Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе: Председатель Комиссии: <_>; члены Комиссии: <_>, <_>; при участии представителя АНО "КЦ "Эксперт" (далее - специализированная организация) - <_>; Администрация Большелугского городского поселения (далее - заказчик) <_>; рассмотрев жалобу заявителя на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по строительству "Дом культуры на территории Большелугского городского поселения" по адресу Иркутская область, Шелеховский район, п. Большой Луг, ул. Клубная, реестровый номер торгов 0134300004217000024 (далее - электронный аукцион), и в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 06 сентября 2017 года поступила жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе.
По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями заказчика, объединившего в один объект закупки выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования технологически и функционально не связанного с объектом строительства.
Кроме того заявитель указывает, что заказчиком в документации об электронном аукционе установлены требования к поставке товаров с нарушением требований Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Также заявитель в своей жалобе ссылается на то, что в запросе на разъяснение положений аукционной документации специализированной организацией не указан предмет запроса, что нарушает требования части 4 статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ.
Кроме того, заявитель считает, что в документации об электронном аукционе ненадлежащим образом установлены требования к инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, что является нарушением требований Федерального закона N 44-ФЗ.
Заказчиком, специализированной организацией представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что заказчик, специализированная организация считают доводы жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что специализированной организацией 15 августа 2017 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134300004217000024, а также документация по проведению аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству "Дом культуры на территории Большелугского городского поселения" по адресу Иркутская область, Шелеховский район, п. Большой Луг, ул. Клубная (далее - Документация об электронном аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 98 338 780 рублей 00 копеек.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика, специализированной организации приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу части 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, Информационной карты документации об электронном аукционе предметом электронного аукциона является право заключения контракта на строительство "Дома культуры на территории Большелугского городского поселения" по адресу Иркутская область, Шелеховский район, п. Большой Луг, ул. Клубная", а не поставка технологического оборудования.
Требования статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ при разработке и утверждении документации о проведении электронного аукциона заказчиком выполнены, в частности, в составе документации имеется информация, в которой указаны объемы и характеристики работ, материалов, используемых при выполнении работ, а также оборудовании, требующего поставки, монтажа и подключения.
В соответствии с пунктом 1.2 Постановления Госстроя СССР от 10.11.1989 г. N147 "Об утверждении Положения об организации строительства объектов "под ключ" (далее - Положение), метод строительства объектов "под ключ" предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
На основании пункта 2 Приложения к Положению в договорную цену при строительстве объектов "под ключ" включаются: стоимость строительно-монтажных работ; стоимость оборудования, мебели, инвентаря и другие затраты.
Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией.
В соответствии с аукционной документацией строительство объекта будет осуществляться на основании проектно-сметной документации. В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Возможность включения в сметную стоимость строительства затрат на приобретение (изготовление) оборудования, мебели и инвентаря предусмотрена так же пунктом 3.14 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ, утвержденной Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 г. N 15/1.
При осуществлении строительства объекта "под ключ" заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
Согласно Локальному сметному расчету "02-01-13 Муз.инструменты" и локальному сметному расчету "02-01-11 Световое и звуковое оборудование" в договорную цену при строительстве объектов "под ключ" включены в стоимость строительно-монтажные работы; стоимость музыкального оборудования и иного оборудования.
Комиссией установлено, что в документации об электронном аукционе предусмотрена необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. Оборудование требуется заказчику в соответствии с проектно-сметной документацией, прошедшей государственную экспертизу, что подтверждается положительным заключением NДс-2209-2209/09.14 о достоверности определения сметной стоимости по объекту капитального строительства, утвержденным ГАУИО "Ирэкспертиза" 16.10.2014 года.
В рассматриваемом случае имеется связь работ по строительству с услугами по приобретению оборудования, а также усматривается единая цель электронного аукциона (ввиду очевидных потребностей заказчика).
Кроме того, в соответствии с частью 9 статьи 105 Федерального закона N 44-ФЗ к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в жалобе заявителя не представлено доказательств, подтверждающих, что заказчиком в один объект закупки объединено выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства.
Таким образом, довод заявителя о том, что заказчиком в один объект закупки неправомерно объединено выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства, не нашел своего подтверждения.
Согласно Постановлению Правительства РФ N968 для целей осуществления закупок отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств.
Необходимо отметить, что согласно извещению о проведении электронного аукциона, Информационной карты документации об электронном аукционе предметом электронного аукциона является право на заключение контракта на строительство "Дома культуры на территории Большелугского городского поселения" по адресу Иркутская область, Шелеховский район, п. Большой Луг, ул. Клубная, а не на поставку оборудования.
Кроме того, в жалобе заявителя не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность его доводов.
Таким образом, Комиссия делает вывод о том, что к указанной закупке N 0134300004217000024 нормы Постановления Правительства РФ N 968 не применяются.
Следовательно, данный довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктами 1, 2 статьи 26 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что государственные или муниципальные заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения обязаны осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг. Требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2015 года N898 "О внесении изменений в пункт 7 Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с 01 июля 2016 года введен запрет на закупку отдельных энергетических неэффективных источников света и осветительных устройств, а именно запрет на приобретение двухцокольных люминесцентных ламп; запрет на приобретение дуговых ртутных люминесцентных ламп.
