Резолютивная часть решения объявлена 11 сентября 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 14 сентября 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - временно исполняющий обязанности руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок управления Лебедева С.Н., государственный инспектор отдела контроля закупок управления Миронова М.В.,
с участием:
от заявителя - ООО "Перспектива" (далее также - заявитель) - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
от заказчика - УМВД России по Ярославской области (далее также - заказчик) - представителей по доверенности Карповой Т.А., Матвеева И.В.;
от оператора электронной площадки - АО "ЕЭТП" - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя
рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" на действия заказчика - УМВД России по Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на капитальный ремонт фасада комплекса зданий ГИБДД УМВД России по Ярославской области (Ярославская область, г. Ярославль, ул. Журавлева, 9/27) (извещение N 0171100003617000029) (далее - аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Перспектива" на действия заказчика - УМВД России по Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на капитальный ремонт фасада комплекса зданий ГИБДД УМВД России по Ярославской области (Ярославская область, г. Ярославль, ул. Журавлева, 9/27) (извещение N 0171100003617000029).
Заявитель считает, что его права и законные интересы нарушены тем, что аукционная документация на право заключения контракта на капитальный ремонт фасада комплекса зданий ГИБДД УМВД России по Ярославской области (Ярославская область, г. Ярославль, ул. Журавлева, 9/27) не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе по следующим основаниям:
1. заказчиком в документации об аукционе в электронной форме дополнительные требования к участникам закупки установлены не в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
2. заявитель считает, что установленное заказчиком в проекте контракта условие о том, что "срок исполнения обязательств по настоящему государственному контракту отодвигается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы, а также последствия, вызванные этими обстоятельствами", противоречит требованиям части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного ООО "Перспектива" просит рассмотреть жалобу по существу, дать оценку правомерности действий заказчика, признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил на заседание Комиссии Ярославского УФАС России письменные пояснения по существу жалобы с просьбой признать рассматриваемую жалобу ООО "Перспектива" необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - УМВД России по Ярославской области, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 21.08.2017 размещено извещение N 0171100003617000029 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на капитальный ремонт фасада комплекса зданий ГИБДД УМВД России по Ярославской области (Ярославская область, г. Ярославль, ул. Журавлева, 9/27) вместе с аукционной документацией.
В отношении первого довода заявителя о том, что заказчиком в документации об аукционе в электронной форме дополнительные требования к участникам закупки установлены не в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Исходя из части 4 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99) установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (далее - Дополнительные требования).
В соответствии с пунктом 2 Дополнительных требований к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, учитываются требования о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих* работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию к пункту 2 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Следовательно, документация об аукционе в электронной форме должна содержать группу работ, наличие контракта на выполнение которой требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 2 приложения N 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
В пункте 9.3 "Дополнительные требования к участнику электронного аукциона в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" раздела 1 "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации заказчик установил дополнительные требования к участникам закупки:
- в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям". Устанавливается дополнительное требование к участникам закупки: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта, договора (цены лота) на выполнение работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота) на право заключить который проводится закупка.
Таким образом заказчик, не конкретизировав (то есть фактически не указав) в документации об аукционе в электронной форме группу работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки в соответствии с требованиями пункта 2 приложения N 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, допустил нарушение части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Ярославское УФАС России принимает во внимание то, что допущенное заказчиком нарушение не повлияло на результаты аукциона, поскольку, во-первых, на участие в рассматриваемом аукционе в электронной форме подано две заявки (протокол 35-09/17 от 08.09.2017); во-вторых, в ходе заседания комиссии не установлено, что аукционной комиссией заказчика поданные на участие в данном аукционе заявки участников закупки признаны не соответствующими требованиям аукционной документации на основании непредставления последними документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям; в-третьих, заявитель не доказал тот факт, что оспариваемые им требования, включенные в аукционную документацию, создали одним участникам закупки преимущество перед другими, явились непреодолимыми для участников закупки; в-четвертых, ООО "Перспектива" не представило каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности подачи им заявки на участие в данной закупке; в-пятых, жалоб от иных потенциальных участников закупки, имеющих реальное намерение заключить и исполнить контракт, в Ярославское УФАС России не подавалось.
С учетом изложенного, а также отсутствия доказательств, свидетельствующих о наличии материально-парового интереса заявителя на участие в закупке, Комиссия считает возможным не выдавать предписание.
Второй довод подателя жалобы о том, что установленное заказчиком в проекте контракта условие о том, что "срок исполнения обязательств по настоящему государственному контракту отодвигается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы, а также последствия, вызванные этими обстоятельствами", противоречит требованиям части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Согласно части 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 2 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.
Пунктом 14.3 раздела 14 проекта контракта установлено, что "изменение существенных условий государственного контракта при его исполнении допускается по соглашению сторон в случаях, предусмотренных в Федеральном законе от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд":
14.3.1. При снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом объема работы, качества выполняемой работы и иных условий контракта.
14.3.2. Если по предложению Заказчика увеличивается предусмотренный контрактом объем выполняемой работы не более чем на 10% (десять процентов) или уменьшается предусмотренный контрактом объем выполняемой работы не более чем на 10% (десять процентов). При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному объему работы исходя из установленной в контракте цены единицы работы, но не более чем на 10% (десять процентов) цены контракта. При уменьшении предусмотренного контрактом объема работы стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы работы.
14.3.3. В случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) объема работы, предусмотренных контрактом".
Следовательно, заказчиком в проекте контракта установлены основания изменения существенных условий контракта в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно пункту 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы.
В разделе 6 проекта контракта заказчиком установлено следующее:
"6.1. Стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение обязательств по настоящему государственному контракту, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, а именно: пожар, природные катастрофы, военные действия, забастовки, восстания, изменения в законодательстве при условии, что данные обстоятельства непосредственно повлияли на выполнение условий по настоящему государственному контракту (форс-мажор).
6.2. Срок исполнения обязательств по настоящему государственному контракту отодвигается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы, а также последствия, вызванные этими обстоятельствами".
Комиссия Ярославского УФАС России считает, что процитированными выше положениями проекта контракта определены условия ответственности сторон в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы в ходе исполнения контракта, которые не свидетельствуют о возможности изменения заказчиком в процессе исполнения контракта его существенных условий (то есть, из оспариваемого заявителем пункта контракта не следует, что стороны при заключении контракта согласуют порядок изменения условий контракта).
Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе по установлению в проекте контракта условия о том, что "срок исполнения обязательств по настоящему государственному контракту отодвигается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы, а также последствия, вызванные этими обстоятельствами", довод заявителя об обратном является несостоятельным.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия заказчика - УМВД России по Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на капитальный ремонт фасада комплекса зданий ГИБДД УМВД России по Ярославской области (Ярославская область, г. Ярославль, ул. Журавлева, 9/27) (извещение N 0171100003617000029) обоснованной в части нарушения заказчиком части 3 статьи 64 N 44-ФЗ.
2. Признать заказчика - УМВД России по Ярославской области, нарушившим часть 3 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения заказчику - УМВД России по Ярославской области не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для приятия мер в соответствии и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях (далее - КоАП) по выявленным признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
|
_______________ Паутов И.Г. |
Члены Комиссии: |
_______________ Лебедева С.Н.
_______________ Миронова М.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 11 сентября 2017 г. N 274Ж-17(11133/05-02)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2017