Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Яныбаевой А.Ф. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ТСН "Петушок", в присутствии (до объявления перерыва):
- представителя Администрации Сосновского муниципального района Карпова О.В., действующего на основании доверенности от 05.09.2017,
- представителя Администрации Сосновского муниципального района Ковач Н.Б., действующего на основании доверенности от 10.02.2017,
- представителя Администрации Сосновского муниципального района Сидякина С.Ю., действующего на основании доверенности от 09.01.2017,
- представителя ТСН "Петушок" Политова Е.Е., действующего на основании доверенности от 28.08.2017,
- представителя ТСН "Петушок" Котовой Г.Т., действующего на основании Протокола от 27.08.2017,
после объявления перерыва стороны не обеспечили явку на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 31.08.2017 поступила жалоба ТСН "Петушок" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение проектно - изыскательских работ по объекту "Строительство дороги Проектная 5 - автомобильная дорога Шершни - Северный Сосновского муниципального района Челябинской области" (извещение N 0169300005017000155) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 16.08.2017 Администрация Сосновского муниципального района объявила о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 16 093 410, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 01.09.2017 в 09:00.
На момент рассмотрения жалобы ТСН "Петушок" контракт не заключен.
В жалобе ТСН "Петушок" указано, что в документации о закупке неправомерно объединены в один лот выполнение работ по инженерным изысканиям и по проектированию строительства автомобильной дороги, так как в силу градостроительного законодательства к хозяйствующим субъектам предъявляются различные требования к членству в саморегулируемой организации как в сфере инженерных изысканий, так и проектирования.
Кроме того, в документации о закупке не установлено требование к участнику закупки и к составу второй части заявки о членстве в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, а также требование к наличию выписки и реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурного проектирования не содержит требование к уровню ответственности участника закупки по договорным обязательствам.
В жалобе также указано, что заказчиком неправомерно включены в закупку выполнение кадастровых работ и постановка земельных участков на учет под полосу отвода автомобильной дороги.
Представители заказчика и уполномоченного органа представили письменные пояснения, на заседании Комиссии с доводами жалобы не согласились и указали следующее.
В документации о закупке правомерно объединены работы по изысканиям и проектированию, так как в силу гражданского законодательства и положений градостроительного законодательства проектирование включает в себя выполнение инженерных изысканий.
В требованиях к составу второй части установлено условие о предоставлении выписки из реестра членов СРО в области проектирования, тогда как уровень ответственности будет проверяться при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке.
При этом, работы по постановке на кадастровый учет земельных участков под полосу отвода автомобильной дороги являются сопутствующими работами, необходимыми для формирования раздела проектной документации - проект полосы отвода автомобильной дороги.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
Как следует из части 2 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также - договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов). Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Частью 4 статьи 48 ГрК РФ работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Кроме того, частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48 ГрК РФ предусмотрены исключительные случаи, при которых отдельным видам юридических не требуется членство в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.
Как следует из части 4 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
При этом, частью 5 статьи 55.17 ГрК РФ предусмотрено, что форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.
Таким образом, в случае, если объект закупки включает в себя выполнение работ по инженерным изысканиям и архитектурно-строительному проектированию объектов капитального строительства, то единым требованием к участнику закупки является членство в саморегулируемой организации как в области инженерных изысканий, так и архитектурно-строительного проектирования с учетом случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48 ГрК РФ. При этом, требованием к составу второй части заявки участника закупки является предоставление выписок из реестра членов саморегулируемой организации с учетом положений частей 4,5 статьи 55.17 ГрК РФ.
При этом, градостроительное законодательство не содержит исключений, позволяющих члену саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования выполнять работы по инженерным изысканиям без наличия членства в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий.
Как следует из извещения и документации о закупке объектом закупки является выполнение проектно - изыскательских работ по объекту "Строительство дороги Проектная 5 - автомобильная дорога Шершни - Северный Сосновского муниципального района Челябинской области".
Пунктом 9.5 технического задания предусмотрено проведение полевых инженерных изысканий в присутствии заказчика с фото и видео фиксацией, с последующим составлением акта приемки полевых работ (инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-экологические, гидрометеорологические, экономические изыскания).
В извещении о закупке, пункте 13 части 1 информационной карты, пункте 12.1 части 2 информационной карты документации об аукционе установлены требования к участнику закупки и к составу второй части заявки о членстве в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования.
Вместе с тем, с учетом объекта закупки, включающего выполнение изыскательских работ, к хозяйствующим субъектам необходимо предъявлять также требование о членстве в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий.
Таким образом, в нарушение части 3 статьи 64, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении и документации об аукционе не установлено требование к участнику закупки и к составу второй части заявки о членстве в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, подтвержденное выпиской из реестра членов саморегулируемой организации с учетом случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47 ГрК РФ.
При этом, доводы жалобы, согласно которым заказчиком не установлены требования к выписке из реестра членов саморегулируемой организации в части наличия у СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств и уровня ответственности участника закупки в указанном фонде, являются необоснованными.
