Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Ветрова Т.А. |
- |
начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России; |
|
Ясиненко Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Альфа групп" на действия МП "Комбинат похоронно-ритуальных услуг г. Магнитогорска" при проведении электронного аукциона на поставку деревянных лакированных крестов (извещение N 0569600000817000034), в присутствии представителя МП "Комбинат похоронно-ритуальных услуг г. Магнитогорска" (далее - заказчик), действующего на основании доверенности от 06.09.2017, в отсутствие представителя ООО "Альфа групп" (далее - заявитель),
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Альфа групп" на действия МП "Комбинат похоронно-ритуальных услуг г. Магнитогорска" при проведении электронного аукциона на поставку деревянных лакированных крестов (извещение N 0569600000817000034).
Согласно представленным документам, Заказчик 31.08.2017 объявил о проведении электронного аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 350 000 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке -08.09.2017 в 10:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
1. Заказчик изложил единые требования к участнику закупки без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ в части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системы).
2. Заказчик установил требования к содержанию второй части заявки участника с нарушением действующего законодательства.
3. Пункт 9.6.3 проекта контракта содержит требование, противоречащее действующему законодательству, а именно Заказчик указал, что оригинал банковской гарантии передается Заказчику вместе с надлежащим образом заверенной копией генеральной лицензии банка, выдавшего банковскую гарантию в течение 10 календарных дней от даты проведения аукциона.
4. Установление срока предоставления оригинала банковской гарантии "в течение 10 календарных дней от даты проведения аукциона также является нарушение положений действующего законодательства, поскольку статья 70 Закона о контрактной системы позволяет победителю электронного аукциона в течение 13 дней с момента подведения итогов направить Заказчику протокол разногласий.
5. Пункт 9.7 проекта контракта нарушает права победителя закупки, поскольку содержит требование перечислить денежные средства, передаваемые в обеспечение исполнения договора в течение 3 календарных дней до момента заключения договора, поскольку действующим законодательством ограничение срока предоставления обеспечения не предусмотрено.
6. Заказчик в нарушении пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системы к описанию предмета закупки не приложил чертеж или эскизный проект, поскольку содержащиеся в техническом задании фотография предмета закупки не содержит информации о дизайне отдельных элементов и расстоянии между ними.
7. Срок поставки в течение 7 дней приводит к ограничению конкуренции и не позволяет участвовать в закупке поставщикам из других регионов.
Представитель заказчика не согласился с доводами заявителя представил пояснения, что закупочная документация разработана в соответствии с законодательством о контрактной системе, а также с учетом потребности заказчика.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,
1. В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
1.1 Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем в нарушении пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системы извещение о проведении аукциона не содержит перечень требований к участникам, предусмотренный частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системы. Извещение о проведении аукциона содержит только ссылку на часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системы.
1.2 Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Пунктом 10 Информационной карты аукциона Заказчик установил требования к участникам электронного аукциона, а именно: подпунктом 5 пункта 10 Информационной карты аукциона установлено требование об отсутствии у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступление в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, являющихся объектом осуществляемой закупки и административного наказания в виде дисквалификации.
Вместе с тем, подпункт 5 пункта 10 Информационной карты аукциона установлен не в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 31 действующей редакции Закона о контрактной системы.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчик установил требования к участникам не в соответствии с действующими требованиями части 1 статьи 31 Закона о контрактной системы является обоснованным.
1.3 В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Пунктом 13 Информационной карты аукциона Заказчик установил требования к содержанию второй части заявки участника, согласно которым участникам необходимо предоставить декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе; а именно:
-отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с выполнением работы, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
При этом, учитывая, что Заказчик установил требования к участникам не в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 31 действующей редакции Закона о контрактной системы, требования к содержанию второй части заявки также указаны не в соответствии с требованиями Закона о контрактной системы, что является нарушением пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системы.
Довод заявителя о том, что Заказчик установил требования к содержанию второй части заявки участника с нарушением действующего законодательства является обоснованным.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Исходя из содержания части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Извещение о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
В Приложении N 1 к документации об электронном аукционе - Спецификации указано, что внешний вид товара должен соответствовать рисунку, представленному в спецификации.
Вместе с тем, исходя из представленной информации (в том числе на основании рисунка) участнику не представляется возможным определить характеристики отдельных элементов товара и расстояние между ними.
В связи с чем, Заказчиком в нарушении пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системы в описании объекта закупки указаны не все функциональные, технические и качественные характеристики товара, что не позволяет участникам закупки сформировать свое коммерческое предложение.
