Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
рассмотрев жалобу ООО "ТАНДЕМ" (далее - Заявитель) на действия отдела капитального строительства администрации МО Выселковский район (далее - Заказчик) при проведении администрацией МО Выселковский район (далее - Уполномоченный орган) электронного аукциона: "Капитальный ремонт спортивного зала МБОУ СОШ N 15 ст. Бузиновской МО Выселковский район" (извещение N 0318300163317000025) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО "ТАНДЕМ" указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок: 1) установлены требования к описанию участниками закупки товаров, значения показателей которых определяются по результатам испытаний (позиции 4 "Раствор", 5 "Кирпич керамический"); 2) Заказчиком не указаны параметры размеров товара (позиция 5 "Кирпич керамический"), что может вводить участников закупки в заблуждение; 3) в извещении об осуществлении закупки не установлен порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта; 4) в извещении об осуществлении закупки и в аукционной документации содержатся противоречивая информация в отношении индивидуального кода закупки.
Представителями Заказчика и Уполномоченного органа представлено извещение о проведении закупки, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представители Заказчика и Уполномоченного органа не согласны и считают, что документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией МО Выселковский район проводился электронный аукцион: "Капитальный ремонт спортивного зала МБОУ СОШ N 15 ст. Бузиновской МО Выселковский район" (извещение N 0318300163317000025). Заказчик - отдел капитального строительства администрации МО Выселковский район.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 547 200,00 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пп. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Приложении N 1 к Разделу 2 "Сведения о товарах (материалах, оборудовании) используемых при выполнении работ "Капитальный ремонт спортивного зала МБОУ СОШ N 15 ст. Бузиновской МО Выселковский район" аукционной документации установлены следующие требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, в частности:
N п/п |
Наименование товара (материала, оборудования) |
Товарный знак* (при наличии) |
Требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки** (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие) |
|
Наименование показателя, ед. изм. показателя |
Значение показателя |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4 |
Раствор |
|
Марка по прочности на сжатие, не менее |
М 50, М 150 |
Марка по подвижности |
Пк2;Пк3 |
|||
Марка по морозостойкости |
F25; F35; F50 |
|||
5. |
Кирпич керамический |
|
Марка по прочности |
Не менее М100 |
Марка по морозостойкости |
F35; F50; F75 |
Согласно п. 3.2 ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия (с Изменением N 1)" условное обозначение строительного раствора при заказе должно состоять из сокращенного обозначения с указанием степени готовности (для сухих растворных смесей), назначения, вида применяемого вяжущего, марок по прочности и подвижности, средней плотности (для легких растворов) и обозначения настоящего стандарта.
Пример условного обозначения тяжелого раствора, готового к употреблению, кладочного, на известково-гипсовом вяжущем, марки по прочности М100, по подвижности - Пк2:
Раствор кладочный, известково-гипсовый, М100, Пк2, ГОСТ 28013-98.
В соответствии с п. 4.2.2 ГОСТ 28013-98 основные свойства затвердевшего раствора:
- прочность на сжатие;
- морозостойкость;
- средняя плотность.
При необходимости могут быть установлены дополнительные показатели по ГОСТ 4.233.
Пунктом 4.3 ГОСТ 28013-98 определено что, в зависимости от подвижности растворные смеси подразделяют в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
|
|
|
|
|
|
Марка по подвижности Пк |
Норма подвижности по погружению конуса, см |
||||
Пк1 |
От |
1 |
до |
4 |
включ. |
Пк2 |
Св. |
4 |
" |
8 |
" |
Пк3 |
" |
8 |
" |
12 |
" |
Пк4 |
" |
12 |
" |
14 |
" |
Согласно п. 4.10 ГОСТ 28013-98 прочность растворов на сжатие в проектном возрасте характеризуют марками: М4, М10, М25, М50, М75, М100, М150, М200.
Марку по прочности на сжатие назначают и контролируют для всех видов растворов.