Так, в Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 N1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в пункте 7 установлен запрет: на приобретение двухцокольных люминесцентных ламп диаметром 26 - 38 мм с люминофором галофосфат кальция и индексом цветопередачи менее 80 с цоколем G13; на приобретение дуговых ртутных люминесцентных ламп; на приобретение ламп люминесцентных со встроенным пускорегулирующим аппаратом (компактных люминесцентных ламп), за исключением случаев, когда для освещения в соответствии с санитарными правилами и нормами, устанавливающими требования к искусственному и смешанному освещению, не могут применяться светодиодные источники света.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что согласно ведомости материалов и локального ресурсного сметного расчета "02-01-04 Силовое электрооборудование", заказчику требуется:
- Люминесцентая лампа 18 W;
- Люминесцентая лампа 36 W;
- Люминесцентая компактная лампа 18 W.
Помимо этого, установлено, что иных требований к материалам заказчиком не предъявлялось.
Таким образом, Комиссия делает вывод о том, что к указанной закупке N 0134300004217000024 нормы Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 года N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не применяются.
Следовательно, данный довод заявителя не нашел своего подтверждения.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссией установлено, что в информационной системе в сфере закупок специализированной организацией опубликованы ответы на разъяснения положений документации об электронном аукционе от 16 августа и 23 августа 2017 года.
Вместе с тем, в ответах на разъяснения, опубликованных в единой информационной системе в сфере закупок, не указаны предмет запроса, разъяснения положений документации.
Таким образом, специализированная организация, разместив на официальном сайте 16.08.2017 г. и 23.08.2017 г. разъяснение положений документации об электронном аукционе без указания предмета запроса, нарушила часть 4 статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы представитель специализированной организации пояснил, что при размещении ответов на запросы о разъяснении аукционной документации на сайте www.zakupki.gov.ru произошел технический сбой и предмет запроса оказался не доступен для всеобщего обозрения.
Комиссией установлено, что в настоящий момент сайте www.zakupki.gov.ru специализированной организацией 07 сентября 2017 года были повторно опубликованы ответы на разъяснения положений документации об электронном аукционе от 16 августа и 23 августа 2017 года с указанием предмета запроса.
На основании вышеизложенного, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу о нецелесообразности выдачи предписания.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N44-ФЗ документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона N44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона N44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В разделе 2 документации об электронном аукционе установлена инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе и предписывает участникам заполнять заявки по следующим правилам:
"Характеристика или значение, или тип исполнения товара заключенные в скобки "()" по смыслу означающие уточнение или дополнение, то есть не предполагающее взаимоисключаемость с характеристикой или значением, или типом исполнения товара указанным перед скобками остаются в заявке в неизменном виде.
В случаях, когда характеристика или значение, или тип исполнения товара (материала), указанные в скобках, являются альтернативными, по сути, характеристике или значению, или типу исполнения товара (материала), указанным перед скобками участник закупки в первой части заявки указывает один из предложенных Заказчиком вариантов. Для обозначения показателя, значение которого не может изменяться, используются две скобки "(" и ")", содержащие значение показателя вне зависимости от сопровождаемых значение показателя частей речи в сопровождении единицы измерения или без нее".
Таким образом, оба варианта предполагают сохранение значений показателей, которые заключенные в "()", неизменными.
Положение инструкции по заполнению заявки: "Внимание: указываются конкретные (точные) значения параметров (показателей) предлагаемого для использования товара (т.е. без слов "не более", "не менее", "или", "не выше", "не ниже", "не хуже", "около", "норма", "возможно", "из ряда", "типа", "ориентировочно", "допускается", "в пределах", "", "-", "+", ">", "<", "?","?" и т.п., или аналогичные формулировки, не позволяющие однозначно определить наличие-отсутствие данной характеристики в товаре, либо количественное значение данной характеристики)". Таким образом, в настоящем пункте инструкции содержится понятие словосочетания "аналогичные характеристики", которое позволяет достоверно определить ее суть.
Также, в инструкции, указано следующие положение: "Когда отдельные значения показателей товаров (или компонентов товара) возможно установить только после проведения испытаний определенной партии товара после его производства (например остатки на ситах, механические свойства и т.д.), то Участники закупки в составе первой части заявки указывают значения данных параметров, либо в диапазонном виде (в соответствии с установленными требованиями), либо в конкретном виде, если Участник закупки обладает конкретными характеристиками относительно установленных требований, либо вправе указать в заявке в отношении таких показателей "сведения отсутствуют".
Указанное положение инструкции по заполнению заявки предоставляет право участникам закупки, в случае невозможности установления значений показателей товаров, указать в заявке значения данных параметров, либо в диапазонном виде, либо в конкретном виде.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Федерального закона N 44-ФЗ к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, заявителем в Иркутское УФАС России не были представлены доказательства, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. Самостоятельно доказательства обоснованности доводов жалобы Комиссией не добыты.
Таким образом, довод заявителя жалобы в данной части является необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СибГрадСтрой" частично обоснованной.
2. Признать в действиях специализированной организации нарушение части 4 статьи 65 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание по результатам рассмотрения жалобы не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
5. Направить копию решения сторонам по жалобе.
6. Оператору электронной площадки отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<_> |
Члены комиссии |
<_> |
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 13 сентября 2017 г. N 935
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2017