Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:\\\;
Члены Комиссии: \\\,
с участием представителя Общества с ограниченной ответственностью "АрмСтрой" (далее - ООО "АрмСтрой", заявитель) - \\\; представителя Администрации муниципального образования "Эхирит-Булагатский район" (далее - уполномоченный орган) - \\\,
в отсутствие представителя надлежащим образом уведомленной Администрации муниципального образования "Тугутуйское" (далее - заказчик),
рассмотрев жалобу заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок в порядке, предусмотренном ст.ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России поступила жалоба ООО "АрмСтрой" на действия комиссии по осуществлению закупок, связанные с рассмотрением заявок на участие в аукционе в электронной форме "Восстановление гравийного покрытия по улицам с. Тугутуй, протяженность 3,663 км".
В соответствии с доводами жалобы заявитель считает незаконным решение комиссии по осуществлению закупок о признании заявки ООО "АрмСтрой" несоответствующей требованиям документации об аукционе.
Уполномоченным органом представлены письменные возражения по доводам жалобы, согласно которым считает ее необоснованной, указывая, что ООО "АрмСтрой" в первой части заявки на участие в электронном аукционе не указал конкретный используемый материал для выполнения работ.
В ходе рассмотрения жалоба Комиссией установлено, что уполномоченным органом 24.08.2017 г. на Официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134300008817000015 и аукционная документация по проведению аукциона в электронной форме по восстановлению гравийного покрытия по улицам с. Тугутуй, протяженность 3,663 км (далее - документация об аукционе).
Документация об аукционе утверждена должностным лицом заказчика.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 500 025 рублей.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 05.09.2017 г. на участие в электронном аукционе поступило 3 заявки. Участникам закупки с порядковыми номерами заявок 1 (ООО "АрмСтрой"), 3 отказано в допуске к участию в электронном аукционе. В качестве обоснования принятого решения в протоколе указано: "Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе (Отказ по п. 2 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ). В представленной заявке отсутствуют конкретные показатели поставляемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе".
В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При проведении аукциона на выполнение работы или оказание услуги первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе (п. 2 ч. 3 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ)
Пункт 3 части 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать; а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара; б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 2.2.4 раздела 2 части I документации об аукционе "при заключении контракта на выполнение работ или оказания услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики товара в соответствии с частью III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе".
Требования к содержанию заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению определены заказчиком в пункте 21 части II документации об аукционе.
Так, согласно инструкции участник закупки должен указать товарный знак (при его наличии) предлагаемого к поставке товара, а также показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, указанные в Разделе III "Техническое задание".
При этом, части III документация об аукционе не содержит в себе ни перечня товаров (материалов), которые должны использоваться при выполнении работ, ни ссылку на документ, в котором содержатся такие материалы. Указанная часть содержит в себе лишь наименование работ, которые должны быть выполнены, срок выполнения работ и форма и порядок оплаты выполненных по контракту работ.
Согласно письменным и устным пояснениям заказчика, конкретные показатели товаров необходимо было представить в соответствии с локальным ресурсным сметным расчетом.
Однако, документация об аукционе также не содержала какого-либо указания на то, что заявка на участие в электронном аукционе должна быть заполнена в соответствии с локальным ресурсным сметным расчетом.
В силу ч. 1 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Часть 4 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается (ч. 5 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ).
Таким образом, в связи с тем, что комиссия по осуществлению закупок должна проверять заявки на формальное соответствие требованиям документации об аукционе, а часть III документации об аукционе не содержит в себе требований к товарам, которые должны использоваться при выполнении работ, первая часть заявки ООО "АрмСтрой" и участника закупки с номером заявки 3 формально соответствуют требованиям документации об аукционе.
Следовательно, комиссия по осуществлению закупок при рассмотрении первых частей заявок на участие в электронном аукционе допустила нарушение ч. 5 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ.
В ходе проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения требований Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
При этом, одним из правил, которым заказчик должен руководствоваться при описании объекта закупки, является правило, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) (п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
Вместе с тем, Комиссия Иркутского УФАС России считает, что сформированным вышеуказанным образом описание объекта закупки, а также требование к оформлению заявки на участие в электронном аукционе носит необъективный характер, что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ.
В силу ч. 3 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ установлены единые требования к участникам закупки, которые заказчик должен установить при осуществлении закупки.
При этом, Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ "О внесении изменений в ст. 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступивший в силу с 09.01.2017 г., в ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ внесены следующие изменения:
- дополнен п. 7: отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- введен п. 7.1: участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования к участникам закупки определены заказчиком в пункте 16 части II документации об аукционе, при этом, внесенные Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ изменения в п. 7 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ заказчиком при формировании указанных требований не учтены.
Таким образом, заказчиком допущено нарушение п.п. 7 ч. 1 ст. 31, ч. 3 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ.
В пункте 35 части II документации об аукционе установлен запрет или ограничение для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также для организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, на выполнение (оказание) ими отдельных видов работ (услуг) на территории Российской Федерации по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации.
Данное требование установлено заказчиком на основании Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено".
Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 02.06.2017 N 672 утратило свою силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 02.06.2017 N 672 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 1296 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", вступившего в силу с 10.06.2017 г.
Следовательно, заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N1457.
В силу ч. 6 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, заказчиком допущено нарушение ч. 6 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АрмСтрой" обоснованной.
2. Признать комиссию по осуществлению закупок нарушившей ч. 5 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ.
3. Признать заказчика нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64; п. 7 ч. 1, ч. 6 ст. 31, ч. 3 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ.
4. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении нарушений требований Федерального закона N 44-ФЗ путем отмены электронного аукциона.
5. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения заказчиком, уполномоченным органом выданного предписания.
6. Направить копии решения и предписания сторонам по жалобе.
7. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 352
14 сентября 2017 г. г. Иркутск
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: \\\;
Члены Комиссии: \\\,
с участием представителя Общества с ограниченной ответственностью "АрмСтрой" - \\\; представителя Администрации муниципального образования "Эхирит-Булагатский район" (далее - уполномоченный орган) - \\\,
в отсутствие представителя надлежащим образом уведомленной Администрации муниципального образования "Тугутуйское" (далее - заказчик),
на основании решения Комиссии Иркутского УФАС России N 937 от 14.09.2017 г., руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, уполномоченному органу устранить допущенные нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64; п. 7 ч. 1, ч. 6 ст. 31, ч. 3 ст. 64; ч. 5 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ путем отмены аукциона в электронной форме по восстановлению гравийного покрытия по улицам с. Тугутуй, протяженность 3,663 км (реестровый номер торгов 0134300008817000015).
2. Заказчику, уполномоченному органу в срок до 29 сентября 2017 г. представить в Иркутское УФАС России документы, подтверждающие исполнение данного предписания в письменном виде, предварительно направив по факсимильной связи 8 (3952) 24-32-26 либо по электронной почте to38@fas.gov.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 14 сентября 2017 г. N 937
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2017