 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Комиссии установила следующее.
Согласно части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией.
Из буквального толкования приведенных выше положений законодательства о контрактной системе следует, что положения части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ распространяются на все осуществляемые заказчиком закупки, при этом у заказчика возникает обязанность конкретизировать требования только при условии установления действующим законодательством требования к конкретным товарам, работам, услугам, в частности, к таким требования к участнику закупки относится наличия разрешительных документов (например, требование о наличии лицензии у участников закупки в случае лицензирования вида деятельности являющегося предметом закупки, выписки из реестра членов саморегулируемой организации, если предметом закупки является, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства и т.д.).
В пункте 15 разделе II "информационная карта аукциона в электронной форме (электронного аукциона)" документации об аукционе в электронной форме заказчиком установлены требования к участникам размещения заказа:
Соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, поставляющим товар, являющийся объектом закупки.
- Непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица, индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства.
- Неприостановление деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке.
- Отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято.
- Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупке - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки.
- Отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- Участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
- Отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
- Участник закупки не является офшорной компанией.
В данном случае заявитель ни в жалобе, ни представитель заявителя на заседании Комиссии не указали каким именно требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющихся объектом закупки, должны соответствовать участники закупки, имеющие намерение осуществить поставку слуховых аппаратов цифровых заушных, являющихся предметом оспариваемой закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Исходя из пункта 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в числе прочих документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Иными словами, заказчик обязан установить в аукционной документации требование о представлении участниками закупки в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, только в случае установления заказчиком в аукционной документации конкретных требований в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющего объектом закупки.
В пункте 2 раздела I "Общие условие проведения аукциона в электронной форме (электронного аукциона)" документации об аукционе в электронной форме заказчиком установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (при наличии таких требований), или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-5, 7-9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (редакция от 28.12.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017);
Учитывая, что заказчиком не установлены в аукционной документации конкретные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, соответственно, у заказчика не возникло обязанности устанавливать требование о преставлении участниками закупки в составе второй части заявки документов подтверждающих соответствие данным требованиям
Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной по установлению в аукционной документации единых требований к участникам закупки и требований к составу второй части заявки участников закупки приведенным выше образом.
В отношении довода заявителя о том, что в аукционной документации заказчиком не установлена "дата окончания срока предоставления участниками аукциона разъяснения положений документации об аукционе", Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация об аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Исходя из части 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В пункте 2.17 раздела I "Общие условия проведения аукциона в электронной форме (электронного аукциона)" документации об аукционе в электронной форме заказчиком установлено, что "порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации предусмотрен в порядке, установленном статьей 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Дата начала подачи запросов о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе 28.08.2017 года.
Дата окончания подачи запросов о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе 01.09.2017 года".
Из буквального толкования процитированных выше положений аукционной документации следует, что заказчиком в аукционной документации установлена дата окончания срока предоставления участниками аукциона разъяснений положений документации об аукционе путем указания дат начала и окончания подачи запросов о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе участниками закупки и отсылки к положениям части 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, из совокупности содержания которых представляется возможным установить, что дата окончания срока предоставления участникам рассматриваемого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе составляет два дня с даты поступления такого запроса (при этом заказчиком определен допустимый срок направления таких запросов).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о несостоятельности данного довода заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
признать жалобу ООО "АВСмед" на действия заказчика - Государственного учреждения - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку слуховых аппаратов цифровых заушных для обеспечения инвалидов в 2017 году (извещение N 0271100000317000173) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии С.Н. Лебедева
М.В. Миронова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 8 сентября 2017 г. N 273Ж-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.09.2017