Пунктом 4.11 ГОСТ 28013-98 морозостойкость растворов характеризуют марками.
Для растворов установлены следующие марки по морозостойкости: F10, F15, F25, F35, F50, F75, F100, F150, F200.
В соответствии с п. 4.1.3 ГОСТ 530-2012 "Кирпич и камень керамические. Общие технические условия" по прочности кирпич подразделяют на марки М100, М125, М150, М175, М200, М250, М300; клинкерный кирпич - М300, М400, М500, М600, М800, М1000; камни - М25, М35, М50, М75, М100, М125, М150, М175, М200, М250, М300; кирпич и камень с горизонтальными пустотами - М25, М35, М50, М75, М100.
Согласно п. 4.1.4 ГОСТ 530-2012 по морозостойкости изделия подразделяют на марки F25, F35, F50, F75, F100, F200, F300.
В соответствии с п. 4.3.1 ГОСТ 530-2012 условное обозначение керамических изделий должно состоять из обозначения вида изделия в соответствии с таблицами 2 и 3; букв р - для рядовых, л - для лицевых, кл -для клинкерных, пг - для камней с пазогребневой системой, ш - для шлифованных камней; обозначения размера кирпича - в соответствии с таблицей 2, номинальных размеров камня - в соответствии с таблицей 3, рабочего размера камня с пазогребневой системой - в соответствии с таблицей 3, обозначений: по - для полнотелого кирпича, пу - для пустотелого кирпича, марок по прочности, класса средней плотности; марки по морозостойкости и обозначения настоящего стандарта.
Примеры условных обозначений:
Кирпич рядовой (лицевой), полнотелый, размерами 250х120х65 мм, формата 1НФ, марки по прочности М200, класса средней плотности 2,0, марки по морозостойкости F50:
КР-р-по (КР-л-по) 250х120х65/1НФ/200/2,0/50/ГОСТ 530-2012.
Согласно п. 6.11 ГОСТ 530-2012 каждая партия поставляемых изделий должна сопровождаться документом о качестве, в котором указывают, в том числе, марку по прочности, класс средней плотности, марку по морозостойкости.
Заказчиком установлены требования к маркам по прочности на сжатие, по подвижности, по морозостойкости по позиции 4 "Раствор", требования к маркам по прочности, по морозостойкости по позиции 5 "Кирпич керамический", которые должны быть обеспечены при выполнении конкретного вида работ. Использование конкретных марок установлены технической документацией Заказчика. Марки по прочности на сжатие, по подвижности, по морозостойкости по позиции 4 "Раствор", марки по прочности, по морозостойкости по позиции 5 "Кирпич керамический" являются основными качественными характеристиками товаров.
Таким образом, требования Заказчика, установленные по позиции 4 "Раствор" к марки по прочности на сжатие, по подвижности, по морозостойкости, по позиции 5 "Кирпич керамический" к марки по прочности, по морозостойкости, не являются требованиями к показателям товаров, значения которых определяются по результатам испытаний.
В Приложении N 1 к Разделу 2 "Сведения о товарах (материалах, оборудовании) используемых при выполнении работ "Капитальный ремонт спортивного зала МБОУ СОШ N 15 ст. Бузиновской МО Выселковский район" аукционной документации установлены следующие требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, в частности:
N п/п |
Наименование товара (материала, оборудования) |
Товарный знак* (при наличии) |
Требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки** (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие) |
|
Наименование показателя, ед. изм. показателя |
Значение показателя |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5. |
Кирпич керамический |
|
Номинальный размер, мм |
250х120х65 |
Согласно п. 3.2 ГОСТ 530-2012 "Кирпич и камень керамические. Общие технические условия" кирпич нормального формата (одинарный): Изделие в форме прямоугольного параллелепипеда номинальными размерами 250х120х65 мм.