Так, в силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик обязан конкретизировать требования к документам, подтверждающим право участника закупки осуществлять разрешенный вид деятельность, с точки зрения описания объекта закупки, однако уровень ответственности фактически отражает размер отчислений, которые хозяйствующий субъект обязан внести в компенсационный фонд СРО, то есть установление указанного условия к выписке из реестра членов СРО в документации о закупке не является обязательным требованием в силу законодательства о контрактной системе.
2. Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общего смысла законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие нужд (потребности) заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к оказываемым услугам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Как следует из извещения и документации о закупке предмет закупки поименован как выполнение проектно - изыскательских работ, тогда как из пункта 9.2 технического задания следует, что при необходимости дополнительного отвода земельных участков под полосу отвода автомобильной дороги подрядчик должен осуществить следующие действия:
- при наложении земельного участка дополнительного отвода автомобильной дороги на земельные участки, права на которые разграничены - осуществление раздела таких земельных участков с постановкой на государственный кадастровый учет;
- постановка на государственный кадастровый учет земельных участков дополнительного отвода автомобильной дороги, собственность на которые не разграничена.
Как следует из части 1 статьи 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 настоящей статьи.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с осуществлением архитектурно-строительного проектирования определяется на основании Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
Таким образом, архитектурно-строительное проектирование является самостоятельным видом градостроительной деятельности, имеющим своей целью подготовку проектной документации, содержащей материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющей архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон о кадастровой деятельности) кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях.
Согласно статье 37 Закона о кадастровой деятельности результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или работника юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.
Таким образом, проектно-изыскательская и кадастровая деятельность - это два вида профессиональной деятельности, имеющих различную нормативно-правовую регламентацию и отличающихся по целям, задачам и результатам указанных видов деятельности.
При этом, заказчиком также не представлены доказательства того, что выполнение кадастровых работ является неотъемлемым и обязательным этапом архитектурного проектирования.
Кроме того, в документации о закупке не определен объем услуг по разграничению земельных участков под полосу отвода автомобильной дороги, количество объектов недвижимости, которые необходимо поставить на кадастровый учет, а указано лишь на вероятность проведения указанных работ.
На основании изложенного, наименование объекта закупки в части проведения проектно-изыскательских работ, не соответствует описанию объекта закупки, включающему проведение кадастровых работ, объем которых неопределен, что свидетельствует о необъективном и противоречивом описании объекта закупки в нарушение части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Доводы жалобы, согласно которым в документации о закупке указана противоречивая информация об объекте закупки, так как в пункте 5.1 технического задания в графе "вид работ" указано - "строительство", несостоятельные, так как наименование и содержание объекта закупки представляет собой выполнение проектно - изыскательских работ по объекту "Строительство дороги Проектная 5 - автомобильная дорога Шершни - Северный Сосновского муниципального района Челябинской области", то есть из документации о закупке однозначно следует, что предметом закупки является разработка проектной документации на строительство автомобильной дороги.
3. Доводы жалобы, согласно которым заказчик неправомерно объединены в одну закупку работы по инженерным изысканиям и проектные работы, являются несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно статье 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
В соответствии с пунктом 5.2 статьи 48 ГрК РФ договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.
Как следует из подпункта б пункта 10 раздела 2 Постановления N 87 в составе разделов проектной документации должны содержаться исходные данные и условия для подготовки проектной документации на объект капитального строительства. В пояснительной записке указываются реквизиты отчетной документации по результатам инженерных изысканий.
Таким образом, проведение инженерных изысканий является неотъемлемым этапом, необходимым для подготовки проектной документации, что прямо предусмотрено действующим законодательством.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, заявитель не предоставил документального подтверждения доводов жалобы, в том числе сведения об ограничении количества участников закупки ввиду объединения указанных работ в один лот, с приложением подтверждающих документов, что не позволяет сделать вывод об ограничении конкуренции.
В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Пунктом 5.4 проекта контракта установлено, что приемка выполненных работ осуществляется путем составления акта сдачи-приемки выполненных работ после получения Муниципальным заказчиком положительного заключения государственной экспертизы. Срок подписания акта сдачи-приемки выполненных работ Муниципальным заказчиком составляет 10 рабочих дней с момента получения положительного заключения государственной экспертизы. В пункте 5.7 проекта контракта срок оформления результатов приемки выполненных работ определен 5 рабочими днями после получения положительного заключения государственной экспертизы.
Таким образом, в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта содержится противоречивая информация о сроках оформления заказчиком результатов приемки выполненных работ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ТСН "Петушок" на действия заказчика обоснованными в части установления требований к участникам закупки и описания объекта закупки с нарушением законодательства о контрактной системе.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения пунктов 1,2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии А.Ф. Яныбаева
И.О. Кокшарова
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 12 сентября 2017 г. N 598-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.09.2017