3. Согласно части 8 статьи 42 Закона о контрактной Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 96 Закона о контрактной системы Заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфом 3 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей), пунктами 2, 7, 9, 10 части 2 статьи 83, пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4 - 11, 13 - 15, 17, 20 - 23, 26, 28 - 34, 40 - 42, 44, 45, 46, 47 - 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 - 48, не предусмотрена выплата аванса), 51, 52 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
Согласно извещению о проведении аукциона размер обеспечения исполнения контракта составляет 17 500 рублей.
Вместе с тем, Заказчик в нарушении требований части 2 статьи 96 Закона о контрактной системы в извещении не указал порядок предоставления обеспечения исполнения контракта и требования к обеспечению.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системы исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно пункту 15 Информационной карты аукциона исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком, включенным в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, включенную в реестр банковских гарантий и соответствующую требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, либо внесением денежных средств в размере, установленном настоящей документацией на счет заказчика, указанный в пункте 3.11 части 2 информационной карты аукциона в электронной форме.
Согласно пункту 9.6.3 проекта контракта оригинал банковской гарантии передается Заказчику, вместе с надлежащим образом заверенной копией генеральной лицензии банка, выдавшего банковскую гарантию в течение 10 (десять) календарных дней от даты проведения аукциона.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. N 1005 допускает оформление банковской гарантии в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка (далее - гарант), на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Постановление Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. N 1005 "О банковских гарантия" используемых для целей Закона о контрактной системы устанавливает перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии. В соответствии с вышеуказанным перечнем бенефициар одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы банковской гарантии (далее - требование по банковской гарантии) направляет гаранту следующие документы:
- расчет суммы, включаемой в требование по банковской гарантии;
- платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром аванса принципалу, отметкой банка бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплат аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса);
- документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиям контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока);
- документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрани приказ о назначении, доверенность).
Кроме того, банковская гарантия размещается банком в реестре банковских гарантий, поэтому требование Заказчика о предоставлении оригинала банковской гарантии для заключения контракта не предусмотрено действующим законодательством и довод Заявителя в указанной части является обоснованным.
Согласно части 4 статьи 96 контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 9.6.3 проекта контракта оригинал банковской гарантии передается Заказчику, вместе с надлежащим образом заверенной копией генеральной лицензии банка, выдавшего банковскую гарантию в течение 10 (десять) календарных дней от даты проведения аукциона.
Согласно пункту 9.7 проекта контракта денежные средства, передаваемые в обеспечение исполнения настоящего Договора, должны быть перечислены в течение 3 (трех) календарных дней до момента заключения Договора и в размере, установленном аукционной документацией, на счет Заказчика. Реквизиты счета для перечисления денежных средств указываются в аукционной документации.
При этом, Законом о контрактной системы не установлен срок в течение которого участник должен предоставить обеспечение исполнения контракта.
Таким образом, требования Заказчика к сроку предоставления обеспечения исполнения контракта, закрепленные в пунктах 9.6.3 и 9.7 проекта контракта являются нарушением части 4 статьи 96 Закона о контрактной системы, а довод Заявителя в указанной части является обоснованным.
4. Согласно жалобе Заявителя срок поставки, установленный Заказчиком не позволяет участвовать хозяйствующим субъектам из других регионов.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из анализа частей 1,9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Вместе с тем, заявителем не представлены документы, подтверждающие довод жалобы о том, что срок поставки, установленный Заказчиком ограничивает конкуренцию.
На участие в закупке, согласно представленной информации Заказчиком, было подано 3 заявки участников, что свидетельствует о достаточно уровне конкуренции среди участников.
Таким образом, заявитель не предоставил документального и нормативного подтверждения довода жалобы, которые бы позволяли сделать вывод об ограничении числа участников закупки.
В связи с чем, довод Заявителя об установлении срока поставки, ограничивающего число участников является необоснованным в силу недоказанности.
Комиссия, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Альфа групп" на действия МП "Комбинат похоронно-ритуальных услуг г. Магнитогорска" при проведении электронного аукциона на поставку деревянных лакированных крестов (извещение N 0569600000817000034) частично обоснованными, необоснованным довод заявителя об ограничении числа участников закупки.
2. Признать в действиях заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 33, части 8 статьи 42, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 5 статьи 66, частей 2,4 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, закупочной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Т.А. Ветрова
Е.В. Ясиненко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 7 сентября 2017 г. N 25-03-44/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.09.2017