В соответствии с п. 4.3.1 ГОСТ 530-2012 условное обозначение керамических изделий должно состоять из обозначения вида изделия в соответствии с таблицами 2 и 3; букв р - для рядовых, л - для лицевых, кл -для клинкерных, пг - для камней с пазогребневой системой, ш - для шлифованных камней; обозначения размера кирпича - в соответствии с таблицей 2, номинальных размеров камня - в соответствии с таблицей 3, рабочего размера камня с пазогребневой системой - в соответствии с таблицей 3, обозначений: по - для полнотелого кирпича, пу - для пустотелого кирпича, марок по прочности, класса средней плотности; марки по морозостойкости и обозначения настоящего стандарта.
Примеры условных обозначений:
Кирпич рядовой (лицевой), полнотелый, размерами 250х120х65 мм, формата 1НФ, марки по прочности М200, класса средней плотности 2,0, марки по морозостойкости F50:
КР-р-по (КР-л-по) 250х120х65/1НФ/200/2,0/50/ГОСТ 530-2012.
Таким образом, установленный Заказчиком показатель "Номинальный размер" по позиции "Кирпич керамический" не противоречит требованиям государственного стандарта и нормам ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
На основании п. 8) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация, в том числе:
размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом) (п. 7 ст. 42 Закона о контрактной системе);
размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона) (п. 8 ст. 42 Закона о контрактной системе).
В Извещении о проведении электронного аукциона для закупки N 0318300163317000025 в разделе "Обеспечение заявок" Заказчиком установлено:
Требуется обеспечение заявок |
|
Размер обеспечения заявок |
35472.00 |
Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок |
Обеспечение заявки |
Платежные реквизиты для перечисления денежных средств при уклонении участника закупки от заключения контракта |
"Номер расчётного счёта" 40302810600005000190 "Номер лицевого счёта" "БИК" 040349001 |
В разделе "Обеспечение исполнение контракта" Извещения о проведении электронного аукциона для закупки N0318300163317000025 указано:
Требуется обеспечение исполнения контракта |
|
Размер обеспечения исполнения контракта |
1064160.00 |
Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта |
Обеспечение контракта |
Платежные реквизиты для обеспечения исполнения контракта |
"Номер расчётного счёта" 40302810600005000190 "Номер лицевого счёта" "БИК" 040349001 |
Разделом 4 аукционной документации Заказчиком установлен порядок предоставления обеспечения заявок на участие в электронном аукционе, Разделом 5 аукционной документации определены сроки и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что при составлении извещения из-за отсутствии технической возможности из-за ограничений по количеству вводимых знаком сведения о порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок и порядке предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта указаны в аукционной документации.
Таким образом, в извещении об осуществлении закупки в нарушение п. 7), 8) ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчиком не установлен порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. В свою очередь, отсутствие данных сведений не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно протоколу N 0318300163317000025-1 рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 04.09.2017 г. на участие в электронном аукционе поступило пять заявок.
Частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе обусловлено, что идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В Извещении о проведении электронного аукциона для закупки N 0318300163317000025 указан следующий идентификационный код закупки (далее - ИКЗ) 173232801015523280100100070074329244.
В п. 9 Раздела 1 "Информационная карта" Заказчиком указан ИКЗ 173232801015523280100100070004329244, не соответствующий ИКЗ, указанному в извещении о проведении закупки.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что в информационной карте при копировании номера ИКЗ допущена опечатка.
На основании п. 3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТАНДЕМ" обоснованной в части отсутствия в извещении об осуществлении закупки сведений о порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок и порядке предоставления обеспечения исполнения контракта, требований к обеспечению, информации о банковском сопровождении контракта; а также установления в аукционной документации противоречивой информации в отношении индивидуального кода закупки.
2. Признать в действиях Заказчика - отдела капитального строительства администрации МО Выселковский район нарушение ч. 3 ст. 7, п. 7), 8) ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанные нарушения на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияли, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300163317000025).
5. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 6 сентября 2017 г. N ЭА-2332/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.09.2017